 |
02.07.13
За жизнь без барьеров
Актуально || За то, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья и в школах, и в детсадах обучались вместе с их здоровыми сверстниками, выступают пропагандисты инклюзивного (включенного) образования, которое шагает по стране уже примерно пять лет
Для начала надо отдать должное: отношение к инвалидам в нашем регионе потихоньку меняется. То тут, то там в Воронеже появляются пандусы. Смотрю: у входа в аптеку – звонок, около которого табличка с рисунком человека на инвалидной коляске. Расположена кнопка низко - так, чтобы нуждающийся в лекарствах, ограниченный в передвижении, смог достать до нее и вызвать фармацевта на улицу. И таких звонков по Воронежу все больше и больше.
Анастасия БЫРКА
Это все перемены к лучшему. Но начинать все-таки надо с детей. По Закону «Об образовании», дети-инвалиды, или, как их сейчас принято называть, используя более мягкую формулировку, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеют право на обучение в обычных школах, наравне со всеми. Но на деле в нашем регионе это не совсем так. - Школы с большой неохотой берут ребят с инвалидностью, - рассказала мне руководитель Воронежской региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра "Искра надежды" Татьяна Поветкина. - Они попросту не знают, что с ними делать. Не ясно, как принимать индивидуальный план, так как директив на этот счет нет. Осенью 2012 года региональный Департамент образования проводил мониторинг, и выяснилось, что из двух тысяч детей с ОВЗ примерно половина обучаются в общеобразовательных школах. Иными словами, 50 процентов детей учатся инклюзивно, то есть с обычными учениками. Но на деле мы видим другое: они-то школы посещают, но особых условий, в которых те нуждаются, им не предоставляют. "Чтобы взять к себе в класс ребенка с ОВЗ, мне ничего не нужно - у меня есть Конституция, а в остальном - я думаю, и я делаю", - процитировала слова одной учительницы из Томска Татьяна Поветкина. Человеческий фактор - вот что самое главное в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Ведь к "особенным" детям нужно прежде всего повернуться лицом и перестать не замечать их и их проблемы. Остальное - сопутствующее. К примеру, важно начать обучать тьюторов, которые будут курировать детей-инвалидов в школах или иных образовательных учреждениях. Они - своего рода помощники учителей, и должны научиться сами и научить других разбираться в том, какие условия необходимы детям с ОВЗ. Национальная коалиция российских организаций инвалидов "За образование для всех" объединяет общественные организации из 30 регионов России, встреча которых прошла в Воронеже. Как рассказала член региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" Юлия Симонова (Москва), цель совместной работы - интеграция детей с инвалидностью в общество через их включение в массовые школы, детские сады, а также развитие инклюзивного образования. - Радует уже то, что родители начали объединяться, изучать права своих детей, в целом стали более активными, - отметила Юлия Симонова. - Они перестали бояться, что их дети будут сидеть дома или в спецшколах, перестали их стесняться. Мы проводим "Уроки доброты" с участием молодых людей с инвалидностью. Они делятся с учениками тем, с какими трудностями сталкиваются, какие возможности у них есть. Дети задают самые разные вопросы. Цель подобного - дать понять обычным школьникам, что между тем, на коляске человек или нет, такая же разница, как и между тем, серые у него глаза или зеленые. В таком непосредственном общении ребята понимают, что их сверстник с инвалидностью, так же как и любой другой, может быть хорошим другом, способным, активным, умным. Юлия Симонова рассказала о тренингах и семинарах, которые проводятся в Москве, в том числе о видеоконференциях, в которых участвуют сразу несколько регионов России, о стажировках педагогов и родителей детей с ОВЗ за рубежом. Подобная деятельность в рамках проекта по внедрению и распространению в России "включенного" образования ведется уже пять лет. Первые три года работали со школами, последние два - с детскими садами. Ведь, чем раньше узнать о ребенке с инвалидностью, чем раньше начать его социализировать - тем эффективнее окажется эта работа не только для него, но и для общества. Пятидневный тренинг прошел не зря - эксперты из разных регионов страны обсудили и трудности, и успехи. К слову, среди ведущих семинара был и иностранный представитель - Паула Ана Мартинелли из фонда "Даун-синдром" испанской столицы. Она координирует работу Департамента лечебной педагогики и интеграции в школе и службы интегративного обучения детей с инвалидностью в одной из школ Мадрида. От регионов были представители общественных организаций инвалидов - из Улан-Удэ, Томска, Самары, Ухты и Воронежа.
Стать полноправным членом общества - вот за что они борются каждый день. Фото Ивана Ненашева
О том, чего удалось добиться в развитии инклюзии в Республике Коми, узнали от председателя Ухтинского городского общества инвалидов Маргариты Колпащиковой. К слову, она два десятилетия возглавляла местное общество людей с ОВЗ, при этом занимаясь еще проблемами женщин-инвалидов и председательствуя в Общественной палате Республики Коми. - Могу с уверенностью сказать, что в нынешнем учебном году ни в Ухте, ни в Сыктывкаре нет примеров, когда детям с ОВЗ отказали бы в приеме в обычные школы, - заявила Маргарита Колпащикова. - Несмотря на то, что во многих ухтинских школах есть необходимые условия для обучения детей с инвалидностью, кроме лифта (а значит, в таких школах они могут обучаться лишь в начальных классах, размещающихся на первом этаже), шквала заявлений на прием первоклашек с ОВЗ от их родителей не поступило. Следовательно, надо дальше работать с родительским сообществом. В этом пока самый большой "минус" - мы не сумели разбудить их активность. И они продолжают оберегать своих чад, создавая для них "особые" условия. Иной раз даже соседи не знают, что в квартире рядом живет такой ребенок.
Человеческий фактор - вот что самое главное в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Ведь к "особенным" детям нужно прежде всего повернуться лицом и перестать не замечать их и их проблемы. |
Председатель городской психолого-медико-педагогической комиссии Томска Наталья Артюшенко рассказала о том, что все, касающееся социализации детей с ОВЗ, возложено именно на их комиссию. И она старается не упустить ни одного ребенка. Есть база данных детей-инвалидов и учреждений, имеющих к ним отношение, необходимые технологии, регулярно организуются курсы повышения квалификации для работников соцсферы. Занимаются они и ранней диагностикой недугов детей, их подготовкой к поступлению в школу или детский сад. И, что очень важно, в их арсенале есть нормативно-правовая база, в которой закреплено и продекларировано право любого ребенка включаться в общую среду. В каждом из 163 образовательных учреждений Томска каждого из детей с ОВЗ ведет куратор. Все финансирование осуществляется через департамент образования и благотворительные фонды. - С финансированием у нас плоховато, а соцпрограммы реализуются по остаточному принципу, - рассказала представлявшая Бурятию Галина Горбатых, председатель регионального общественного фонда инвалидов-колясочников "Общество без барьеров". - Родители детей-инвалидов как никто другой нуждаются и в финансовой помощи на лечение. Любого такого ребенка нужно поддерживать не 21 день, как в центре ранней помощи на сорок детей (у вас это - "Парус надежды"), а постоянно. Эти центры не могут всех обслужить. Ведь потребность гораздо выше…
Источник: газета "Коммуна" N 93 (26115), 02.07.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|