Цирковые истории | | Ее артистическая звезда горела совсем недолго. Но тот яркий свет идет и по сей день
Виктор СИЛИН
Эмма была потрясающе красива! Она походила на тех итальянских кинодив, которые снимались у Лукино Висконти, Роберто Росселини, Витторио де Сика. Рассматриваю карточку, где улыбающаяся, белозубая, с чуть растрепанными волосами Эмма Бирюкова-Ермолова глядит вам прямо в глаза, – и не могу отделаться от мысли: да это же вторая Софи Лорен в «Подсолнухах» режиссера Витторио де Сики! Естественно, что и он не смог устоять перед такими чарами - и бросился как в омут с головой.
Он - Борис Бирюков, к тому времени уже состоявшийся артист цирка, и даже предположить не мог, что его захватит такое огромное чувство. Он по уши влюбится в Эмму.
Артистка цирка Эмма Бирюкова.
…Корни Эммы Ермоловой - исконно воронежские. Здесь родились ее родители, мама, Антонина Семеновна, урожденная Ракитина, и отец, кадровый офицер, майор-артиллерист Николай Сергеевич Ермолов.
- Отец у нас отличался и статью, и красотой, - вспоминает Нелли Николаевна Ермолова, старшая сестра Эммы Николаевны. - Многие женщины на него заглядывались. Нас, детей, у родителей было шестеро - три брата и три сестры. Эмма - младшая. Она родилась 15 января сорок седьмого года, очень голодного года. Мы жили в Челябинской области в маленьком городке Чебаркуй. От голода нас тогда спасали грибы, которых много было в окрестных лесах. Еще помню, что родилась Эмма дома, военврач сама пришла к нам принимать роды у мамы.
Через год глава семейства Ермоловых укатил проходить дальнейшую службу в Германии, а Антонина Семеновна с детьми вернулась в Воронеж.
- Приютила нас бабушка Дуся, отцова мама. Родители же нашей мамы умерли от голода еще в 1923 году, - продолжает Нелли Николаевна. - Домик стоял на улице Героев труда - неказистый такой и маленький. Все мы, пять человек, ютились в одной комнате. Спали на полу - больше места не было. Так что если кому-то нужно было выйти, то приходилось перешагивать через головы спящих. В те годы все так жили и не жаловались, не скорбели душой. Помню, как бегали за керосином - готовили ведь на керогазе, и по очереди мыли полы. Эмма с детства отличалась хозяйственностью: если что-то делала, то никакая проверка уже не требовалась.
Младшая из Ермоловых училась в школе N16, что располагалась на улице Сакко и Ванцетти. И с юных лет увлекалась спортом. "Бежит, бежит, а потом вдруг резко остановится и тут же сядет на шпагат, - свидетельствует старшая сестра Эммы Нелли. - А потом Эмма загорелась акробатикой. Мама была категорически против, так как прекрасно понимала, насколько травмоопасен этот вид спорта. Но разве Эмму могло что-то остановить? Никакие уговоры, причитания и ругань здесь ничего не могли поделать. И она добилась своего - стала чемпионкой России по акробатике".
Как-то с очередной цирковой программой в Воронеж приехали акробаты-прыгуны под руководством Юрия Быковского. Сам Быковский был, бесспорно, талантливым артистом - он к тому жеМмастер спорта СССР, а за плечами у него были и цирковое училище, и Ленинградский институт физкультуры, - и команду подобрал под стать себе. Как раз к тому времени им край как требовалась еще одна исполнительница. И Быковский, зная, что в Воронеже сильная школа акробатики, отправился по спортивным учреждениям в поисках достойной кандидатки на вакансию в номере. Во Дворце спорта на тренировке он и заприметил шестнадцатилетнюю Эмму Ермолову. Подошел. Представился.
- А не хотели бы вы попробовать себя в качестве цирковой артистки? - прямо так в лоб и огорошил чемпионку России.
Она сначала растерялась, не зная, что ответить.
- А вы кто? - наконец ответила Эмма.
- Артист цирка, руководитель номера акробатов-прыгунов, Быковский Юрий Евграфович, а по совместительству еще и фотограф. Веду фотолетопись цирка и спорта.
- Так я вас видела! - обрадовалась Эмма. - В нашем цирке шапито.
- Вот и замечательно. Ну и как насчет моего предложения?
- Я-то не против, но вот как маму уговорить?..
- Это ответственное дело беру на себя, - сказал Быковский.
Мама, конечно, ни за что не хотела отпускать Эмму! "Артистка?! Какая из тебя артистка в 16 лет?.." Но уговорили, умолили. И Эмма укатила в Москву.
