 |
12.04.13
Градус подъема
НАУКА | 12 апреля исполняется 52 года со дня полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Воронежцы, работающие в Конструкторском бюро химавтоматики и на механическом заводе, непосредственно обеспечивали этот исторический запуск
Специалисты КБХА готовят водородную энергоустановку к испытаниям: слева - начальник испытательного стенда Юрий Мазур, в центре - начальник бригады конструкторского отдела Алексей Игнатов, справа - ведущий конструктор Виталий Ильичев. Фото Александра Хомякова
КБХА разработало в свое время ракетный двигатель для третьей ступени гагаринской ракеты-носителя «Восток». Сегодня КБ продолжает удивлять мир новейшими технологиями не только в ракетном двигателестроении, но и в разработке техники гражданского назначения. В феврале этого года коллектив КБХА получил патент на очередное изобретение – водородную энергоустановку, способную повысить эффективность работы электростанций и других предприятий энергетической отрасли. Ее опытный образец пройдет комплексные испытания уже в ближайшие месяцы.
Евгения ЛЕЖАНИНА
Первый опыт работы с водородом воронежское предприятие получило в далекие 60-е годы прошлого века. Тогда водород был взят в качестве "рабочего тела" для первого в стране ядерного ракетного двигателя, с разработкой которого КБХА, несмотря на отсутствие опыта в ядерной тематике, успешно справилось. И хотя чернобыльская авария на многие годы поставила крест на перспективе его использования, накопленный опыт очень пригодился воронежцам уже в рамках другого проекта. В истории отечественной космонавтики навечно остался великолепный пример торжества научной мысли, связанный с успешным запуском легендарной тяжелой ракеты "Энергия". Четыре водородных ракетных двигателя с суммарной тягой 800 тонн, разработанные в КБХА, полностью оправдали все расчеты и надежды коллектива. Замаячили настолько смелые перспективы, что дух захватывало. Но наступила печально известная перестройка, когда стало не до ракет и космоса. Безработица, задержки с зарплатами выбивали людей из колеи. Прорывные научные разработки, как несвоевременные, пришлось отложить в долгий ящик и на время забыть. Но Владимир Рачук, генеральный конструктор и генеральный директор КБХА, сидеть сложа руки не смог. Вопреки всему продолжал заниматься водородной тематикой. Уже за счет средств предприятия. Разумеется, рисковал. Но рассуждал логично: времена меняются, правители приходят и уходят, а российский приоритет в науке должен оставаться на высоте. И эта максима была оправданием немалых финансовых затрат в столь трудное время и превысила все сиюминутные выгоды, которые поспешно извлекали из ситуации директора других предприятий. Несмотря на то, что технологии создания супердвигателя были утрачены, полностью развалилось в России производство жидкого водорода, в КБХА в 90-е годы было принято решение о разработке нового водородного двигателя для разгонных блоков перспективных ракет-носителей. Вскоре на предприятии была подготовлена экспериментальная база для проведения его огневых испытаний, в том числе введен в строй комплекс по производству жидкого водорода, до сих пор единственный действующий в России. Результат не заставил себя ждать: двигатель, создаваемый воронежцами, сегодня востребован в перспективном разгонном блоке для ракетного комплекса "Ангара". Испытания двигателя идут нарастающим темпом.
Творить - значит побеждать
| Виктор Пригожин | Настоящий ученый, конструктор никогда не остановится на освоенном, изученном, знакомом. Специалисты КБХА решили применить замечательные свойства водорода для дальнейшего развития производства. Как точно подметил директор испытательного комплекса предприятия Виктор Пригожин, если есть топливо с уникальными характеристиками, - новые идеи, как его использовать, обязательно появятся. Суть в том, что жидкий водород - абсолютно экологичное топливо низких температур (минус 253 градуса по Цельсию). Его преимущество как нельзя лучше начали использовать в несколько иной, чем ракетные двигатели, плоскости - с середины 2000-х пошла разработка и подготовка модельных образцов водородных парогенераторов. Огромной мощности при неправдоподобно малых размерах агрегата (можно разместить на письменном столе). Испытания проходили здесь же, на стендах для ракетных двигателей. Главное отличие парогенераторов в том, что они способны выработать высокотемпературный пар и создать условия для эффективной работы паровых турбин. В привычных условиях им обычно хватало 300-500 градусов, а водородные парогенераторы вырабатывают и 1000, и 1200. В практике эксплуатации отечественных электростанций о такой мощи и не слыхали. - Когда стали заниматься парогенераторами, - продолжает Виктор Пригожин, - появилась необходимость привлечь к работе ученых Воронежского государственного технического университета. Мы с ними давно в одной связке: университет готовит специалистов для КБХА, и наши сотрудники преподают студентам дисциплины. ВГТУ предложил создать научно-образовательный центр водородной энергетики. Какое-то время инициатива пробуксовывала, а время шло. К счастью, новый ректор Владимир Петренко решил проблему за месяц.
