Искусство Первого русского авангарда сложно переоценить. Его, без преувеличения, можно назвать одним из самых влиятельных и ошеломляющих по своему воздействию на культуру XX века направлений в искусстве.
Сергей Ряполов
Оставили авангардисты след и в истории воронежского края. В поселке Рамонь с разницей в несколько лет работали художники Иван Клюн и Павел Филонов. После революции новейшими течениями увлеклись некоторые местные молодые поэты. Завершающим этапом в развитии искусства русского авангарда принято считать 20-е годы XX века, когда было сформировано направление советского авангарда, представленное творчеством Шостаковича, Мейерхольда, Родченко, Вертова.
Сегодня речь пойдет о тех его представителях, чья жизненная биография так или иначе пересеклась с Воронежской областью.
В ноябре 1926 года в рамках большой поездки по Советскому Союзу Воронеж с лекцией «Мое открытие Америки» посетил Владимир Маяковский. В своей автобиографии "Я сам" он писал: "Вторая работа – продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей.
Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Винница, Харьков, Париж, Ростов, Тифлис, Берлин, Казань, Свердловск, Тула, Прага, Ленинград, Москва, Воронеж, Ялта, Евпатория, Вятка, Уфа и т.д., и т.д., и т.д.". Нужно отметить, что у Маяковского это был уже не первый опыт подобной поездки. До революции он совместно с соратниками по кубо-футуризму ездил по Российской империи, читая лекции и пропагандируя новое направление в искусстве. В одном из городов они наняли уличных мальчишек, чтобы те бегали по городу и выкрикивали фразу: "Ура! Футуристы приехали!" Однако мальчишки, видимо, не разобрав или не запомнив иностранное слово, кричали: "Ура! Футболисты приехали!".
После прихода к власти большевиков многое в жизни и мировоззрении поэта поменялось: Маяковский сменил свой внешний облик на более соответствующий имиджу "пролетарского поэта", отказался от националистических высказываний, свойственных представителям дореволюционного русского авангарда, сменив их на декларацию пролетарского интернационализма. Сами лекции, лишившись футуристического эпатажа, стали серьезнее и агрессивнее.
В Воронеже к встрече с поэтом отнеслись с достаточной обстоятельностью: по сохранившимся сведениям, визит авангардиста был анонсирован в местной прессе, а само выступление должно было транслироваться по радио. Неудивительно, что визит Маяковского вызвал у горожан большой интерес.
Хотя, по сохранившимся воспоминаниям очевидцев тех событий, немалую часть пришедших интересовало не столько его творчество, сколько сама личность поэта. После окончания публичного выступления, когда все стихи были прочитаны, а на все вопросы даны ответы, Маяковский встретился с молодыми воронежскими литераторами.
Дом, в котором происходило общение одного из столпов русского авангарда с творческой молодежью, располагается по адресу: улица Войцеховского, 7. День пребывания Маяковского в Воронеже окончился в гостинице - по пути туда он декламировал сопровождавшим свои стихи прямо на улице.
Но если для него визит в Воронеж, очевидно, был отмечен приятными воспоминаниями, то для другого авангардного поэта, драматурга Александра Введенского Борисоглебск Воронежской области, по-видимому, был связан не с самым лучшим периодом в жизни.
Дмитрий Шостакович, Владимир Маяковский, Всеволод Майерхольд
Введенский родился 23 ноября (6 декабря) 1904 года в Санкт-Петербурге в семье экономиста и врача. В 1920-е он находился под сильным влиянием футуризма, в особенности Алексея Крученых, вследствие чего экспериментировал с "заумью". В то же время Введенский познакомился с Филоновым и его учениками. В 1921 году он окончил гимназию имени Л.Лентовской, не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии Введенский познакомился с будущим теоретиком ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) Леонидом Липавским.
Самым важным событием для Введенского стало, пожалуй, знакомство в 1925 году с Даниилом Хармсом. Поначалу они сотрудничали с имажинистами и даже предоставили свои стихи для имажинистского сборника "Необычайные свидания друзей", однако уже в 1927 году они создали собственную литературнотеатральную группу ОБЭРИУ, построенную на применении методов абсурдизма и примитивизма в поэзии.
