 |
20.04.13
И авто, и автобусы мешают друг другу
Проблема | Если люди ездят по городу на своих машинах, значит, общественный транспорт не конкурентоспособен
Читателям «Коммуны» уже известна позиция молодых воронежцев из МОО "Город и транспорт" по поводу транспортного коллапса, ежедневно наблюдаемого в часы "пик" на городских улицах. Они тщательно изучили опыт европейских и продвинутых российских городов, настойчиво взывают к властям не медлить и разумно менять старую систему. Ребята не только критикуют, а всякий раз предлагают меры – экономные и эффективные. На этот раз они адресуют свои предложения будущему градоначальнику, которого, как известно, воронежцам предстоит избрать в сентябре.
В 2013 году истекает срок действия программы возрождения городского транспорта Воронежа, принятой городской Думой в 2008 году, практически одновременно с ней был утвержден и Генеральный план развития города. Предыдущей администрацией созданы все условия для поступательного реформирования общественного транспорта (помимо принятия нормативно-правовой базы). Были выделены необходимые для начала финансовые средства и проведены кадровые переназначения. Однако дорожно-транспортная ситуация за прошедшие годы не только не изменилась к лучшему, но и усугубилась. Для того, чтобы разобраться, почему так произошло, обратимся к исследованию компании "Росгосстрах". Они проводятся с 2008 года и отображают низкий уровень удовлетворенности воронежцев системой общественного транспорта. Одновременно с этим наблюдается устойчивый рост количества автомобилей — к 2010 году Воронеж по темпам автомобилизации обогнал все крупные города России и вышел на второе место в стране после подмосковного Одинцово. К слову, показатель автомобилизации - один из главных сигналов для органов власти: если жители выбирают личный автотранспорт для поездок по городу, это означает, что система общественного транспорта неконкурентоспособна. Сегодня уже всем ясно, что проблему пробок нельзя решить без создания комфортной системы внутригородского транспорта, осознанный выбор в пользу которой сделает конечный потребитель. Для этого необходимо развивать саму систему общественного транспорта и сдерживать пользование автомобилем внутри города. К примерам сдерживающих мер можно отнести введение платного режима парковки на части центральных улиц и появление на оживленных магистралях выделенных полос для автобусов. На сегодняшний день мы имеем ряд факторов, препятствующих полноценному развитию транспортной системы. Заслуживает внимания предельно низкий бюджет по транспортной статье (78 миллионов рублей запланировано на нее в бюджете города на 2013 год). Зарезервированные средства не могут обеспечить развитие муниципального транспорта, фактически, они способны лишь поддерживать систему в рабочем состоянии. Город устранился от своих задач по выполнению транспортных перевозок - поэтому наша компания предлагает переориентироваться на работу по системе муниципального заказа, когда частные перевозчики выполняют транспортную работу по заказу города, город же ведет все финансовые расчеты и производит выплаты по установленным коэффициентам. При этой системе с рынка уйдут значительное число мелких перевозчиков, не имеющих никакой материально-технической базы и даже собственных автобусов и водителей. Останутся лишь несколько крупных "игроков", которые смогут заключить длительные контракты и обновить автобусный парк (вместе с этим сохраняется и муниципальный перевозчик с его долей на рынке). Вторая проблема — отсутствие квалифицированных кадров. Найти сегодня высокопрофессиональных водителей, которые будут работать на автобусе за существующую заработную плату, - достаточно сложная задача. Профессия не считается престижной, а уровень подготовки водителей после распада Советского Союза значительно снизился.
Необходимо развивать саму систему общественного транспорта и сдерживать пользование автомобилем внутри города. К примерам сдерживающих мер можно отнести введение платного режима парковки на части центральных улиц и появление на оживленных магистралях выделенных полос для автобусов. |
Наконец, третья проблема - это отсутствие прозрачной финансовой системы. Большинство частных перевозчиков не могут предоставить реальный отчет прибыли и убытков, исходя из которого можно будет рассчитать реальный тариф. Поэтому даже те 11 рублей, которые сегодня платятся воронежцами, не являются обоснованной величиной. Любые разговоры о повышении тарифа, которые активно муссируются перевозчиками, не могут иметь почвы без реального экономического обоснования. Данную систему нужно менять, и есть предложения, которые успешно опробованы и работают в крупных российских городах. Пора вводить безналичную систему расчетов - транспортную карту. Это удобный платежный инструмент для горожан, который покажет пассажирам и надзорным органам реальную себестоимость перевозок, позволит вывести в легальное поле теневые доходы предприятий. К тому же эта мера увеличит налоговые отчисления в бюджет и позволит перевозчикам осуществлять инвестиционное планирование. Появление подобной системы - первый шаг на пути к муниципальному заказу, о котором говорилось выше. Таковы сегодня ключевые проблемы городского транспорта. Бесспорно, существует немало других факторов, затрудняющих его развитие, однако в первую очередь необходимо разрешить основополагающие противоречия, накопившиеся за годы работы по старой схеме. Последние опросы воронежцев показывают, что проблемы транспорта сегодня выходят на первый план - именно их предстоит решать будущему мэру, которого изберут в сентябре. И медлить с этим нельзя.
Андрей ФУРСОВ, руководитель МОО "Город и транспорт" в Воронеже.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|