Дневник Международного Платоновского фестиваля
Karajan-Zirkus - так берлинцы в шутку называют свою филармонию. В переводе это означает «цирк Караяна»
Действительно, здание похоже на цирк - имеет ассиметричную форму, поблескивает золотом, а строилось в шестидесятые годы при участии Герберта фон Караяна. Современная конструкция включает необычный зал почти на две с половиной тысячи мест со сценой, расположенной в центре. Зрители же вкушают прелести музыкального искусства в ложах, расположенных на разных уровнях.
Вот в таком интерьере и привыкли выступать артисты Берлинского филармонического оркестра, которые на концерте в Воронеже увидели зал, хотя и не относящийся к сверхмодерну, зато отремонтированный, а главное – наполненный до отказа слушателями и их теплым приемом. На очередном концерте Платоновского фестиваля выступил Ансамбль солистов знаменитого оркестра, и тут опять о себе напомнило имя Караяна.
Этот дирижер, посвящая много сил своему оркестру, неустанно стремился сделать его совершенным, для чего, в частности, много работал над созданием разных ансамблей. Так оттачивалось исполнительское мастерство артистов и в то же время осваивался камерный репертуар. Теперь эта традиция насчитывает уже несколько десятилетий и имеет много продолжателей, среди которых - приехавшие в Воронеж артисты.
Они представили два ансамбля и, соответственно, два произведения - Секстет "Просветленную ночь" Арнольда Шенберга, прозвучавший в первом отделении, и Октет - Феликса Мендельсона, он был исполнен во втором.
Исторически эти сочинения расставлены по разным полюсам романтизма. Мендельсон относится к раннему романтизму, Шенберг - к позднему. Это были сочинения, причисляемые к одному стилю, но из разных эпох, разделенные почти столетием.
При этом и для одного, и для другого композитора это были, фактически, пробы пера. У Шенберга все его революционные прорывы в новую атональную музыку находились еще впереди, пока же он оставался в русле романтической традиции. Мендельсону и вовсе было всего шестнадцать, когда он написал свой четырехчастный Октет.
Программа, ориентированная на ранние опусы, не могла не обнаружить в них черты сходства. Прозрачность фактуры, ясное ощущение формы, структурную четкость. Все эти качества музыки естественным образом пролонгировались на исполнение; к тому же Шенберг потребовал от музыкантов еще и виртуозности, и хорошего слышания полифонии, а Мендельсон - непосредственности и изящества. В концерте требования к исполнителям были помножены на их талант, что и послужило гарантией успеха.
Впрочем, за годы работы в знаменитом оркестре у музыкантов выработалась хорошая привычка - быть успешными и востребованными. Ведь посещать симфонические и камерные концерты в Германии считается престижным. Это - как норма приличия. Как знак здоровой духовной жизни.
Анна Шалагина
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013