 |
11.06.13
Авторская колонка. Про... ...Инклюзивное образование и детей-инвалидов
В Воронеже проблема инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, стоит очень остро. Однако заниматься ей вплотную не спешат, все больше откладывают в долгий ящик. И неудивительно: вопрос сложный, требующий особого отношения, ведь он касается прежде всего детей с особыми образовательными потребностями и их обучения. Поясню для читателей, которые слыхом не слыхивали о том, что такое инклюзивное (включенное) образование. Это система образования, позволяющая в одном классе, в одной школе обучаться как здоровым детям, так и детям со специальными потребностями, инвалидам. Идеология такого образования заключается в исключении любой дискриминации по здоровью. По Закону «Об образовании», дети с особыми образовательными потребностями имеют право на обучение в обычных школах наравне со всеми. Но на деле это не совсем так. Социально ориентированные некоммерческие организации (вроде Воронежской региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра "Искра надежды") должны поддерживаться из средств области. И это тоже редко наблюдается. В основном справляются своими силами. Руководитель "Искры надежды" Татьяна Поветкина на семинаре национальной коалиции "За образование для всех", прошедшем в мае с участием представителей общественных организаций инвалидов из Улан-Удэ, Томска, Самары, Ухты и Воронежа, рассказала, что школы нашей области с большой неохотой берут ребят с инвалидностью. Они попросту не знают, что с ними делать. Не ясно, как принимать индивидуальный план – нет директив. - Осенью прошлого года региональный Департамент образования проводил мониторинг, и выяснилось, что из двух тысяч детей с ОВЗ примерно половина обучаются в общеобразовательных школах. Иными словами, 50 процентов детей учатся инклюзивно. Но на деле мы видим другое: они-то школы посещают, но особых условий, в которых они нуждаются, им не предоставляют, - подчеркнула Татьяна Евгеньевна. "Чтобы взять к себе в класс ребенка с ОВЗ, мне ничего не нужно - у меня есть Конституция, а в остальном - я думаю, и я делаю", - процитировала слова одной учительницы из Томска Татьяна Поветкина. Человеческий фактор - вот что самое главное в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Ведь, прежде всего, к "особенным" детям нужно повернуться лицом и перестать не замечать их и их проблемы. Остальное - сопутствующее. Из этого самого сопутствующего - важно начать обучать тьюторов - людей, которые курируют детей-инвалидов в школах или иных образовательных учреждениях. Они - своего рода помощники учителей, они должны научиться сами и научить других разбираться в том, какие условия необходимы детям с ОВЗ. Они-то и построят долгожданное для многих родителей, которые хотят, чтобы их дети перестали быть "особенными", то самое инклюзивное пространство. И, что немаловажно, делать свою работу тьюторы будут, разумеется, не за бесплатно… Вот только из каких средств?
Анастасия Бырка
Источник: газета "Воронежская неделя" N 24 (2113), 11-18.06.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|