Дневник Международного Платоновского фестиваля
Без всяких скидок можно сказать, что балетные миниатюры, поставленные молодыми хореографами в Мастерской Владимира Васильева, – главное открытие и событие нынешнего Платоновского фестиваля
Это на Западе, если уж восторгаются критики по поводу какой-либо балетной или драматической постановки, - то до небес. Хвалебных слов сыплют через край. У нас так не принято. Никто из рецензентов не хочет прослыть «восторженной курсисткой».
Но то, что показали в субботу молодые воронежские артисты балета в постановке таких же молодых балетмейстеров из Москвы, Минска, Киева и Санкт-Петербурга, иначе как словом "триумф" и не определишь.
За всем этим стоит Владимир Васильев.
Великий Васильев.
Спектаклю еще не успели придумать название. Пока постановка подается как "Творческая мастерская Владимира Васильева. Вечер современной хореографии".
- Я ведь не первый год сотрудничаю с Воронежским театром оперы и балета, - говорит Владимир Васильев. - И знаю, что фигура писателя Андрея Платонова - знаковая для воронежцев. И мне он как читателю очень близок. Поэтому однажды и пришла в чем-то даже еретическая мысль: а не перенести ли Платонова на балетную сцену? Первая же реакция на самого себя: "Бред! Просто ересь! Платонов в танце?.." А потом вновь: "А если попробовать? Если вчитаться, вслушаться и нащупать музыку его прозы? Возникнет ритм, движение…"
И Владимир Васильев собрал "могучую кучку" из наиболее продвинутых молодых хореографов. Их семеро. Вера Арбузова, Дмитрий Залесский, Елена Богданович, Александр Могилев, Раду Поклитару, Юрий Смекалов и Арина Панфилова.
То, что мы увидели (а я смотрел репетицию), - ни в коем случае не драмбалет, хотя в последнем не вижу ничего постыдного и плохого.
В данном случае - импровизации на темы прозы Андрея Платонова. Хотя в той же хореографической миниатюре Дмитрия Залесского, с которой начинается спектакль, явно просматриваются "Волчок" и "Поэма мысли".
Произведения, написанные Андреем Платоновым в его бытность в "Воронежской коммуне".
Читаем в "Волчке": "Далеко выл у запертого семафора паровоз и звонили колокола по церквам. Репьи стояли тонко и прямо, ни ветра, шума, ни ребятишек не было. Я встретил Маню, в которую был влюблен. С ней шел человек с добрым и счастливым лицом.
И я пошел рядом.
Во мне поднялась тоска. Я чувствовал, как горело мое тело. Но в голове было ясно и хорошо".
А вот и то самое зерно, из которого прорастает балетная миниатюра: "Человек все полюбил и познал до последнего восторга, и его тело рвется пламенной силой восторга".
Сколько той самой пронзительной силы, тоски, восторга в танце Максима Данилова и Александры Авериной. Удивительно то, что еще до последнего дня широкая публика не знала их имена. Как, оказывается, современный балет - очень пластичный и гармоничный, лишенный "рваной", "немотивированной" танцевальной лексики - может раскрыть немерянные способности молодых.
Подоплекой миниатюры Арины Панфиловой "Притяжение высоты" стали платоновская повесть "Лунная бомба" и рассказ "Девушка Роза", написанный в военном сорок третьем о русской девушке, замученной фашистскими палачами. А вот я еще увидел и другое: когда-то, в двадцатые годы, Андрей Платонов был в командировке в Новохоперском районе. То белые наступали, то красные... Пыльные улочки, маленькие домишки, в которых поселился страх и только страх. Мужской танец в солдатских шинелях - это разве не образ той братоубийственной Гражданской войны?!
Здесь сольная партия отдана Вадиму Мануковскому, танцовщику, который всего-то второй год работает в театре. Бог ты мой, но как он ведет свою партию, какая энергетика!
Так или иначе, но взявшись за Платонова, все семеро молодых хореографов попытались ответить на вопрос, поставленный когда-то самим писателем: "Зачем вспыхнуло солнце и горит, и горит?" Ответ же, думаю, они нашли у самого Платонова. О любом из героев писателя можно сказать его же словами: пусть мучится "ничего, пускай так... Это душа в нем просыпается".
И эта главная мысль о просыпающейся в человеке душе, восходящей и воспаряющей, есть в миниатюре Раду Поклитару.
Постановщики каким-то невообразимым образом смогли соединить современную хореографию и русскую народную песни. Воронежский хор, выходящий на сцену вместе с танцовщиками, в данном случае настолько органичен и естественен, потому что, как писал Андрей Платонов, "песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей".
Этим премьерным спектаклем открыта новая страница воронежского балета. Сами танцовщики, думаю, еще не сознают ими содеянного. Они переполнены чувством восторга, и им не до трезвых оценок.
P.S. Я спросил Владимира Васильева: "Войдет ли эта постановка в репертуар Воронежского театра оперы и балета?" На что он предельно коротко ответил: "Мы ее и делали из расчета на ваш театр".
Виктор Силин
Источник: газета "Коммуна" N 81 (26103), 11.06.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013