Внешне эта нетолстая синеватая книжица, выпущенная Воронежским Центрально-Черноземным книжным издательством, напоминает скорее буклет выставки, чем собрание стихов и прозы. Мелованная бумага, приятное глазу оформление, цветные иллюстрации (в качестве которых – фотографии, рисунки, линогравюры, эскизы к анимационным фильмам участников "Культпохода"). Это непривычно, конечно. Первые книжки моих ровесников выходили на ужасной бумаге, с массой забавных опечаток (от которых, правда, текст подчас становился лучше). Если вообще выходили. И даже не знаешь, кого винить в том - эпоху ли, отсутствие ли спонсоров, молодеческое ли раздолбайство талантливых людей, которые так ценили свой дар, что брезговали носить рукописи в "солидные издания": Христа ведь тоже при жизни не печатали. Для несведущих смысл названия альманаха разъясняется в предисловии: "Меловые холмы Дивногорья, пожалуй, самое известное место Воронежской области. Не только самое живописное, но и, наверное, самое богатое легендами. И волшебство природы, и тайны истории привлекают сюда тех, кто любит красоту, тех, кто любит размышлять, воспринимать, творить". Однажды сюда приехали участники первого "культпоходовского" творческого летнего лагеря: поэты, музыканты, художники, фотографы… Дивногорье стало для ребят не только чудесным пространством, в которое они оказались на время погружены, но и бесценным источником вдохновения. За что, конечно, надо поблагодарить организаторов конкурса - Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и арт-группу "Квадрат". Все повторилось спустя год. Нелегко придется читателю, любящему выискивать в тексте скрытые цитаты и аллюзии. Разве что библейские Каин и Ной подмигнут ему со страниц альманаха: куда же без них-то? Авторы "Жителей меловых гор" словно заново, сами придумывают законы творчества, изобретают колесо, исправляют карту звездного неба. Не боясь, что скажут банальность, и не пытаясь выдать ее за постмодернистскую иронию. В альманахе очень мало примет 2013 года. Кажется, единственное заметное исключение - "Нановеллы" главного редактора Леонида Диденко. Эти стихи и проза могли родиться в годы, когда не было, например, Интернета. Разве что Игорь Покотилов удивляется, "почему душа, удаленная с диска D, не влезает в корзину". Лет пятнадцать назад мало кто понял бы, о чем это он. Наверное, те две поездки в Дивногорье были чем-то сродни эмиграции из современности, пусть и на несколько дней. Чувствуется, как хочется молодым творцам улететь, хотя бы вглубь себя. Туда даже, может быть, в первую очередь. То у одного, то у другого поэта встречаешь стихотворение, лирический герой которого только что пробудился. За стеной - реальность, но покидать комнату он не спешит, даже если находится где-нибудь в Гурзуфе. Предпочитает наблюдать за цветущей сложностью жизни из окна. Или вовсе не открывать глаз, хотя бы еще пару минут, воображая, что море плещется в ногах, а вокруг - Вечность.
Начинать что-то новое, это всегда приятно, Это принято с понедельника рано утром. Только в этот раз без меня, хорошо, ребята? Я хочу поваляться дольше хоть на минуту. Я хочу, чтобы в этот день жизнь была на месте, Не ждала от меня трофеев, вершин, побед. Я хочу этот день неизменно, неинтересно, Чтобы выспаться с перерывами на обед, -
уйти в леса, Подобрать окостенелую шишку, держать ее за полюса. Следить за паучихой, оплетающей трухлявый пень, Заниматься самым важным - отковыривать от штанины репей.
Виталий ЧЕРНИКОВ
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"