 |
17.04.13
Эхо события. Что происходит на свете?
А просто весна… и вместе с ней смятение
Валентина СУМИНА, член Союза художников России Рисунки автора
Масленица без снега (какие это проводы зимы?), нарушение вековых традиций в Ватикане, Чернушкин вместо Колиуха. Вдруг из памяти всплывают величественные глаголы: «Ветер принес издалека песни весенней намек, где-то светло и глубоко неба открылся клочок». Ну, конечно, это чуткий романтичный Блок, 29 января 1901 года. Да что там небо, когда мы на земле и в Воронеже, где в марте на Кирова открылась областная выставка. Авторы – одни женщины. Возраст - от 20 до 90. "Цветочные" души испытали большую радость. О, сколько цветов! От изысканных "Последних роз"" С.Володиной, забытых случайно или оставленных намеренно в глухом месте на скамейке, до скромных полевых "Цикория и повилики" Н.Радевской, "Бабушкиного букета" М.Кулешовой. Уж он-то, этот букет, будет долго и преданно греть душу!
 | Татьяна Перминова. Деятельная, творческая, порывистая, красивая. Директор предприятия. Ученица П.Пономарева. Ее планида, смысл жизни - возрождение и сохранение традиций народного воронежского костюма. Пока держится... | За летом - "У открытого окна", "Герань" Н.Резникова, приходит (слава Богу!) осень - "Бабье лето" Т.Поплавской, где на столе среди золота опавших листьев синеет терн, оранжево улыбается рябина и еще что-то... как бы "осенние междометия". Неожиданное "1 января" М.Синтарин - коробки многоэтажек в диалоге со снегом. Временное и вечное. А там, глядишь, и весна торопится "Весенним мотивом" Кошевцевой (батик). Мелькают портреты - трогательно розовая "Малышка Ева" И.Токаревой, "Автопортрет в мастерской" Н.Паршиной, "С чистого листа" и "Чаепитие" Ю.Князевой. В последних работах автор любовно собрала знаковые вещи, что заполняют мастерскую каждого художника с небольшой разницей в ассортименте. Н.Паршина копнула глубже. Вместе с ней мы тоже спрашивали: "Как дела, Матрена?". На холсте до боли родное и знакомое - сельский магазинчик-забегаловка, где есть все (как в Греции). Шампуни, хлеб, колбаса, парфюмерия, трикотаж, тут же и место незапланированных встреч односельчан, рядом же и братья наши меньшие - куры, собаки, железная бочка (наверное, с песком), герань на окнах. И сам деревянный магазин выкрашен типичной ядреной зеленой краской. Художник знает, что пишет! И... у Матрены, есть что сказать. Не этому старому велосипедисту, что рядом, а самому Владимиру Владимировичу. Ну, конечно, чубайсам, абрамовичам вместе с "популярным" Сердюковым.
| Расшитые полотенца и плетение из бисера Нэлли Чинчерук - постоянные экспонаты всех выставок | Отрадно, что после "клинической смерти" перестройка, распад, путч - художники вспомнили то, чему учились - профессионализм. Хотя сейчас по городам и весям бродят, скорее - колобродят, активные самородки, которые пишут "как Дали и Пикассо". Вот только это не похвала, а признак вторичности. Женщины-художники с каждой весенней выставкой манифестируют профессиональную школу, желание и умение размышлять, ловить "говорящие" мгновения жизни. Много новых участниц на выставке и новых разделов. Представлено внушительно храмовое искусство, авторская кукла, бисер (О.Теплякова и Н.Чинчерук), фьюзинг и эмаль (мать и дочь Воротилины), скульптура и графика (Э.Пак и О.Дмитриенко). И если у соседа работа сложилась удачней, то проигравших все равно нет - выигрывает искусство. Ведь художники - сообщающиеся сосуды. И, вообще, что есть красота? "И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?" Николай Заболоцкий не получил ответа. Перед областной женской на Кирова прошла выставка городская - декоративно-прикладного искусства. С удачным и потому неизменным названием "Дыхание весны". Участниц было 85. Они подвигли многих воронежанок (так разрешил говорить профессор Стернин в своей "Территории слова") отложить повседневное и посетить выставку. И чего там только не было. Естественно, толпился народ. Честное слово, распирала гордость! И, правда, чтобы не впасть в тоску и отчаяние, творящие женщины изобретали такие будущие раритеты! Непредсказуемые, перворожденные, умилительные. Понятно, их талант засверкал солнцем на радость посетителям, покупателям. Конечно, речь идет об удачах, а не скучных стереотипах (и это тоже было!). А "Весенний вернисаж" (областная выставка) объединил почти сто участниц. Она получилась более сдержанной и академичной. Было чему порадоваться и погрустить. Единственный негатив - обнаружилось несколько авторов: работы, естественно, разные, но... как бы написанных одной рукой. Оценка и критика членов Союза художников, думается, задача для искусствоведов-профессионалов. Нас 150 членов - таких не имеем. Наверное, надо много видеть, ездить, знать и читать, чтобы быть в курсе последних достижений. А жить на что этому пророку?
| Одно из юных дарований. | Но вот отшумела, отплясала веселая Масленица. Блинов и шоколада наелись. Теперь надо трудиться и говеть. В счастливые времена, когда творцы отсиживались в Домах творчества, неторопливо совершенствуясь, поднимая большую и "нужную" тему, шел обмен и элитарной информацией. Узнавали о новых писателях, поэтах, художниках - гениях всех мастей, всех времен и народов. Москвичи-книжники - иллюстраторы как-то проговорились, что "звучащий" тогда Юрий Левитанский сверхтребователен к художникам, и, если сказать по-честному, невыносим! Но ведь многое можно простить талантливому человеку! - Что происходит на свете? - Будет апрель. - Будет апрель, вы уверены? - Да, я уверен. Я уже слышал, и слух этот мною проверен, Будто бы в роще сегодня звенела свирель. - Что же из этого следует? - Следует жить! Хорошо сказал Левитанский. Будем жить и копить силы для Третьего Платоновского! Для нашего Платонова. Пусть ему там... легко вздохнется.
г.В о р о н е ж
Источник: газета "Воронежская неделя" N 16 (2105), 17.04.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|