|
«Александр Сергеевич Пушкин», Г.Ф.Гиппиус, начало 1828 года |
Дата | Так совпало: день рождения А.С.Пушкина и День русского языка в нынешнем году в Воронеже отмечаются во время проведения Платоновского фестиваля
У писателя Андрея Платонова есть большая работа, которая называется "Пушкин – наш товарищ". "Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим произведением, - пишет Андрей Платонов, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и все же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо… У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимою чертою".
Сколько книг написано о великом русском поэте? Десять тысяч? Сто тысяч? Скорее всего, подсчитать их невозможно. И тем не менее, выходят все новые и новые издания. Почему? Да потому что Пушкин - это особый космос, с которым стремятся соприкоснуться, войти в него все почитатели творчества великого поэта.
Собирая свою Пушкиниану, заметил, что в пушкинистике есть и пробелы. Почти нет, например, исследований об иллюстрированных произведениях поэта. А это, по-моему, интереснейшая тема.
В моей Пушкиниане - более 120 иллюстрированных книг разных произведений поэта. Это скромное собрание, и все же и оно дает представление об искусстве иллюстраций. Рассматривая и изучая их, понял, какая это неподъемная работа для одного исследователя. Пришлось для начала остановиться на одном произведении: трагедии "Борис Годунов".
Это сложное произведение отважились проиллюстрировать полностью немногие художники и в основном в XX веке. В XIX веке были созданы рисунки лишь к отдельным сценам трагедии. А где же можно увидеть иллюстрированные книги XIX века? Только в Пушкинском Доме! И вот с рекомендательным письмом я и отправился прошлым летом в Петербург, в Пушкинский Дом.
Институт русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом) расположен в величественном здании с колоннадой и башней. Его возвели в первой половине XIX века для Петербургской таможни. Пушкинский же Дом возник в 1905 году как своеобразный памятник великому русскому поэту. Это старейшее и крупнейшее научно-исследовательское учреждение и в то же время центр русской культуры. Его уникальность прежде всего в том, что исследования здесь ведутся на основе богатейших рукописных, книжных, изобразительных собраний, сосредоточенных в рукописном отделе, литературном музее и библиотеке института.
Именно с институтской библиотекой я и познакомился в первую очередь, вернее, с ее, самой интересной для меня, частью - пушкинским кабинетом, где хранится большое собрание книг, как о поэте, так и его произведения, в том числе - иллюстрированные. Кабинет занимает два весьма внушительных зала, где в огромных закрытых шкафах и находятся книги. В первом - каталоги и несколько столов для научных занятий.
Заведующая пушкинским кабинетом - Любовь Тимофеева благожелательно отнеслась к моему стремлению познакомиться с фондами. Передал я ей и свою книгу "Жестокий век поэта" (2007г.).
Огромное впечатление на меня произвел рукописный отдел. Располагается он в отдельно стоящем двухэтажном здании, в глубине территории. С основным корпусом соединен застекленным переходом, по которому проложены трубы для обогрева в зимний период.
Это современное здание построено к столетнему юбилею (2005 год) Пушкинского Дома. В нем созданы все необходимые условия для хранения не только рукописей "солнца русской поэзии", но и рукописей многих известных отечественных писателей, деятелей культуры. Здесь же находится и древнехранилище Пушкинского Дома, где собрано рукописное наследие Древней Руси, всевозможные средневековые литературные памятники, старопечатные книги и т.п.
Проникнуть в рукописный отдел довольно трудно. Мне повезло, ибо ответственный редактор "Ежегодника рукописного отдела Пушкинского Дома" Татьяна Царькова - хорошая знакомая моего старшего брата, живущего более полувека в Петербурге. Татьяна Сергеевна - доктор филологических наук, и именно она и проводила меня в это закрытое для посещений здание. Здесь она познакомила меня с хранителем Пушкинского рукописного фонда Александром Дубровским (пушкинская фамилия!), который в общих чертах рассказал о том, что же он "хранит". Прежде всего провел меня в большую, совершенно глухую (без окон) комнату. Здесь в застекленных шкафах находится библиотека А.С.Пушкина.
