 |
17.04.13
Имя в литературе. "Трижды славлю эту жизнь..."
| Виктор Беликов | Светлана ЛЯШОВА, член Союза писателей России Россошанский район, Воронежская область
Сказать с интригой, но без преувеличения: впервые с Виктором , Васильевичем Беликовым мы встретились и познакомились в… Афинах. В «воронежских Афинах», как нередко величают Острогожск. Начало девяностых. Лето. На станционной площади Острогожска почти одновременно сделали остановку два "Икаруса" - россошанский и ольховатский. Из обоих автобусов "высыпались" на 10-15 вольных минут пассажиры. "Высыпались" и мы с Раисой Ефремовной Дерикот – участницы областного поэтического семинара, возвращавшиеся теперь в Россошь. Не успеваю оглядеться, как Раиса Ефремовна устремляется к автобусу-"ольховатцу", навстречу человеку с пронзительно-добрым взглядом, в берете и с тросточкой. Еще мгновение, и она уже влечет его ко мне, восклицая: "Это же Беликов! Это же такой поэт! Трепетный, настоящий... Знакомьтесь". И поныне чувство высокой радости испытываю я при каждой нашей встрече. Всегда знаю, что его внимательный и мудрый взгляд "в корень" многое считывает в каждом из нас, собирающихся на районные поэтические встречи и фестивали. Все эти годы, кто бы ни руководил литературным клубом, но неформальный вожак нашей поэтической "стаи" - именно он. И все это чувствуют, сверяясь с "камертоном" его мнения. Прочитав повести писателя Беликова "И в лихолетье светило солнце" и "Деревенька моя у чумацкого шляха", прочувствовала их подложечным замиранием, приняла сердцем и душой. Подаренные Виктором Васильевичем в разные годы поэтические книги "Тепло и боль земного бытия" и "Я встану на звездном пороге" дали мне возможность найти - тем же подложечным замиранием - лучшие стихи и строфы поэта: Не алый шелк китайский, Не бархат и атлас - Сидит на кашке майской Дневной Павлиний глаз. Слетел, как дар свободы, К травинке и цветку, Лег орденом Природы Родному уголку. Брожу, от мая пьяный, Под дивный щебет птах По солнечной поляне В крылатых орденах. От взгляда влюбленного в природу автора не укрывается, как "над степными шляхами медленными взмахами лунь серпом серебряным медленно кружит" и "над суходолами за родными селами высятся ракетами кроны тополей". Все примечает тонкий его слух: Там, где излуки, Плещутся щуки, Хлопает бобр своим плоским хвостом, Поезд к излукам По стыкам отстукал, Переругался с железным мостом. Он родился в 1940-м. А летом сорок первого года отец последний раз держал его на руках. Детство Виктора Васильевича не разминулось ни с сиротством, ни с болезнью, надолго приковавшей к постели. Всю жизнь "уходил" от нее то на костылях, то с тросточкой. В школу, на работу, на охоту... Учитель с университетским образованием, четверть века преподававший в родном селе Новопостояловке литературу, русский язык и музыку, он решился однажды всерьез перейти в журналистику. Многие годы проработал ответственным секретарем "Ольховатского вестника", что в соседнем районе. Ранние стихи Беликова не обошел вниманием Алексей Прасолов, заметивший: "Если хочешь заниматься этим всерьез - надо много работать". Что Виктор Васильевич и делал. Вдыхал ли осеннюю остуду, встречал ли новые весны с их молодой зеленью и надеждой: Штыками подснежников снег атакуя, Весна наступает смелей и бойчей. Березы, как школьницы, шумно ликуют, И булькает в роще хвастливый ручей. Возвращался ли памятью в более глубинное детское воспоминание разбитых в кровь сельской работой материнских рук, когда она, "придя, садилась на порог, и грязь стекала с ее рук и ног. Черна от свеклы, ледяных ветров...": А мы с сестрой, забыв игру и смех, К ладоням тем прикладывали снег И пуговицы мерзлого плаща Расстегивали долго сообща. А со стены при свете каганца Смотрел портрет погибшего отца... Снова ли "уплывает" душой к лесостепным просторам: Я подсвистну в кустах синицам, Вспомню цвет твоих синих глаз. А вокруг будет лист кружиться, Как Чайковского чудный вальс. О синих глазах - конечно же, это в адрес любимой своей жены и Музы - Лидии Дмитриевны. Взгляд охотника и фотохудожника всегда внимателен и примечает многое. Как "по седым полянам, бурьянам тугим ползают туманы, словно утюги", как "на жнивье, под небом чистым, пестреют копны, как стада, и ласточек висит монисто на телеграфных проводах". Ему счастливо видятся "в вербах грачиное вече" и "степь, как расплавленное масло", "комариный мелкий дождичек", что "сеется в траву" и то, как "стрижи мелькают, как ножи". Слышится, как "гремит фольгой опавшая листва". Невозможно не заметить, что в стихах о природе Виктор Беликов особенно исповедален. Но в "мире, где рай - аферистам, ад для любви и добра, когда "на сердце - не праздничный май, в душе - не фанфары с волторнами", когда "диктуют нам хамы, как жить", когда "пляшет оголтелая смердючка свой безобразный яростный канкан", а поэт "в каждой росинке Россию привык открывать и любить", ему приходится сменять трепетное перо лирика на копье, шпагу и железные доспехи рыцаря. И сражаться посредством слова на неприютном поле гражданской поэзии. Не каждый из пишущих готов выйти на это поле. Как не всякий лирик проходит поверку "железной" гражданственностью. Но все мы ориентируемся на единственную чистоту и незамутненность, которая называется детством. Потому вместе с поэтом грущу светло над строфой: Солнечный зайчик из детства, Зеркала битый косяк... Вновь бы в него поглядеться, Да невозможно никак. Но член Союза писателей России Виктор Беликов - человек упорный, наделенный от природы оптимизмом и чувством юмора, вновь и вновь находит силы отстаивать свою жизненную позицию, вести активную общественную, краеведческую работу, организовывать творческие встречи, выпускать литературную страницу в газете "Россошь", встречаться с учащимися школ и училищ и утверждать: Трижды славлю эту жизнь Под степным привольным небом!
Источник: газета "Воронежская неделя" N 16 (2105), 17.04.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|