Музыка
История творчества художника и история его признания не всегда совпадают во времени. Иногда они так и не пересекаются, оставляя вечную недосказанность по поводу большого таланта
Оркестр Воронежской филармонии исполняет произведения Михаила Носырева. Фото Михаила Квасова.
Атмосфера, в которой проходил концерт памяти композитора и дирижера Михаила Носырева, являла настоящий праздник. Цветы, объятия, вспышки фотокамер. Собрались лишь истинные почитатели его творчества – здесь не было случайных людей - и тем не менее зал был полон. Впрочем, как всегда и бывает на концертах, где звучит музыка замечательного композитора, дирижера, мыслителя Михаила Носырева.
Очень хотелось бы, но было трудно представить себе самого Михаила Иосифовича в такой блестящей обстановке. Строгий, глубокий человек - таким мне запомнился его образ. И в окружавшей его жизни доминировали суровые краски, а постоянное ощущение нависшей угрозы ареста, заключения, забвения делало их еще более густыми и мрачными.
Михаил Носырев, в ту пору - студент Ленинградской консерватории, которому не было еще и двадцати, был арестован по доносу и провел десять лет в лагерях. Через некоторое время начал работать в Воронежском театре музыкальной комедии дирижером. И с этого момента, с 1958 года, начинается его второй, а фактически единственный и главный период его творчества. В это время он создает свои лучшие сочинения.
Два из них были представлены на нынешнем концерте. Это Концерт для виолончели с оркестром и симфоническая композиция по балету «Донская вольница». Исполнение столь далеких по стилю и языку произведений одного автора вполне можно было бы считать своеобразными "штрихами к портрету" композитора, если бы музыкальный портрет, представший слушателям, не был столь полным и впечатляющим. И этот факт тем более интересен, что разные миры в сознании композитора жили, мирно сосуществуя, и довольно быстро сменяли друг друга: время, отделяющее создание музыки к балету "Донская вольница" от Виолончельного концерта, составляло всего три года. Концерт был написан в 1973 году, а "Донская вольница" - в 1976-м.
Между этими сочинениями стоит еще одно: Концерт для фортепиано с оркестром - последний в триаде концертов, которая великолепным залпом озарила путь классического жанра, взятого на вооружение многими композиторами ХХ века. И Михаил Носырев, следуя традиции и во многом ее обновляя, создает свою версию взаимодействия солирующего инструмента и оркестра. Все три концерта - и скрипичный, написанный в 1971 году, и виолончельный, и фортепианный, раскрывают богатейшую природу дарования композитора.
Сам замечательный скрипач - в Ленинградской консерватории Михаил Носырев учился по классу скрипки - он прекрасно владел техникой игры на этом инструменте, а значит, понимал специфику исполнительских приемов и на виолончели тоже. Что касается фортепиано, то, как говорится, инструмент этот "в руках" у любого скрипача (для музыканта-исполнителя - это второй обязательный инструмент). Оркестр он также прекрасно знал "изнутри".
Много лет проработав дирижером в Воронежском музыкальном, а потом оперном театре, Михаил Носырев владел техникой оркестрового письма, которую и можно постичь только "вживую": отсутствие толстых учебных томов, которых музыканта лишили вместе с классическим набором консерваторских предметов, еще на первом курсе, было компенсировано музыкальной практикой.
Виолончельный концерт, открывавший программу вечера, прозвучал в исполнении солиста, лауреата международных конкурсов Олега Бугаева и Академического симфонического оркестра Воронежской филармонии под управлением дирижера Заслуженного артиста России Юрия Андросова. Сочинение трагическое по своему внутреннему складу, оно, безусловно, отразило мироощущение самого автора, для которого "трагедия" была отнюдь не жанровой разновидностью искусства, а содержанием его судьбы.
В интерпретации Олега Бугаева (первый вариант прочтения этого произведения принадлежит виолончелисту Александру Покровскому) концерт обретал четкие очертания, разграничивающие сферы трагедии и лирики, драматизма и скерцозности. Соло виолончели, вступая в диалог с оркестром, звучало, как и предполагает партитура, то экспрессивно, то проникновенно-нежно.
Но особенно эффектными у солиста были эпизоды, где слышалась его внутреннее высказывание, тихое и несколько отстраненное.
Таких мест оказалось немало - монологи-размышления прерывают ход общего развития, и движение словно останавливается.
Вообще, концерт необычен по своему тонусу. Даже при высоком градусе экспрессии, достигаемом в первой части, в сочинении чрезвычайно много углубленной философии и размышлений. Отсюда - и спокойные, небыстрые темпы во всех частях концерта, особенно непривычные для первой части и финала.
Второе отделение концерта оказалось совсем "из другого жанра". Звучала музыка к балету "Донская вольница", выстроенная в самостоятельную композицию. Автор достигал здесь предельной свободы выражения, и эмоции, краски, звуковые потоки бурлили, смешивались и фонтанировали.
Яркость, даже плакатность музыки вполне соответствуют требованиям жанра. Балет предполагает выпуклые музыкальные характеристики, как и яркие контрасты сцен. И здесь во всем блеске предстал мир театральной музыки: Михаил Носырев прекрасно знал специфику жанра, драматургические приемы балета. И потому, когда звучал, например, номер "Возвращение воинов из похода" - слышался цокот копыт и очень четко, зримо представлялся конный отряд, а "Шатер Гусейн-паши" рисовал в воображении слушателей обольстительную и коварную восточную красавицу. Такое сопоставление русских и восточных образов - вполне в традиции отечественной музыки, а Михаил Носырев находился в русле многих традиций - от Глинки до Шостаковича.
Увлекательный сюжет про донских казаков, отвоевывающих свои земли у турок, приправленный к тому же лирической любовной линией, давал композитору широкий простор для поиска музыкальных красок, балетмейстеру же, будь этот спектакль поставлен, обязательно дал бы возможность создать сценический шедевр.
Концерт из произведений Михаила Иосифовича Носырева вновь оживил наши надежды на постановку его великолепного балета на сцене Воронежского оперного театра.
Анна Шалагина,
кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России
Источник: газета "Коммуна" N 89 (26111), 25.06.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013