Как известно, в музее-квартире поэта на Мойке, 12, находятся дубликаты пушкинских книг. В этой же полутемной комнате поддерживается оптимальная температура и необходимая влажность воздуха. Особая дверь ведет в помещение, где и хранятся рукописи великого поэта. Их достают чрезвычайно редко. Да в том и нет необходимости - имеются качественные фотокопии для работы исследователей. Рядом расположено просторное помещение хранителей рукописного фонда, где наша беседа с Александром Дубровским продолжилась. Он работает в Институте уже 35 лет, пришел сюда сразу после окончания педагогического вуза.
Как старожил Пушкинского Дома, Александр Владимирович объяснил, что если человек попадает сюда, то, как правило, остается навсегда: настолько интересна здесь исследовательская работа. Оглядевшись, я обратил внимание на большой полированный дубовый стол, явно старинной работы.
Александр Владимирович объяснил, что это рабочий стол из кабинета первого директора Пушкинского Дома, академика Н.А.Котляровского. Над столом висит увеличенная копия прижизненного портрета Александра Сергеевича Пушкина с литографии Г.Ф.Гиппиуса начала 1828 года. Письменный стол Н.А.Котляровского берегут, лишь изредка разрешают за ним поработать сотрудникам института или почетным гостям. С разрешения Александра Владимировича и я посидел за столом несколько минут.
Побывал я и в литературном музее Института русской литературы. Здесь хранится более 200 тысяч предметов изобразительного искусства, а так же мемориальные материалы, относящиеся к русской литературе и культуре XVIII - XX веков.
Более месяца я изучал иллюстративные материалы к трагедии "Борис Годунов". Заметив мое усердие, заведующая кабинетом сообщила, что в отделе фондов музея есть подлинные рисунки и литографии к трагедии, но доступ туда ограничен. Пришлось вновь обращаться к Татьяне Сергеевне Царьковой, и она провела меня в отдел фондов. Но тут произошла заминка. Хранитель именно пушкинских материалов был в отпуске, а ключ имелся только у него - в Институте с этим очень строго. Пришлось ждать еще неделю, и все же интересующие меня рисунки я увидел и даже держал их в руках! Это была большая удача. Особенно запомнились литографии Клавдия Лебедева 1880 года и парижские рисунки Василия Шухаева 1925 года.
Особая дверь ведет в помещение, где и хранятся рукописи великого поэта. Их достают чрезвычайно редко |
К концу моих бдений Татьяна Царькова подарила мне объемную книгу "Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома" за 2009-2010 годы, вышедшую в 2011 году, с посвящением: "Анатолию Манушину - на нескучные вечера от редактора". Попросили меня отыскать в Воронеже сборник Любови Образцовой "Оленины и их окружение", его в библиотеке Института не оказалось.
По возвращении в Воронеж долго искал эту книгу и ее автора. Оказалось, что Любовь Алексеевна Образцова живет в поселке ВНИИСС, что рядом с Рамонью. Узнав о просьбе, она любезно передала свою книгу мне для отправки в Пушкинский Дом. К этому времени у нас вышли и книга "Александр Пушкин в рисунках Александра Пенкина", небольшой альбом рисунков художника из коллекции ее составителя Игоря Карпова - известного воронежского коллекционера.
Игорь Борисович экземпляр альбома тоже присовокупил к посылке в Пушкинский Дом. Кстати, книгу "Александр Пушкин в рисунках Александра Пенкина" в нынешнем году переиздал Новоусманский отдел культуры и второе издание предназначено для школьных библиотек района, ведь художник Александр Пенкин земляк новоусманцам.
Вспоминая свои занятия в Пушкинском Доме, должен заметить, что нередко встречался с различными пушкинскими изданиями, увидевшими свет в Воронеже. Заставки и силуэты к разным произведениям А.С.Пушкина, в том числе и к "Борису Годунову", например, были выполнены Владимиром Александровичем Кораблиновым. Мы знаем, что он был не только даровитым писателем, но и художником - иллюстратором.
Показали мне и книгу нашего знатока памятников - Валерия Кононова "Памятники А.С.Пушкину", изданную к 200-летию со дня рождения поэта. Так что из воронежских изданий можно уже составить целую книжную полку. Уверен и в том, что тропинка наших земляков в Институт русской литературы не зарастет.
Анатолий МАНУШИН,
краевед, г.Воронеж
Источник: газета "Коммуна" N 78 (26100), 06.06.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013