В феврале 2013 года Виктор Пригожин и начальник лаборатории Российской академии наук Станислав Малышенко в числе коллектива ученых и специалистов стали лауреатами премии Правительства РФ за разработку инновационных водородных и сверхпроводниковых технологий для энергетики. | Совместная работа КБХА, Воронежского государственного технического университета и Российской академии наук оказалась плодотворной. Два года назад КБ заключило с Минобрнауки многомиллионный контракт на разработку опытно-промышленной паротурбинной установки с мощностью на валу до пяти мегаватт. Сейчас она проходит доводку и будет испытана в мае этого года на специально подготовленном стенде. В Воронеж уже приезжали представители Минобрнауки, курирующие прорывные технологии, и подчеркнули наш приоритет (ничего подобного за рубежом пока нет). В КБХА на достигнутом не остановились. В том же 2011 году появилось еще одно интересное направление - совместная работа с рядом НИИ, занимающимися проблемами сверхпроводимости. По известному в физике закону Ома сверхпроводимость некоторых металлов и сплавов отмечается при очень низких температурах. Они способны пропустить ток, сила которого превышает обычные нормы в тысячу раз. Как видите, опять низкие температуры, особенность которых все больше привлекала внимание ученых и практиков, и водород. Но кричать "Эврика!" можно было лишь в том случае, если удастся получить сверхпроводимость на максимально дешевых сплавах! Это и стало основной задачей на ближайшее время. Испытание на стенде специально изготовленного кабеля, помещенного в низкотемпературную среду жидкого водорода, принесло весьма обнадеживающий результат. Сегодня экспериментальные работы уже с другими материалами в КБХА продолжаются. Идет сложная работа, решается масса технологических проблем. Но такова доля первооткрывателей. "Для энергетики это революция, - резюмировал Виктор Пригожин. - Затраты на передачу электрических мощностей сократятся в сотни раз". В феврале 2013 года Виктор Пригожин и начальник лаборатории Российской академии наук Станислав Малышенко в числе коллектива ученых и специалистов стали лауреатами премии Правительства РФ за разработку инновационных водородных и сверхпроводниковых технологий для энергетики.
Дошли и до нано
Не обходится в работе и без курьезов. Три года назад в Воронеж приезжал руководитель корпорации "Роснано" Анатолий Чубайс. Надо сказать, что КБХА уже лет десять назад параллельно с другими темами стало работать над получением дешевых наноматериалов. Не только потому, что модная тема была у всех на слуху и хотелось попробовать силы на новом поприще. Скорее, исходя из производственной необходимости и само собой интереса - этого вечного двигателя прогресса. На предприятии за счет собственных средств была создана установка для получения высокотемпературной плазмы, разогретой до 4-5 тысяч градусов. При сгорании природного газа в плазме образуются углеродные наноструктуры. Для дальнейшего продолжения опытно-конструкторской работы требовалось дополнительное финансирование. Поэтому Чубайса в Воронеже встретили как родного: видели в нем единомышленника. И поначалу он не разочаровал. Побывал в КБХА, увидел результат собственными глазами, восхитился. На итоговом совещании у губернатора Анатолий Борисович так и заявил, что перед КБХА снимает шляпу и вопреки правилу не финансировать опытно-конструкторские работы с удовольствием сделает это. Прошло время - из Москвы ни звука. Воронежцы вежливо напомнили, и глава концерна назначил встречу. Приехали делегацией, а Чубайса на месте не оказалось. Его заместитель дал понять, что никаких финансов на опытно-конструкторские работы ждать не стоит: "Он же политик!" Одним словом, оправдал Чубайс свою репутацию в народе! Работа по получению дешевых наноструктур на предприятии пока осталась незавершенной, но не заброшенной. Интерес к ней остался и у ученых кафедры физики твердого тела Воронежского государственного технического университета, которые подключились к работам. Тем более, что на головном предприятии есть оснастка, плазмотрон и все остальное необходимое оборудование. Так что торопятся злые языки кричать на всех углах, что в России наука в загоне и настоящих ученых раз-два и обчелся. Как видите, это далеко не соответствует действительности. А нам, воронежцам, остается гордиться земляками-подвижниками, от души поздравить их с Днем космонавтики и пожелать творческих успехов!
