Взяла в руки новую книгу писателя-земляка Петра Чалого «На заставе богатырской» (Воронеж, 2012) – и чем-то удивительно близким, родным повеяло от одного вида обложки. "Три богатыря" Виктора Михайловича Васнецова , словно весточка из детства, - картина, сошедшая с учебника "Родная речь". Тот хрестоматийный школьный сборник до сих пор памятен. Он открыл мне и моим сверстникам красоту великого и могучего русского Слова, классику отечественной литературы, познакомил с героями недавно отгремевшей Великой Отечественной войны и с подвигами более далекого, но незабытого прошлого.
Раиса КОЗАЕВА
с.Новая Калитва, Россошанский район Вронежской области
На "богатырской заставе" Петра Чалого герои-защитники - наши воронежские земляки, жившие или живущие в Россоши и окрест ее. Разный у них возраст, различные звания - от рядового до маршала. Это кавалеры ордена Славы пушкарь Пальцев Павел Николаевич, пулеметчик Рябошлык Алексей Сергеевич, братья-близнецы из уже не существующего хутора Новотроицк Кузьменко Михаил и Дмитрий, маршал авиации, уроженец слободы Кантемировка Александр Николаевич Ефимов - один из лучших "воздушных танкистов" Великой Отечественной…
Не секрет И встает рядом с мужчинами-витязями хрупкая женщина, фельдшер из Россоши Надежда Матвеевна Наталич. На большом океанском пароходе "Декабрист" перевозили из Англии в Мурманск боеприпасы. Среди моряков она единственная женщина. Пароход атакуют фашистские самолеты.
- Страшно было выходить в море? - спрашивает автор.
- А то нет? Что там пушечка на корме против орудий военного корабля? А для стрельбы по самолетам она также не годилась. Для подводных лодок мы удобная мишень. И, кроме того, трюмы набиты взрывчаткой, столь необходимой нашей сражающейся армии. Ноябрь 1942 года. Наши войска накапливают силы для разгрома немцев под Сталинградом и освобождения, в том ряду, и нашего воронежского края. Может, и сюда поступала импортная взрывчатка, привезенная моряками.
Но в очередном рейсе потоплен корабль. В шлюпке с несколькими моряками Надежда скиталась по бурному северному морю. "Где-то на десятые сутки волна вынесла нас к заснеженному острову, - рассказывала Наталич автору, - хотелось быстрее добраться к белому берегу. Не о спасении думали. Нестерпимую жажду страшно хотелось утолить".
Не знала морячка Надя, что на этом крошечном острове Надежда ей почти год придется переносить нечеловеческие страдания, выживать самой и помогать выжить товарищам. А затем еще и перенести ужасы плена. Когда вернулась домой, даже родная мать ее не узнала, с порога у дочери спросила: "Вам кого?"
Но и в этих жестоких условиях сохранила Наталич добрую душу. Уходя с тонущего корабля, дорога каждая секунда, забежала к себе в каюту, чтобы захватить кота. Не могла бросить животное. И после войны, живя в крошечной комнатенке с печным отоплением, не шла выпрашивать у начальства благоустроенную квартиру, а опять поехала работать во Владивостокское пароходство, чтобы вести воспитательную работу с молодежью.
Рядом с богатырями-орденоносцами стоят на заставе мужики, для которых война не закончилась в мае 1945 года, а продолжалась всю жизнь, до последнего дыхания. Это борьба за хлеб и умы людей. Воистину, "в жизни всегда есть место подвигам". В рассказе "Последние мужики" герои - отец автора, Дмитрий Петрович Чалый и видный русский писатель Федор Алексеевич Абрамов. Разное у них поле боя, но цель одна: "будить, всеми силами будить в человеке человека".
И как бы в подтверждение слов Абрамова о том, что "народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю", автор переходит к самой большой по числу страниц лирической повести "Хранитель памяти". Это похвальное слово школьному учителю Ивану Ивановичу Ткаченко.
