 |
14.05.13
Черпая кистью лазурь небес
Судьба и книга | Эти воспоминания были написаны аккурат к 80-летию художника Александра Кищенко
Виктор Силин
Наконец-то!.. Наконец-то у нас, в Воронежской области, на родине выдающегося живописца и народного художника Белорусской ССР Александра Кищенко, вышла о нем книга. Она так и называется – «Александр Кищенко: жизнь и творчество». Ее автор - журналист из Богучара и друг Александра Кищенко Иван Абросимский. Он родился в маленьком хуторе (сейчас там уже никто и не живет) с поэтическим названием Белый Колодезь. Произошло это 13 мая тридцать третьего года, то есть ровно 80 лет назад. "Прислушайтесь к звучанию слов: Белый Колодезь… Белая Русь, - пишет в своей книге "Александр Кищенко: жизнь и творчество" Иван Абросимский. - Символично, не правда ли?" И добавляет: "Предки Александра Михайловича от века были хлебопашцами". У его матери, простой крестьянки Феклы Прокоповны, он был единственным сыном. "...Саша был похож на своего деда как две капли воды, - замечает Иван Абросимский. - Такой же крупноголовый, крепко сбитый телом, только чуть пониже ростом. От матери он унаследовал спокойные чистые глаза, добродушие, живое восприятие мира и легкий юмор... Он, бывало, рассказывал друзьям-товарищам о своем детстве и юности, о пережитой безотцовщине (отец погиб на фронте, и мать воспитывала сына одна). И все равно в его рассказах проступали светлые тона".
Александр Кищенко и Иван Абросимский
Уже став всемирно известным художником, Александр Кищенко не упускал случая побывать в родных местах. Книга Ивана Абросимского как раз и ценна в первую очередь теми наблюдениями, бытовыми подробностями, которые сложились у него именно во время наездов Кищенко на свою малую родину. Он был отмечен свыше. Тогда, наверное, в подростковом возрасте, Саша Кищенко еще этого не осознавал. Но энергия творца заявляла в нем все решительней и решительней. И бунтовала в его душе. Но как такое возможно, чтоб зарабатывать себе на хлеб художествами? Да и где учат художников? Вот маляр - это понятно и ему, и матери, и односельчанам. И тогда от одного знакомого Кищенко случайно узнает, что на Донбассе есть ремесленное училище - "ремеслуха" - с художественным уклоном. Это было уже понятней, ближе - все-таки давалось ремесло в руки, а главное - обеспечивало какой-никакой заработок. И он едет в Донецк. Окончив "ремеслуху", Кищенко приходит на знаменитый завод "Азовсталь". Его первая профессия называлась весьма витиевато: маляраль-фрейщик. В бригаде, где он работал, заметили, что парень-то необыкновенно талантлив, и прямиком ему дорога лежит в художественный вуз. И тогда представители рабочего класса по собственной инициативе "скинулись деньгами и по-отечески напутственно проводили его на учебу в вуз". Кищенко закончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства. "Особенность его художественного дарования, - отмечает Иван Абросимский, - состоит в том, что он был художником-универсалом. Легко и свободно владел станковой живописью и мозаикой, фреской и гобеленом, изразцовым панно и декоративной скульптурой, графикой и керамикой". В первое послевузовское время Кищенко работает в Киеве, участвует в оформлении Киевского вокзала, станции метрополитена, Института физиологии и защиты растений. Происходят изменения в его личной жизни: он женится на художнице Ангелине Бельтюковой - и молодые переезжают в Минск. Сам же художник считал, что то был период "нащупывания своего "я". В это время он пишет "Портрет художника В.В.Урицкого", "Циркового мальчика", "Девушку с подсолнухом", "Северянку". В 1972 году появляется его "Портрет матери", написанный или мысленно сложившийся в один из его приездов на родину. Благородное лицо женщины, много пережившей и перестрадавшей, на темном фоне и в таком же черном с зеленоватым оттенком одеянии. И как диссонанс - золото лика и больших натруженных рук. "Каким бы ранним утром, бывало, не зашел бы к нему в его мастерскую, - пишет Иван Абросимский, - находившуюся в летней кухне маминого двора, он уже сидит за палитрой. Тут обязательно появится Фекла Прокоповна, мило поприветствует и, вытирая руки о передник, сообщает какую-нибудь новость или свое