Дневник Международного Платоновского фестиваля
Воронежцы увидели «Невозможное» – студенческий спектакль выпускного курса Мастерской Сергея Женовача (ГИТИС), объединяющий шесть рассказов Андрея Платонова
Отрадно, что творчество нашего земляка вдохновило совсем юных артистов, но и ответственность была велика. Режиссер спектакля Вера Камышникова в своем вступительном слове говорила об особом волнении, которое испытывают ее питомцы, выступая на родине великого писателя.
Все внимание создателей отдано слову, неповторимому слову Андрея Платонова. Мелодика и поэтика речи дались юным артистам легко, хотя можно только представить, какая за этим скрыта работа.
Действие выстроено таким образом, что от внешне бытовых ("Жена машиниста", "Юшка") повествований через детское открытие мира ("Никита"), радость любви ("Счастье") и печальный финал - смерть матери при рождении ребенка ("Старик и старуха") - все приходит к философскому размышлению о существе жизни, закономерностях бытия в рассказе "Невозможное", который изумительно прочитал Иван Янковский, внук Олега Янковского.
Сцена из спектакля "Невозможное". Фото Михаила Квасова
Многие говорят, что Андрея Платонова очень тяжело читать не только из-за особенности его языка. Но и мир, изображаемый им, слишком трагичен и безнадежен. Видели бы они этот спектакль - в нем столько света, теплоты, восхищения жизнью, людьми и их поступками!
Вот "Жена машиниста". Два одиноких старых человека: Он - машинист (Глеб Пускепалис), живущий, казалось бы, только своим паровозом. Она - жена (Наталья Ушакова), живущая жизнью мужа. И все у них хорошо: ясная, осмысленная жизнь, полная трудом. Но… чего-то недостает в их так хорошо отлаженном существовании. И однажды муж приводит своего помощника - парнишку с оттопыренными ушами и лукавыми глазками (очень выразительная работа без слов Вячеслава Евлантьева). И он становится им вместо сына, и жизнь обретает полноту существования.
Легко, изящно и отточено разыгрывают молодые влюбленные (Евгения Громова и Иван Янковский) историю своего счастья. И такая полнота бытия во всем этом, такое очарование!
А вот они как бы постаревшие, но не утратившие влюбленности друг в друга в рассказе "Старик и старуха" (В. Евлантьев и Юлия Соломатина). Казалось бы, трагически безысходный финал... Но хочется верить, что все будет хорошо, старик сможет и один вырастить новорожденную дочку, а в случае чего - сын заберет ее к себе.
Сколько открытий за день совершает пятилетний Никита - Евлантьев! И у него все должно быть хорошо: жизнь ведь только начинается и "...сколько нам открытий чудных..."
Даже в "Юшке" - по сути, рассказе о подлой человеческой жестокости, Иван Василевский делает упор не на отвратительном свойстве издевательства над слабым и беззащитным, а на том, что этот Юшка, казалось бы, никчемный и никому не нужный, оказывается, согрел вниманием и поддержкой беззащитного ребенка, помог ему вырасти и найти свое место в жизни.
То, что молодые так чувствуют и передают прозу Андрея Платонова, дорого стоит. Что, разумеется, не исключает и трагических спектаклей по его текстам.
Людмила Романова,
театровед
Источник: газета "Коммуна" N 85 (26107), 18.06.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013