Четыре столетия отделяют нас от того времени, «как вдали от границ тогдашней Московии - России, среди малолюдных степей, по которым блуждали шайки бездомных бродяг, беглых стрельцов, невзлюбивших нововведений Великого Петра», в районе нынешнего села Монастырщина возникла святая обитель
Много легенд и тайн она хранит. По одной из них, Петр I при своем походе в Азов встретил на этом месте старца-пустынника, который благословил и предсказал царю победу. Так было или нет, но легенда имеет под собой основания. В "Походных журналах 1696 года" есть запись: "В 8 день (8 мая 1696 год), в 5-м часу прошли монастырь Донецкий, стоит на берегу на правой стороне, после полдень прошли городок Донецкий, стоит на левой стороне на берегу, да речку Донец, ниже городка впала в Дон с левой стороне, да проехали Казанку".
Сама пустынь, вблизи Абросимова караула, построена намного раньше, где-то в 1571 году, еще до посещения ее царем. Тем не менее основателем Донецкой Успенской пустыни был старец монах, "может быть, из упраздненной Пристанской пустыни, находившейся в Донецком юрте", - об этом писал преосвященный Дмитрий. Впоследствии сюда и был переведен Азовский Предтечев монастырь, получивший в дальнейшем название Донского Предтечева монастыря.
Место выбрано не случайно: именно здесь остановился Петр Великий при своем возвращении из Азовского похода. И этому имеется подтверждение в "Походных журналах 1696 года": "В 10 день (10 сентября 1696 года), день был красный и холодный приехали к городку Донецкому, и ночь была холодная, и ночевали". Тем не менее Петр I предписал перенести Азовский Предтечев монастырь на место Успенской Донской обители в благодарность за предсказания старца, хотя были и более близкие пустыни в Усть Медведецкой и Троицко-Мигулинской станицах.
Вскоре к монастырю переселились бывшие Ступинские крестьяне, переведенные из села Орловка Донковского уезда Рязанской губернии.
В 1711 году для строительства и служения в Предтечев монастырь было разрешено архимандриту Иосафу "перевести с 30 человеками братии в Успенскую Донскую пустынь, для чего пожаловано было монастырю" пустующий юрт бывшей Донецкой станицы, уничтоженной Петром I. Юрт - длиной 50 верст и шириной 20 верст. В 20 верстах от монастыря располагалась мельница, в "войсковых дачах казацкой Донской станицы".
Среди вещей, привезенных в Новодонецкую Предтечеву обитель, имелось следующее имущество: иконостас Азовский столярной работы; напрестольное Евангелие, печатанное в 1694 году; крест напрестольный с позолотой, 20 февраля 1697 году пожалованный самим Петром, весом 1 фут 50 золотников; крест серебряный позолоченный, весом 2 фута 22 золотника и другая церковная утварь. В Успенской обители, а впоследствии – в Донском Предтечевом монастыре, находились две иконы Иоанна Предтечи. Одна - большая, без металлического оклада, укреплена золотыми венчиками и усыпана богатыми каменьями. Другую икону Иоанна Предтечи вывезли из Азова, написана она на кедровой доске. Первоначально ее разместили в старой Успенской обители, затем перенесли в новый Предтечев монастырь, размещенный где-то в восьми верстах от села Монастырщина.
Святость Азовской иконы и ее легендарная история прежде всего связаны с 1637 годом, когда донские казаки овладели Азовом и несколько лет сражались со стотысячным войском татар и турок.
Вторым важным событием Чудотворной иконы, как пишет Г.Броневский в "Истории войска Донского", было следующее: "…когда де Донские казаки, при осаде их в городе Азове, защищались, более чем против 100 тысяч турок, и, изнемогши, хотели оставить оный, в то время одному из старцев в сие явилась прекрасная жена, одетая в багряну ризу, и древний муж, властный и босой, обещавший защиту и помощь за их истое и христианское терпение. Тут казаки обратились с молитвою в церковь и увидели, что на иконе Иоанна Предтечи, хранившейся в Азовской церкви, потекли слезы, как роса. Эти теплейшие слезы Угодника Христова были так сильны и чудотворны, что неприятель, как видно устрашенный, сам отступил от городских стен и обратился в бегство".
Новодонецкий Предтечев мужской монастырь. 1900 год.
Чудотворная икона Святого Предтечи крестителя Господня, "на кедровой доске", по преданию написана в 1527 году. При этом хранилась она в Азове еще до прихода казаков и была оставлена в храме греческими торговцами. Когда казаки уходили из Азова, то икону закопали, то ли под церковь, то ли в церковную стену. В 1696 году, при штурме Азова вместе с казаками войсками Петра I, одно из ядер угодило в церковную стену, откуда и выпала святая икона. Есть и другая версия возвращения иконы: будто бы когда Петр I приступал к возведению нового крепостного вала, то "нашел в земле вместе с рывшими ров казаками две иконы: одну Знамения Божьей Матери, начертанной на внутренней стороне большой раковины, которую царь пожертвовал в новый Азовский собор, и другую св. Иоанна Предтечи".
Рисунок иконы был следующий: "Предтеча изображен готовым идти из пустыни в мир на проповедь. Строгое загорелое его лицо выражает пустынножителя... Оно продолговато, нос с горбинкой, глаза поникшие, волосы всколоченные, борода небольшими прядями. Роста высокого, телом тощ, верблюжья его одежда охвачена поясом. В левой руке у него трость с витком, где написана словяно-греческая надпись..."
Икона "Иоанна Предтечи в пустыне" была красива, поля иконы убраны серебром. Во всем окладе два фута 80 золотников. Длина 13,5 вершка, а ширина 9,5 вершка.
Из древностей Азовского монастыря, привезенных в Донецкое (Монастырщину), оказался и 115-пудовый колокол. Надпись на нем дана самим Петром Великим и гласила:
"Лета 7205, то есть 1697 года, ноября в первый день во славу Всемогущего в Троице Святой славимого Богу, появлением Благочестивейшего Великого Государя царя и Великого Князя Петра Алексеевича и Малыя и Белыя России Самодержавца и многих государств и земель восточных и западных и северных Отчича и Дедича и Наследника и Государя и обладателя вылить колокол сей в завоеванной Его Великого Государя городе Азове, который от войцк Великого Государя взят из повладения султана турецкого Мустафы в прошлом 7204 году июля 19, в монастырь честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в честь имени Его Святого во благочестие и радость православным хрестианам, а на посрамление нечестивым магометанам".
Когда в Донецкое привезли церковную утварь, то при разгрузке колокол упал на церковную утварь и угодил прямо на икону Иоанна Предтечи, чудотворность иконы позволила ей уцелеть, а колокол разбился.
Впоследствии был отлит новый колокол. Интересно, что когда построили Новый Предтечев монастырь, в 8 верстах от Монастырщины, то случился "бабий бунт". Когда за колоколом приехал обоз забирать его в другой монастырь, то женщины "ухватили за веревки, за колеса, за грядки телег, положились на землю перед колокольней, набились на ея лесенки, - и заставили обратиться вспять монастырский обоз". Так колокол и не отдали.
Чудотворная икона же много странствовала по России и где-то бесследно пропала.
Евгений Романов,
краевед
г.Богучар, Воронежская область
Источник: газета "Коммуна" N 136 (26158), 17.09.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013