Акция
На днях состоялась презентация доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика», подготовленного группой авторов под руководством ректора Воронежской государственной академии искусств Эдуарда Боякова
Эдуард Бояков. Фото Виталия Черникова
Эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Лондона и Глазго несколько месяцев изучали функционирование культурной сферы нашей области по 32 направлениям.
Отдельные главы доклада (объем которого – 476 страниц) посвящены архитектуре и социологии культурной среды, религии и Интернету, молодежным субкультурам и паркам, академическому и неакадемическому изобразительному искусству, театру и даже гастрономии. Самая большая из них посвящена ситуации с культурным наследием. При этом руководитель группы на презентации подчеркнул, что этот документ не претендует на официальный статус и исчерпывающий анализ ситуации. "Это начало большого процесса".
Ныне на региональном уровне существуют три стратегии развития культуры.
Первая - социальная, связанная с просвещением, распространением культуры - в том числе традиционной, корневой, - в регионе, ее доступностью. Эта стратегия - центробежная, ее основная локализация - "спальные" районы, райцентры, малые города. Вторая связана с созданием и консолидацией элиты, вовлечением в культурные процессы бизнеса, формированием культурных центров, развитием престижных фестивалей, которые заставили бы говорить о Воронежской области. Она направлена на достижение экономических целей - улучшение инвестиционного климата, развитие туризма, привлечение квалифицированных специалистов и крупных компаний.
Третья связана с деятельностью творческих индустрий: сегодня многие культурные практики, которые требовали дотаций, становятся самостоятельными игроками - это касается сферы дизайна, программного обеспечения и еще ряда сфер, которые могут вывести Воронеж в число лидеров.
В докладе отмечается, что в Воронежской области "сегодня присутствует первая стратегия, однако есть и элементы второй", пример - Платоновский фестиваль. Культурную среду и культурную политику предлагается обустраивать на основе "гармоничного сочетания" трех стратегий.
Полный текст доклада желающие могут скачать на сайте Департамента культуры и архивного дела Воронежской области. Мы же остановимся лишь на отдельных положениях, прозвучавших на презентации.
Расходы на культурную сферу из консолидированного бюджета Воронежской области составляют примерно 4 процента от общей суммы расходов. Это средний показатель для регионов Центрального федерального округа. Заметнее стало внимание властей к музеям, театрам, фестивалям. Но что знают о происходящих у нас культурных событиях за пределами области? Что вообще слышали в России о Воронеже? Какие местные бренды наиболее узнаваемы в 2013 году? Конечно, таковыми могут быть и памятники архитектуры, и имена известных писателей, актеров, художников, и даже их персонажи.
Воронежцы упоминают имена А.В.Кольцова и И.С.Никитина. Но страна наш город знает прежде всего как родину Котенка с улицы Лизюкова. У иных опрошенных это была единственная ассоциация с городом. Также Воронеж связывают с именем Петра Первого. Но мы - не единственный город, в судьбе которого тот оставил след. Судя по докладу, перспективными представляются образы города как столицы Центрального Черноземья - и, собственно, чернозема. Котенок из мультфильма - персонаж, безусловно, положительный, и все же необходимо предпринять меры, чтобы наш город знали еще и как место, где пела Мария Мордасова. Тем более что у нас немало продолжателей ее дела.
Воронеж - город литературоцентричный. Даже упомянутый выше котенок Василий - персонаж не только мультфильма, но и литературного произведения. Здесь работают литературные музеи, включая школьные и библиотечные. В фондах хранятся ценнейшие материалы. Одних только музеев Сергея Есенина у нас два - причем один, что немаловажно, создан на средства предпринимателя Владимира Бубнова.
Действуют две писательские организации, выходят книги, издается журнал "Подъем", проводятся литературные вечера - в том числе и в райцентрах. Но с творениями современных воронежских поэтов и прозаиков их земляки знакомы пока не очень хорошо.
Все эксперты назвали уникальной ситуацию с краеведением. У нас существует большое и организованное сообщество энтузиастов, хранящих историю края. Такого количества мемориальных досок или школьных музеев не встретишь в других областных центрах. Когда доклад готовился, один из экспертов Борис Куприянов на встрече с воронежцами рассказывал, что был приятно поражен обилием издаваемых у нас книг о местной истории.
Этой темой издательские проекты не исчерпываются. Эксперты отметили высокий технический уровень и хорошее качество воронежских книг, поддержку издательств (и писательских организаций) со стороны областного правительства. Однако на российском книжном рынке эти наши достижения практически неизвестны, книги за пределами области (на самом деле - за пределами Воронежа) недоступны.
Едва ли не единственное исключение - Центр духовного возрождения Черноземного края, участвующий в московских книжных ярмарках.
При этом издательствам выгоднее печатать свои тиражи в Харькове или Нижнем Новгороде. Вывести воронежские издательства на общероссийский уровень вполне реально, считают авторы доклада. Примером субсидирования книги общероссийского значения стал сборник стихов Дмитрия Веневитинова, который вышел к открытию после реконструкции музея-усадьбы в Новоживотинном.
Безусловно, среди наблюдений и пожеланий экспертов можно найти некоторое количество спорных тезисов. Кое-кто из тех, чья деятельность упомянута в докладе (или не упомянута), отреагировал бурно. Пожалуй, наибольшие споры вызвали предложения Эдуарда Боякова, касающиеся театра оперы и балета: - Современный оперный театр не может строить репертуар, как драматический театр Владимира Петрова или Михаила Бычкова. Он не выдержит конкуренцию…
Большинство воронежских экспертов говорят о необходимости серьезной реконструкции театра. Я бы не спешил с этим. Нужно сначала разбираться, какова будет его кадровая и творческая политика. Необходимо разрабатывать концепцию театра оперы и балета. Речь идет о кардинальном изменении подходов. В частности, нужно отказаться от труппы.
Замечу, впрочем, что эти идеи не нашли отражения в соответствующей главе доклада, подготовленной продюсером Марией Кублановой и воронежским театральным критиком Надеждой Роготовской.
Некоторые пожелания кажутся в нынешних условиях риторическими и утопическими. Да, очень хотелось бы, чтобы в Воронеже работали не только одиночные студенческие киноклубы, где можно посмотреть и обсудить шедевры Бунюэля, Бертолуччи или Годара. Но насколько реальна перспектива открытия у нас Дома кино, идею которого озвучил в своем выступлении Эдуард Бояков? И насколько готов город к производству собственного кинопродукта? С другой стороны, открытие на базе ВГУ школы анимации показывает, что некий потенциал у этой темы имеется.
Авторы доклада явно рассчитывают на неравнодушную реакцию. Среди их оппонентов, безусловно, есть люди, искренне озабоченные будущим местной культуры, хотя и по-другому видящие ее будущее. Хотелось бы, чтобы критики обошлись без навешивания поросших мхом идеологических ярлыков.
Так или иначе, доклад и содержащиеся в нем наблюдения заслуживают пристального изучения. А у авторов этого документа есть еще месяц для того, чтобы выслушать оппонентов и каким-то образом учесть критику.
Виталий Черников
Источник: газета "Воронежская неделя" N 39 (2128), 25.09.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013