На тему дня | Сегодня, в Международный день памятников и исторических мест, как никогда стоит поразмышлять о судьбе нашего историко-культурного наследия
Часто приходится сожалеть о том, что Воронеж уже не может считаться полноценным историческим городом, ибо его прежний своеобразный силуэт безнадежно испорчен. Но мне хотелось бы поговорить о другой серьезной беде, которая подкрадывается менее заметно, но очень настойчиво. О том, что редкостью становится настоящая, научная реставрация памятников культуры, которая подразумевает восстановление зданий в их первозданном виде, применение старых строительных приемов и похожих строительных материалов.
Павел ПОПОВ,
кандидат исторических наук
Есть удачи. Но множатся случаи, когда реставрация подменяется реконструкцией, надстройкой зданий или, еще хуже, заменой их «новоделами». А ведь во всем мире давно уже выработано стойкое неприятие таких подделок.
На Западе модно раскрывать кирпичную кладку внутри зданий: показывать, что стены – подлинно старинные. Впрочем, и у нас местная публика заметно огорчается, когда узнает, скажем, что старые стены домика И.Н.Крамского в Острогожске полностью заменены новыми. Интерес к дому-музею сразу снижается.
И ведущие московские специалисты еще 25 лет назад, составляя свод воронежских памятников, наотрез отказывались заносить туда всяческие "новоделы". Только для домика И.Н.Крамского они сделали исключение, но вычеркнули из текста книги сведения о его "реставрации".
Однако год за годом мы получаем неприятные сюрпризы. Прекрасным образцом модерна начала XX века был дом купчихи Марии Резниковой на улице Карла Маркса, 58, но в 2000 году от него оставлена только передняя стена, включенная в фасад многоэтажного здания. Организаторы реконструкции обещали не просто сохранность, а сделать реставрацию вычурных оконных и дверных проемов и балконных решеток. Итог: в стену вмонтированы упрощенные пластиковые рамы. Прохожие даже не верят, что перед ними - старая стена, а не подделка под старину.
С тех пор пагубная практика и вошла моду. Несколько раз события развивались по похожим сценариям. Сначала застройщики обещают компромиссно сберечь три стены старого дома. Затем, с началом стройки, находятся другие заказчики или проектанты. Объявляют аварийными две стены, за ними и третью и в итоге взамен выстраивают "новоделы", отдаленно напоминающие прежние памятники, - по существу, подлинники погибают.
Самый вопиющий случай: в 2006-2007 годах "под корень" уничтожены два смежных модерновых дома на улице Дзержинского.
Неужели уроки ничему нас не учат? Увы, где-то строители прикрываются "реконструкцией" лишь "для порядка", где-то доминирует желание ремонтников выполнить выгодный большой объем работ, а где-то сталкиваемся с элементарным непониманием того, что обветшавший подлинник во много раз ценнее сверкающей "евроотделки".
Сейчас "реконструируется" очередной модерновый дом - дом дворян Перрен-Синельниковых на улице Таранченко, 40, построенный в 1911 году. Для прессы была выдана информация, что остаются три стены: главный фасад и два боковых, а на деле имеем… правильно, только один главный. Стоит завешанная стенка с пустыми проемами. И болеющие за город со страхом ждут: что будет дальше? В любом случае - ущербный памятник.
Не "отпугивает" даже имя великого Льва Николаевича Толстого. Уже несколько лет общественность пытается защитить усадьбу на улице Платонова, 9 и 11, которую писатель посещал в 1894 году. В СМИ попал эскизный проект, по которому усеченные "толстовские" здания должны стать как бы входной частью для небоскреба, а главным фасадам отведена лишь роль декорации.
Неужели городской градостроительный совет не понимает, что имеет дело не только с памятником архитектуры, но и с ценнейшим памятником истории, и декорация - это насмешка над усадьбой, в которой каждый кирпичик должен напоминать о происходивших там встречах с Толстым?
В 2012 году завершилась так называемая реставрация дома мещан Гревцовых на улице 20-летия ВЛКСМ, 35. Не шедевр архитектуры был, но милый провинциальный дом, все очарование которого заключалось в подлинных, трогательно вылепленных на фасаде мужских масках. И вот теперь от "памятника" осталась только небольшая фасадная стенка. Но с нее сбили всю прежнюю штукатурку вместе с масками. Прилепили прочные, "вечные" барельефы. И все сооружение представляет собой странный современный коттедж.
Таким был и таким стал дом мещан Гревцовых. Фото Павла Попова и Михаила Квасова
И ведь у всех "новодельных" историй, как правило, было вполне законное начало. Большинство проектов реконструкции городских домов проходили экспертизу в Госинспекции историко-культурного наследия (недавно из названия инспекции убрано слово "охрана") и согласование с руководством управления культуры (ныне департамент культуры и архивного дела, ведающий охраной памятников).
Правда, и инспекция, и департамент согласились со мной, что, например, уничтожение подлинной лепнины XIX века во время позапрошлогоднего ремонта дома купца Федорова (Пушкинская, 12) - это безобразие...
Конечно, все веяния - и плохие, и хорошие - приходят в нашу провинцию из столицы. В Москве подсчитали, что только во время "правления" мэра Лужкова уничтожено более 300 памятников! Там выпустили серию книг о "погибшей Москве". Москвичи неустанно смеются или негодуют со страниц газет, что памятник деревянной архитектуры перестроен из бетона или что палаты XVII века теперь представляют собой... пластмассовое здание, внутри которого плещется бассейн.
Давайте же не брать плохие примеры.
В этот праздничный день внушает надежду позиция воронежского департамента. Он не согласовал проект переделки "толстовских" домов и намерен добиваться их сохранения. И вообще, в отделе охраны культурного наследия надеются, что в будущем памятники превращаться в стены не должны.
Что ж, будем надеяться и мы.
Источник: газета "Коммуна" N 54 (26076), 18.04.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013