 |
05.06.13
Вера. Как знак свыше
Думаю, не ошибусь, если скажу, что концертов духовной музыки такого уровня, качества и масштаба в Воронеже до недавних пор не было. Прежде всего потому, что уникален сам коллектив – хор Сретенского монастыря. У нас в Воронеже он побывал, объездив не только страну, но и полмира, побывал в 35 странах, на четырех континентах, совершил два мировых турне, выступал в самых знаменитых и престижных залах, в том числе в Карнеги-холл и в зале Библиотеки Конгресса США. Им записан десяток дисков духовных песнопений и русских народных песен.
Выступает хор Сретенского монастыря
Долгое время деятельность коллектива не распространялась дальше монастырских стен, одновременно с возрождением которого он и возник - в 1994 году. Но тут свою роль сыграло само расположение монастыря - он находится в центре Москвы, на Сретенке. Помимо самих монахов, семинаристов, прихожан и прихожанок петь в хоре стали профессиональные певцы, выпускники московских музыкальных вузов. Чтобы, как водится, просто подработать. Когда, уже в новом веке, в монастыре появился иеромонах Амвросий (Ермаков), «собиратель голосов», и стал его регентом по благословению наместника архимандрита Тихона (Шевкунова), хор выделился в самостоятельный коллектив и стал давать концерты за стенами монастыря. Тогда появились в его репертуаре и русские народные песни. Как без них можно рассказать о России? Сейчас в хоре поют только профессионалы, а руководит им сын священника из Сергиева Посада, выпускник музыкальной академии имени Гнесиных Никон Жила. На пресс-конференции, которую он дал накануне воронежского концерта, естественно, прозвучал вопрос: а как же участие в богослужениях? На что Никон Степанович ответил: - Они по-прежнему для нас главные. Но в монастыре есть еще несколько хоров - хор семинаристов, хор монахов, хор прихожан. Когда мы на гастролях, они вполне нас заменяют. Да и нет необходимости нам участвовать в каждом богослужении. Наш хор - это праздничный хор монастыря. Он участвует в особо торжественных службах. Однако уровень коллектива определяется не только профессионализмом и мастерством участников. Это особенно явственно я почувствовала именно на этом концерте. Первое отделение его было отдано исполнению богослужебных песнопений, второе - русским народным, дореволюционным и советским, ставшим народными, песен. Поскольку концерт проходил в пасхальные дни, лейтмотивом первого отделения была именно пасхальная радость Воскресения Христова и Его торжество над смертью. Обрамляло его исполнение праздничного тропаря "Христос воскрес из мертвых". Другие песнопения тоже были вполне знакомы всем православным, посещающим церковь, ибо посвящены самым главным событиям в ее жизни - Благовещению, Рождеству Христову, Тайной вечери, Страстям и казни Спасителя и, наконец, его Воскресению. Прозвучали и главная молитва христиан "Отче наш" и знаменитый гимн "Яко с нами Бог!" Но как они были исполнены! С какой силой, выразительностью, с каким проникновением в их внутренний смысл и тончайшими нюансами! И даже, что совсем неожиданно для исполнения канонических произведений, с творческим подходом. Потому все они звучали свежо и как-то по-новому. И что особенно приятно, понятно и слышно было каждое слово совсем не простых церковнославянских текстов. Даже несмотря на светскую обстановку концертного зала, хору удалось создать такое мощное молитвенное настроение, что душа готова была буквально оторваться от тела и унестись в заоблачные дали. Далеко не на каждой службе в храме такое происходит. Казалось, могучее органное звучание хора, славящего Бога или обращающегося к Нему в мольбе и скорби, распространяется далеко за пределы даже такого большого зала, как Event-Hall в Сити-парке "Град", где проходил концерт, и достигает небес. Даже странно, что такое звучание может производить довольно-таки небольшой хор - 25 человек с регентом. Я не музыковед и не берусь проникнуть в тайну звучания Сретенского хора. Возможно, она в оригинальных аранжировках, каком-то особенном разложении и сочетании голосов, и, конечно же, в самих голосах, красоту которых зрители смогли оценить во втором отделении, где почти в каждой песне кто-нибудь из певцов солировал. Но едва ли не самая главная тайна, не сомневаюсь, состоит в глубокой и истинной вере его участников и руководителя. Они явно, по-настоящему православные люди, глубоко впитавшие русскую православную культуру. Вот это невозможно имитировать никаким мастерством и профессионализмом. Веру я почувствовала еще на пресс-конференции. Согласитесь, редко можно услышать в наше время от руководителя музыкального коллектива, что его цель - возрождение духовности в народе, его объединение на исконно русских