Молодой специалист КБХА - это звучит
| Игорь Дроздов. | Творческим содружеством взаимоотношения КБХА и Воронежского государственного технического университета, что вполне естественно, не заканчиваются. Их общая забота - будущие инженерные кадры для предприятия. Почему именно сегодня заговорили о сложности подготовки первоклассных молодых специалистов, думаю, всем понятно: многие старшеклассники, из тех, кто мало озабочен выбором будущей профессии и карьерой, предпочитают не особо обременять себя школьными знаниями. ЕГЭ как-нибудь сдадут, все равно куда поступят. Что в этих условиях предпринимают ВГТУ и предприятие, рассказывает "Коммуне" заместитель заведующего кафедрой ракетных двигателей, директор института машиностроения и аэрокосмической техники Игорь Дроздов: - В университете прошла реформа, и с 1 января 2013 года образована новая структура. Было семь факультетов, сейчас их число сократилось до четырех плюс образован институт, вобравший большую часть специальностей бывших трех факультетов. В институте семь кафедр выпускающих и три общеобразовательных. Еще одна особенность в том, что четыре кафедры являются базовыми и располагаются на предприятиях. Ракетных двигателей - в КБХА, технологии машиностроения - на Воронежском механическом заводе, самолетостроения - в ВАСО и так далее. Такая структура полностью отвечает запросам и вуза, и предприятий: собрать науку и производство в единый кластер и обучать студентов с привязкой к будущему месту работы. С КБХА у нас связи давние. Более 70 процентов преподавателей - сотрудники предприятия. И этим по сути все сказано. Набираем студентов и по классической схеме в бюджетные группы, и для обучения по целевому заказу Роскосмоса. По такому же принципу принимают выпускников в аспирантуру. Для работы в космической отрасли нужны специалисты с фундаментальными базовыми знаниями. Было бы идеальным принимать в студенты школьников-отличников, но где их взять? Выпускники городских гимназий и лицеев стремятся в вузы Москвы и Питера. Нас неплохо стали выручать толковые ребята из гимназий и школ из районов. У них в целом неплохая общеобразовательная подготовка, но у университета высока планка с точки зрения технической грамотности. Вот и приходится с первого курса устраивать ликбез. Учиться у нас сложно, но интересно. Есть суперкомпьютеры и уникальные компьютерные программы. Причем техника такая, аналогов которой нет в Воронеже. Один раз в неделю, начиная с третьего курса, у студентов проходят занятия в системе КБХА. За ними закрепляются наставники, что позволяет к четвертому курсу тех, кто сумел зарекомендовать себя, взять на полставки в штат предприятия. Принято решение лучших из ребят по специальности "Ракетные двигатели" поощрять стипендией генерального конструктора. Получать ее очень престижно. Так повелось, что большинство студентов стараются во время учебы устраиваться на работу (на стипендию действительно не проживешь). И мы пошли по другому пути, чтобы студенты работали, не отрываясь от основной специальности. С 2007 года ВГТУ участвует во всевозможных целевых программах опять же в связке с КБХА. Создали творческий молодежный коллектив исполнителей, состоящий из ребят с предприятия и политеха. Активно привлекаем к работе студентов. У них появляется интерес к специальности, к творчеству и растет уважение среди сверстников, в семьях. Профессия начинает кормить. Поварившись в этой среде, студенты старших курсов разительно отличаются от младших. Становятся серьезнее, собранней. Это наши единомышленники. И нам уже видно, кто на что способен. Помогаем дальше расти. В конце концов, мы должны готовить не только молодых специалистов, но и будущих командиров производства. А что касается школьников, то, как мы уже убедились, важно пробудить в них интерес. В их возрасте еще трудно разобраться, куда душа стремится. С ребятами Советского района проводим региональный конкурс "Ракетная техника - двигатель XXI века". Он похож на знакомую ученикам олимпиаду. Предлагаем решать творческие задачи. Работы присылают со всего Черноземья. Авторов умных работ приглашаем на кафедру познакомиться ближе. Это наш резерв для целевого набора. Помимо всего стараемся сохранить в институте машиностроения дух студенчества, чтобы эти годы вспоминали всю жизнь с радостью. Что важно? Дружба, спорт, туризм, особая субкультура (КВНы, участие в концертах и во всем, что интересно и незабываемо). Создали студенческое правительство, появилась своя страница на сайте ВГТУ. Сами ребята предложили обустроить стоянку для авто возле общежития. Народ зашевелился, определяются лидеры, активисты. По большому счету именно из их числа вырастают будущие руководители.
Источник: газета "Коммуна" N 52 (26074), 12.04.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|