По предложению Маршака многие ОБЭРИУты, в том числе и Введенский, сотрудничали с детскими журналами "ЕЖ" и "ЧИЖ". Введенским было выпущено несколько десятков детских книжек. Со временем эта работа стала для него основным источником заработка.
Однако в печати начали появляться критические отзывы о деятельности авангардной группы, в которую входил поэт. В 1931 году Введенский вместе с единомышленниками был арестован. Его обвинили в том, что он якобы на одной из дружеских вечеринок то ли произнес тост в память Николая II, то ли исполнил гимн Российской империи. Так или иначе, но поэт вначале был выслан в Курск, где жил некоторое время с Хармсом, но позже на некоторое время поселился в Борисоглебске с друзьями - художниками Соломоном Гершовым и Борисом Эрбштейном.
Говорят, приехав в ссылку, Введенский первым делом обвел глазами каморку, в которой предстояло жить, нашел стул - единственную мебель в доме и, вынув из кармана пальто тетрадь и огрызок карандаша, начал писать. Вероятно, именно тогда появилась "Серая тетрадь", в которой автор размышляет на тему смерти, о глубинном смысле языка, о времени. В этих размышлениях Введенский приходит к анализу пограничных ситуаций перехода между жизнью и смертью, указывая, что только секунды перед смертью "плотны и неизменны".
В 1936 году поэт переехал в Харьков. В 1941-м перед оккупацией города он был арестован Органами как "неблагонадежное лицо" и принудительно отправлен в Казань. По дороге поэт тяжело заболел и умер, его тело было доставлено в морг Казанской психиатрической больницы. Официальной датой смерти Введенского считается 20 декабря 1941 года.
Его наследие требует еще серьезного литературоведческого и философского анализа. В своих произведениях "Кругом возможно бог", "Некоторое количество разговоров", "Потец", "Где. Когда." Введенский ставит вечные вопросы о времени, смерти, размышляет на тему языка, о соотношении бытия и ничто.
Биография известного советского скульптора, автора монументальной скульптуры "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной также некоторым образом связана с Воронежем.
Вообще, творческое наследие Мухиной, как правило, принято относить к направлению советского монументального искусства, однако мало кто сегодня помнит, что скульптор с мировым именем отметилась и рядом авангардных проектов. Одним из самых известных таких творений является предмет, который без преувеличения можно назвать одним из самых распространенных бытовых приспособлений советского времени - граненый стакан советского образца. Это типичный пример русского авангардного искусства. Во-первых, сам дизайн непосредственно отсылает к достижениям русских авангардистов, ну и, во-вторых, то, что он имеет непосредственное бытовое применение, в полной мере согласуется с идеями русских авангардистов о непосредственном вхождении искусства в жизнь людей.
Творческая биография Мухиной складывалась довольно успешно, однако ее муж А.А.Замков - врач, хирург и педагог не получил одобрительной реакции на свою работу и был подвергнут преследованиям со стороны властей, результатом чего стало решение об административной ссылки врача на три года в Воронеж.
В нашем городе Замков продолжал свои медицинские исследования, работал в поликлинике, обслуживающей рабочих вагоно- и паровозоремонтного завода. Одновременно с этим продолжала работать и его жена. А в Москве за них хлопотали друзья. Благодаря стараниям Горького семья Замкова и Мухиной получила досрочное освобождение из ссылки и в 1932 году вернулась в Москву.
Уже через несколько лет имя скульптора прогремит на весь мир, став одним из символов не только Советского Союза, но всего XX века.
Искусство русского авангарда в отечественной искусствоведческой литературе долгое время подвергалось довольно однобокой оценке. Связано это было в первую очередь с пониманием этого направления в искусстве как буржуазного, упаднического и нежеланием увидеть в нем прежде всего направление, глубоко укорененное в традициях народного искусства, в русской культуре, искусство национальное.
Сегодня, когда запрет на объективную оценку авангарда у нас в стране снят, хочется верить, что он наконец-то обретет истинное признание. Тем более что он хранит в себе еще очень и очень много загадок.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 20 (2109), 15.05.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013