особое о чем-то суждение. Например: "Учера позыровала тут одна. Красыва подлюка". Или: "Як жынывся второй раз, так и воду носэ на стырку и половыкы трясэ. Падлюка такой, раньше цего не було". Слово "падлюка" у нее было ласкательным. Он вставал со стула, сердечно обнимал ее за плечи и только и говорил: "Ну что ты, мама..." Она снимала с лица нарочитую суровость и уходила по своим делам". В книге Ивана Абросимского есть фотография, на которой запечатлена богучарская делегация с Михаилом Александровичем Шолоховым. В Вешенскую богучарцы, в их числе был и Александр Кищенко, наведывались дважды - в августе и сентябре 1979 года. В том же году художник и создает "Портрет М.А.Шолохова". Иван Абросимский по этому поводу вспоминает: "Запомнилось, как заинтересованно беседовали за столом два мастера - художник слова и художник кисти, и то, каким озаренным с этой встречи Александр Михайлович вернулся домой, где сразу же засел за этюды, не откладывая создание портрета писателя в долгий ящик. Портрет он дописал уже в Минске. И подарил его Богучару в знак глубокой любви к малой родине и месту, где учился великий писатель. Он был бесконечно благодарен судьбе за эти встречи". И еще об одной удивительной встрече, связанной с художником Александром Кищенко, поведал Иван Абросимский. Известно, что выдающаяся оперная певица Елена Образцова всего лишь дважды выступала с концертами в Воронеже. После одного из них я брал у нее интервью. Поразила удивительная простота, юмор, открытость, потрясающая доброжелательность ("Задавайте, задавайте, молодой человек, свои вопросы. Я знаю, что это ваш хлеб. У меня ведь дочь тоже журналистка"). Но не знал, что был еще и третий приезд оперной примадонны (сама же она, смеясь, говорила: "Мой папа называл примадонн дурами") в Воронежскую область, в Богучар. Приехать отдохнуть певицу в олимпийском 1980 году пригласил именно Александр Кищенко. Место выбрали замечательное - на чудесном озере Песчаное, окаймленном с одной стороны сосновым лесом, а с другой - лиственным. Жила Елена Васильевна с мужем, дирижером Большого театра Альгисом Жюрайтисом и дочерью, тоже Еленой, в домике, который располагался среди сосен, рядом - водная гладь озера. "Поразила всех нас Елена Васильевна не только своим чудным голосом, а еще необыкновенной любовью к лошадям, - замечает в своей книге Иван Абросимский. - От тихой и послушной лошади лесника она не отходила часами, нежила ее, ласкала, кормила с рук чем-нибудь вкусненьким, ну и, конечно, садилась верхом и скакала по небольшому лужку туда и обратно... Именно там, на озере Песчаное, на моих глазах и рождался ее портрет, который с первого этюда понравился и ей, и мужу, и дочери". И все-таки имя нашего земляка во всем мире больше известно как создателя современного монументального гобелена. Многие из них находятся в Минске - в здании Администрации Президента, в театре оперы и балета, в Музыкальном училище имени М.И.Глинки, в Витебске в театре имени Якуба Коласа. Хранится его гобелен и в Богучарском краеведческом музее - "Родина". Но самый главный - "Гобелен века" - украшает зал заседаний Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Александр Михайлович Кищенко был по-настоящему талантливым человеком. Он и стихи сочинял. Все больше писал верлибром: Творец должен Писать время, Черпая кистью Лазурь небес И пыльцу цветов, Глядя в голубые Глаза озер. Вот, оказывается, в чем видел смысл своего предназначения художник Александр Кищенко. На его родине, в Богучаре, в эти дни земляки добрым словом не раз помянули Александра Михайловича. В Доме народного творчества проходит выставка его картин, подаренных землякам. Есть здесь и портреты богучарцев - "Старик Жуковский", "Ольга Топоркова", "Владимир Салазкин", "Галина Мануйлова", "Зоя Черненькая", "Наташа Абросимская"... В школах и ПУ N18 прошли встречи с архитектором Владимиром Салазкиным, который считал Кищенко своим учителем и наставником. А в доме-музее художника вчера состоялась презентация книги Ивана Абросимского "Александр Кищенко: жизнь и творчество". Замечательной, скажу я вам, книги.
Источник: газета "Коммуна" N-65 (26087), 14.05.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|