духовных ценностях, причем как России, так русского мира за рубежом. В словах Никона Жилы чувствовалась неподдельная боль и тревога за судьбу страны. И эти боль и тревога, и главное, любовь к своей Родине всего коллектива, с большой силой прозвучали на концерте. Да, можно сказать, что в каком-то смысле это пропаганда. Под необыкновенной красоты и одухотворенности церковные песнопения на большом заднике-экране сменяются изображения невероятной же красоты православных икон - Спасителя, Божьей Матери и Младенца, Благовещения, Распятия, Воскресения, рублевской Троицы, - с воспроизведенными на их фоне высказываниями великих писателей, музыкантов и ученых. Между песнями звучат стихи великих русских поэтов о Боге - их очень достойно прочитал воронежский актер Борис Алексеев. И конечно, понятно, что организаторы концерта хотели донести до зрителя мысль, что вера в Бога не есть какое-то суеверие темных, необразованных людей. Это как раз мировоззрение людей очень часто талантливых, умных и культурных, среди которых немало выдающихся и великих. И разве это не так? Разве не православие сформировало великую русскую культуру, высокие нравственные критерии народа, его отзывчивую и на мировые скорби, и страдания ближних душу? А народные русские песни, наши знаменитые "Ах ты, степь широкая", "Ой да не вечер", "Вдоль по Питерской", "Во кузнице", исполненные хором? Разве это не проявление могучего русского духа, который вдохновлял народ на все его многочисленные победы и который воспитан в нем, несомненно, тоже не без участия православия? И что удивительно! "Амурские волны", "Катюша", "На сопках Маньчжурии", "Эх, дороги", "Выйду ночью с конем", "Я люблю тебя жизнь" настолько органично вписались в программу "народного" отделения, что не оставалось сомнения: это просто одна из ипостасей той загадочной русской души, за возрождение которой ратует хор всем своим творчеством и деятельностью. На них публику, как говорит молодежь, и "пробило" окончательно. Задушевности и красоты "Вечера на рейде" зрители не выдержали, и на словах "Прощай, любимый город…" зал запел. Вспорхнули платочки, захлюпали носы... Можно ли увидеть этакое чудо на концертах современных эстрадных "звезд"? Я за такую пропаганду. Она укрепляет в народе его веру в самого себя и свой дух, изрядно утраченные и подавленные за последние десятилетия. Аплодировали долго и стоя. Одарили каждого солиста - Андрея Кузнева, Андрея Борисенко, Михаила Миллера и Михаила Туркина - шквалом аплодисментов и криками "Браво!". Особенно досталось Михаилу Миллеру - он своим баритональным басом и эмоциональным исполнением всех покорил. Кобзон и Лев Лещенко померкли навсегда... Никон Жила, принимая цветы от благодарных зрителей и бесконечно раскланиваясь, похоже, был счастлив. А тут еще, на этой высокой ноте всеобщего душевного подъема и благодарности артистам, откуда ни возьмись, появилась ласточка, которая начала носиться над сценой, словно разделяя приподнятое настроение зала. Как знак свыше... Совершенно особое чувство радости испытывала и я. Думаю, тому виной не только великолепный концерт сретенцев, но и реакция зала, и главное, количество зрителей. Лет семь назад, когда монастырский хор приезжал в Воронеж, в городе просто не было такой площадки, которая могла вместить такое количество зрителей. Да и особого общественного резонанса его выступление не вызвало. По-видимому, какие-то тревоги по этому поводу были и сейчас у артистов хора и у его регента, который перед концертом выглядел несколько озабоченным и настороженным. Все-таки они замахнулись на зал, в котором в тот день было более тысячи мест. Но он был практически полон. Причем публика было ничуть не преклонного возраста. Наоборот, преобладали молодые и люди среднего возраста, семейные пары с детьми. Впрочем, как и в храмах последние годы. Может быть, все-таки что-то меняется в нашей жизни? Есть, по-моему, у этого события еще один, духовный, подтекст. Сретение - значит встречу. Православная церковь отмечает праздник Сретения в знак мистической встречи святого праведного Симеона Богоприимца с Младенцем Христом на ступенях Иерусалимского храма, когда тот узнал в принесенном первый раз мальчике будущего Спасителя мира и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка..." Что означало, что теперь он может спокойно умереть, потому что знает, что Царство Небесное вернется на землю. Концерт хора Сретенского монастыря тоже подарил нам совершенно особое "сретение". С Христом, с русским Духом, с самими собой... - не знаю. Но, ей-богу, после него хочется жить как-то иначе.
Татьяна БЫБА г.Воронеж
Источник: газета "Воронежская неделя" N 23 (2112), 05.06.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|