|
21.05.13
Религия и общество. Каждый выбирает по себе
| Андрей Кураев. Фото пресс-службы ВГУ | Протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев прочел лекцию студентам ВГУ
15 мая в актовом зале главного корпуса Воронежского государственного университета с лекцией перед студентами и преподавателями выступил известный публицист и богослов протодиакон Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрей Кураев. К его мнению прислушиваются не только в церковной, но и в светской среде.
Татьяна Юшкина
Под одобрительные аплодисменты аудитории он прикрыл табличку со своим именем «антиникелевой» листовкой. Начал встречу Андрей Кураев с мысли о том, что в XXI веке судьбы человечества во многом зависят от теологов. – Не от ядерной физики, не от генной инженерии, не от нанотехнологий, а именно от ученых этой сферы. Понимаю ваше недоумение и даже возмущение. Я бы тоже удивился тому хулигану, который сказал бы мне это 30 лет тому назад. Сразу скажу, что речь идет не о православном, а о мусульманском богословии. Потому что мир ислама - мир, не похожий на христианский. Там нет патриархов, нет папы. И, как это ни странно прозвучит, ислам - это религия ученых. Тех, кто не менее двух десятков лет изучал Коран и заслужил право в глазах общины от своего имени толковать те или иные нормы шариата и Корана, проецируя это на современный мир. Каждый может толковать его по-своему. Кто-то считает истинным шахидом воина, богатыря, готового погибнуть в неравном бою с врагами. А кто-то - взорвавшего школьный автобус с детьми. От того, какая из этих линий в исламском богословии победит, во многом и зависит судьба всей нашей планеты. Андрей Кураев не согласен с тем тезисом, что у терроризма нет национальности. Это равносильно тому, как если бы у яблока не было яблоньки. Каждый человек вписан множеством невидимых нитей в современный контекст бытия. С кем он водился, пересекался, жил, все это - огромный космос его социальных связей. Если появляются люди типа царнаевых - значит, существует и методика подготовки таких людей, методика промывки их мозгов. Есть набор цитат, которые приводят в боевое состояние этих мирных ранее людей. В любой исторической религии со временем складываются две школы - условно говоря, школа богословия любви и школа богословия ненависти. И только от человека зависит, в какую из этих школ он сам себя запишет. В ходе встречи Андрей Вячеславович затронул проблемы взаимоотношения Церкви и власти. Отвечая на вопрос, что он думает о возросшем влиянии Церкви на государство, он отметил, что ему не известны случаи, когда государственные вопросы согласовывались с Патриархом. И все же Церковь влияет на общество и на политические процессы как лоббистский орган, и такая практика есть и в США, и в странах Европы. Гость затронул ряд законодательных инициатив, касающихся защиты чувств верующих. В юридическом языке есть понятие "hate crimes" - "преступления ненависти" - когда оскорбляют не лично, а группу людей. В этом случае возникает вопрос надлежащего истца, когда удар приходится не по конкретным лицам, а по группе. В этом случае должна быть ясность: как защититься от таких ударов? - В целом я - за поправки, их надо, с одной стороны, расширить, а с другой - сузить. Во-первых, понятие "оскорбление религиозных чувств" - это очень эфемерная субстанция. Можно говорить об оскорблении религиозных символов, зданий, памятников, кладбищ, святынь, чего-то конкретного. А с другой стороны, эти поправки надо расширить, чтобы это касалось не только религиозных вещей, но и, например, оскорбления памятников, связанных с Великой Отечественной войной. Андрей Кураев поддержал идею открыть в ВГУ богословский факультет. Он подчеркнул, что качество образования обусловлено не столько предметом лекции, сколько масштабом личности лектора. Поэтому важно подыскать хороших преподавателей, а студенты, как и работа для них по окончании вуза, будут. Гость предложил воронежским студентам интересную тему научной работы: провести изыскания на предмет того, как в разное время менялись страницы Евангелия на иконописных поясных изображениях Христа. В заключение более чем двухчасовой встречи он ответил на вопросы студентов.
Источник: газета "Коммуна" N-69 (26091), 21.05.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|