Дата | | 22 года назад, 19 августа 1991 года, была предпринята попытка спасти СССР
Иван ШАБАНОВ,
в 1991 году первый секретарь Воронежского обкома КПСС
(Окончание. Начало в N120)
Ну а теперь о главном - что же происходило тогда с СССР? В 1990 году, видя, что центральной власти практически уже нет, субъекты страны стали чуть ли не ежедневно провозглашать суверенитеты. Тон в этом, к сожалению, задала Россия. 12 июня I съезд народных депутатов РФ принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР».
20 июня такую же декларацию принял парламент Узбекской ССР, затем Молдавской ССР и Украинской ССР. Несколько позже - Казахской, Киргизской, Таджикской ССР. Процесс этот охватил и автономные республики: Северная Осетия, Чечено-Ингушетия, все автономии России (кроме Дагестана), три автономии Грузии - Абхазия, Южная Осетия и Аджария также приняли свои "суверенитетские декларации". Многие края и области Российской Федерации начали ставить вопрос о переходе в статус республик.
И вот в этой обстановке IV Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 года принял решение о назначении референдума с вопросом: "Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, в которых будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?"
Сама постановка вопроса, навязанная Горбачевым, - быть или не быть Советскому Союзу - у большинства из нас тогда вызвала протест, недоумение и рассматривалась не иначе как очередная его явно провокационная идея. Для широких народных масс этот вопрос не существовал, а потому вызывал в лучшем случае удивление, а то и возмущение.
И, тем не менее, референдум в стране состоялся. Его результаты оказались впечатляющими: из 186,6 млн. граждан, имеющих право участвовать в референдуме, на избирательные участки пришли 148,6 млн. человек, или 80 процентов избирателей. Из них за сохранение Союза проголосовали 113,5 млн. человек (76,4 процента).
Но одновременно шесть союзных республик из пятнадцати - Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия отказались от участия в референдуме, то есть получили определенные правовые основания считать, что они более не являются субъектами СССР! Совершенно очевидно, что это было начало "разбалансирования" СССР. Вот чего добился Горбачев, "играя" в референдум.
Вслед за референдумом 23 апреля 1991г. Горбачев и его сообщники придумали новую "игру" - в "союзный договор".
Вместо принятия неотложных практических мер по улучшению социально-экономической ситуации в стране (а она была удручающей) государственные мужи, властные структуры были втянуты в бесконечные "совещания" относительно содержания этого самого "нового союзного договора". Но самое удивительное состоит в том, что о действующей Конституции СССР участники этих совещаний даже и не вспоминали.
29-30 июля 1991г. в Ново-Огареве состоялась встреча Горбачева, Ельцина и Назарбаева. Теперь-то известно, что они, конечно, обсуждали вопросы заключения Союзного договора, прекращения деятельности союзных законодательных и исполнительных органов власти. Но тогда общественность, советские люди не были об этом информированы проповедниками "открытости и гласности" в политике. Все это в подробностях всплыло только после августовских событий, т.е. когда дело было уже сделано. И если бы ничего не произошло, то 20 августа 1991г. после подписания нового Союзного договора советские граждане оказались бы перед фактом прекращения существования Советского Союза.
И все шло к этому, если бы 15 августа 1991г. "Московские новости" не опубликовали проект Союзного договора. При этом газета отметила, что "публикуемый документ до сих пор хранится в секрете", хотя совершенно ясно, что "общественное обсуждение определяющего судьбу миллионов людей документа должно начаться как можно раньше".
Те, кто работал тогда рядом с Горбачевым, отмечали, что публикация у него вызвала своего рода шок. Он, "борец за гласность" звонил из Фороса, метал громы и молнии, требовал выявить "виновника" этой акции. Но делать было нечего, и 16 августа Союзный договор пришлось опубликовать во многих центральных газетах.
Ознакомившись с текстом договора, все здравомыслящие люди поняли, почему подписание его нельзя допустить. Кратко напомним, что в нем, в частности, предлагалось:
1. Каждая республика СССР становится суверенным государством (?!) 2. Эти государства самостоятельно решают все вопросы своего развития.
3. Они, эти государства, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое государственное и административно-территориальное устройство (?!) 4. Они самостоятельно проводят внешнюю политику (?!) 5. Членство государств в Союзе является добровольным.
6. Даже военная политика должна быть сферой совместного (?) ведения Союза и суверенных государств.
7. Земля, недра и другие природные ресурсы являются собственностью этих новоявленных суверенных государств… (Надо ли комментировать, что в таком случае остается от Союза).
8. Система налогов и сборов устанавливается одноканальной (доля их поступлений в союзный бюджет вообще не устанавливалась, республики сами определяли бы, какую, мягко говоря, "подачку" дать Союзу ?!).
9. Законы республик обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза (а что "относилось к Союзу" видно из вышеперечисленных пунктов).
10. Настоящий договор вступает в силу немедленно с момента подписания их полномочными делегациями (т.е. на Верховном Совете СССР договор рассматривать уже и нет смысла?!