Я не хочу употреблять выражение "скромный учитель". "Скромный" - сидит где-то в уголке, не высовывается, не спорит, со всеми соглашается. А здесь писатель показывает человека-борца, со слабым здоровьем, тяжело раненного на войне, но не позволяющего себе "ни минуты покоя". Уроки и постоянные поездки, поиски в архивах, создание одного из первых школьных музеев в Воронежской области, возвращение из небытия не десятков, не сотен, а тысяч фамилий участников войны, погибших за освобождение родного донского села Новая Калитва.
Лозунг, под которым он работал "Пусть на нашей земле не останется ни одного безвестного подвига!", перерос во всесоюзный: "Никто не забыт и ничто не забыто!" О Ткаченко писали областные и центральные газеты, рассказывали по радио и телевидению. И в Москве на всесоюзном сборе у знамени Победы стоял Иван Иванович рядом с прославленными маршалами. Он воспитал целую плеяду своих учеников, которые продолжали и продолжают его дело.
В мирное время тоже есть среди нас богатыри. Уверена, читатели, как и я, будут признательны автору за то, что он возвратил их имена из небытия.
Это первый командующий Северной флотилией - крестьянский сын Захар Александрович Закупнев. Он вместе с соратниками в Заполярье "рубил" окно - в Мировой океан: "Тяжел труд, но себе строим и на века". На неприютных каменистых берегах рождался поныне надежно охраняющий страну Северный военно-морской флот с авианосцами и крейсерами, с эсминцами и подводными лодками.
Это и "засекреченный" ученый, работавший в атомной и ракетной промышленности, лауреат Государственной премии СССР Анатолий Васильевич Шептухин. Один из тех, кто вместе с Курчатовым и Королевым ковал ядерный щит Отечества.
Слесарь Коля, Николай Иванович Коровяков, повторил подвиг "отца русской боевой винтовки" Сергея Ивановича Мосина. Оружейник-самородок сотворил для охотников любимое ружье - "тулку", ТОЗ-34.
Трактористка из воронежского Черноземья Марийка, Мария Александровна Ковалева, внедряла и осваивала механизированное выращивание "белого золота" - хлопчатника на узбекском поле. За что ей вручили Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.
Судьба не всегда благосклонна к нашим героям. Морячка Наталич в середине восьмидесятых перебралась жить на Кавказ, поселилась в Грозном. "Как там все у нее сложилось - не ведомо. Не выпало ли ей вновь пластаться, припадать к земле в грохоте разрывов?" Так и не узнал, что его восстановили в звании Героя Советского Союза комбат Владимир Сапрыкин. Знатный хлопковод из Узбекистана Мария Ковалева не смогла понять и принять того, как мог моложавый и говорливый Генеральный секретарь партии, первый Президент могучей страны ловко сделать всех тех, "кто из Союза родом", для кого "Родина не может быть чужой", - "лишними" там, где они жили, трудились...
Так что же - нет смысла в поисках прошлого? Читаешь - и холодок берет за сердце, словно слышишь давнее предостережение-напоминание: было великое древнерусское Киевское государство, распавшееся на 15 княжеств, и Великую державу Советский Союз разорвали-разбросали на 15 государств. А услышим ли мы призыв к единению?!
"Нынче, - пишет автор, - появилось немало желающих отменить Победу и как бы по-новому осмыслить Вторую мировую войну и ее итоги, переосмыслить даже всю историю нашего Отечества. Смешивается грешное с праведным, великое с ничтожным, чтобы опорочить Подвиг воина и державы. История же учит: разум можно ослепить на время, но народную память не обманешь. Как ни старайся - май сорок пятого, когда букетами сирени Европа встречала освободителей - не отменишь. Победители всегда честь имели, их совесть чиста. Они в далеком, недавнем прошлом и сегодня вместе с нами, детьми и внуками Победы, охраняют Родину на заставе богатырской".
Источник: газета "Воронежская неделя" N 26 (2115), 26.06.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013