А потому Президент России Ельцин, к примеру, заявил, что начиная с 21 августа 1991 года никакие союзные органы действовать уже не будут. Сказано было предельно ясно.) В то время как большинство советских людей и мысли не допускало, что с великой державой может что-то случиться, Горбачев, ведя двурушническую политику в тайне от народа, наплевав на Конституцию СССР (Основной Закон?), попирая все законы, делал и сделал свое черное дело.
После ликвидации КПСС, как известно, на слом пошли и другие важнейшие государственные учреждения: Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет РСФСР, Кабинет Министров СССР, Комитет Государственной безопасности СССР. Особое опасение у Горбачева вызывал Съезд народных депутатов, который мог согласно Конституции лишить его власти Президента. За очевидное грубейшее попрание Основного Закона в связи с подготовленным им к подписанию Договора о Союзе суверенных государств вместо конституционного СССР. Поэтому именно Съезд являлся помехой для тех, кто разваливал Державу.
И вот Горбачев вместе с главами 12 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Грузия, Молдавия, Туркмения) в спешном порядке составили Заявление, с которым 2 сентября 1991г. вышли на Съезд. Перепуганные происходящим в стране, усыпленные болтовней Президента, депутаты ради "обновления страны и ускоренных преобразований" установили "переходный период до принятия новой Конституции", создали Государственный Совет, а для руководства экономикой - временный экономический комитет. Для сговорчивости же депутатам "бросили кость": "сохранить статус народных депутатов СССР на весь срок, на который они были избраны".
На следующий день после роспуска Съезда вышли постановления новоиспеченного Государственного Совета о предоставлении независимости Латвии, Литве и Эстонии. Роспуск Съезда развязал Горбачеву руки, и он, наконец, выполнил пожелания американского президента Дж. Буша "отпустить на волю республики Прибалтики". США с ними немедленно установили дипломатические взаимоотношения.
Другие республики Союза, видя все это, быстро приняли собственные законы, делавшие их фактически неподвластными Москве. Подчеркнем главное: акты Госсовета были в вопиющем противоречии с Конституцией СССР, союзным Законом "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", в "вопиющем противоречии" с принятым лишь днем назад Постановлением Съезда народных депутатов СССР, в котором сказано, что "обретение независимости республиками, решившими отказаться от вхождения в новый Союз, требует проведения их переговоров с СССР для решения всего комплекса вопросов". А так, росчерком пера Президента Горбачева, был нанесен тяжелейший удар по интересам сотен тысяч проживающих в Прибалтике людей так называемой некоренной национальности, в основном р– усских, русскоязычных. А всего после распада СССР за рубежом осталось около 25 млн. русских, которые подверглись небывалой дискриминации.
И все же: мог ли тогда, в августе 91-го, ГКЧП суметь остановить распад Советского Союза? Думаю, что, несмотря на то, что у Горбачева и его западных руководителей - советников, наверняка, были заготовлены варианты-сценарии и на другое развитие событий, все-таки Союз сохранить было можно. Основа - отношение людей к созданию и планам ГКЧП (обманутые, и тем более, купленные "народные массы" у "Белого дома" - не в счет).
А тогда в Москву, в партийные комитеты с мест шли телефонные звонки, телеграммы, люди спрашивали: почему молчит ГКЧП, почему не принимаются решительные шаги по наведению порядка?
Кстати, запомнилась одна телепередача 20 августа из Сочи. Корреспондент вначале ходила по берегу моря среди отдыхающих и задавала всем один и тот же вопрос: как вы относитесь к созданию ГКЧП? И все, - подчеркну, все, как один, отвечали: правильно, давно надо было взяться за наведение порядка, это Горбачев сделал так, что кровь льется по всей стране! И лишь один торговец пивом вначале спросил: а насколько это законно? Но когда корреспондент от него уже отошла, он, догнав ее, опять же эмоционально крикнул: но я, безусловно, поддерживаю ГКЧП, иначе страна развалится!"
Пройдет совсем немного времени, и вознесенный на пьедестал
предательством Горбачева Борис Ельцин вызовет у миллионов россиян
горечь и разочарование. Фото Михаила Вязового
В нашей Воронежской области создание ГКЧП население встретило не только очень спокойно, но с надеждой - наконец-то нашлись люди, которые открыто назвали вещи своими именами, что страна на грани развала, на грани катастрофы, и что для предотвращения этого требуются незамедлительные чрезвычайные меры. Призывы "демократов" к протестам, митингам, пикетам, забастовкам воронежцами были просто напросто проигнорированы. Будет более правильным сказать, что подавляющее большинство граждан, поддерживая в душе ГКЧП, находились все-таки в состоянии пассивного ожидания и не примыкали ни к той, ни к другой стороне.
В дальнейшем суд над членами ГКЧП убедительно подтвердил: никакие они не "путчисты и не заговорщики", тем более Горбачев обо всем этом знал и подталкивал к введению ЧП. Это были люди, патриоты, которые предприняли попытку спасти СССР, к сожалению - неудачную.
На уроках истории делается день сегодняшний и день завтрашний. Именно потому, в свете августовских событий 1991 года, любые проявления, посягательства под видом оппозиции на целостность России опасны и недопустимы.
Источник: газета "Коммуна" N 121 (26143), 22.08.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013