Она легко и не натужно вошла в цирковой номер Быковского и без малого два года проработала в коллективе.
Бирюков впервые увидел Эмму в программе цирка шапито в Парке имени М.Горького в Москве. И что называется, запал. Однако из вида ее потерял: жизнь-то у цирковых артистов кочевая. Прошло какое-то время, прежде чем они снова увиделись в столице. И тут уж Бирюков никуда Эмму не отпустил.
- Свадьбу мы играли на гастролях в Горьком, - рассказывает Народный артист России, директор Воронежского государственного цирка Борис Бирюков. - Все прошло скромно, можно сказать, посемейному. Свидетельницей была Ирина Николаевна Бугримова, выдающаяся дрессировщица львов, многолетний друг нашей семьи.
В своей книге воспоминаний "На арене и вокруг нее" Народная артистка СССР и Герой Социалистического Труда Ирина Бугримова много, уважительно и тепло пишет о своих друзьях, цирковой семье Бирюковых. Вот, например, такое:
"Наконец-то после довольно длительной разлуки я вновь соединилась со своими друзьями - семьей Бирюковых. У них за это время произошло значительное событие - появился новый номер. Знаменитые воздушные гимнасты Виктор Лисин и Елена Синьковская закончили артистическую деятельность и передали свой номер "Полет на ракете" женам братьев Бирюковых - Марии и Эмме. Молодые артисты под руководством прославленных мастеров подготовили отличную работу, выразительную актерски, интересную по исполнению гимнастических трюковых связок. Они тоже были включены в гастрольную поездку".
Ирина Бугримова имеет в виду те самые первые, в 1968 году, гастроли советского цирка в Израиле. К выступлению русских у израильтян интерес был огромный. Да оно и понятно: многие из них еще до недавнего времени являлись гражданами СССР.
Из Москвы в Тель-Авив они долетели за четыре часа. И словно попали в другой мир: помпезные отели и виллы с бассейнами, Луна-парк, пестрые толпы людей на улицах... Их поселили в пригороде Тель-Авива, в курортном местечке, где рядом с гостиницей установили и огромное - на четыре тысячи зрителей - шапито.
Но, несмотря на то, что цирк располагался за городом, за время гастролей ни разу не было случая, чтобы в зале оказались пустые места. Успех советских артистов был огромным.
- Помнится, когда в эпилоге мы все выходили на арену, вспоминает Борис Бирюков, - то публика, устроив овацию, вставала со своих мест и несколько минут под гром аплодисментов не отпускала нас. Эмма обычно стояла впереди меня, как-то она обернулась, и я увидел слезы на ее глазах. Уже за форгангом спросил ее: "Что, так пробрало?.." Она ответила: "Знаешь, наверное, ради таких минут и стоит мучить себя каждодневно на репетициях". Сказала тихо, буднично, без всякого пафоса.
Эмма вместе со всеми ездила в Иерусалим (он тогда был разделен колючей проволокой на две части), побывала на могиле царя Ирода, попыталась искупаться в Мертвом море, но тут же выскочила, как пробка из бутылки шампанского: так нестерпимо защипало от соли все тело... Это было прекрасное время их молодости.
А через два года у них появилась на свет дочь Анжелика. Она, как говорят в цирке, из родившихся в опилках - с малолетства ездила с родителями на гастроли по всей стране. И была просто счастлива, когда на арену выходили мама и папа. По-детски громко радовалась и до звона в ушах хлопала в ладоши.
В тот вечер Эмма (такого никогда раньше не было) запретила дочери смотреть представление. Удивился этому и Борис:
- Почему такая категоричность и строгость?
Эмма сначала не нашлась, что и ответить, только, помедлив, сказала:
- Детям надо вовремя ложиться спать.
В тот вечер все происходило, как всегда. Ракета сама по рельсам выкатилась на арену, развернулась, опустила крылья. Взревели моторы, и она взмыла под купол цирка. На мгновение погас свет и тут же вновь загорелся. И зрители увидели, что под "брюхом" ракеты повисли две артистки - Мария и Эмма Бирюковы. Они начали свою силовую работу. Один круг, второй, третий... Все шло как по маслу.
Работали гимнастки Бирюковы красиво и четко. Трагедия произошла в мгновение ока. Эмма упала на бетонный пол за барьером арены. Произошло это в Омском цирке 5 января 1978 года. Не приходя в сознание, Эмма умерла 7 января. Ее похоронили в Москве на Востряковском кладбище.
...Эмма Бирюкова в юности жила в том самом доме, где когда-то располагался знаменитый магазин "Тысяча мелочей". Когда она в первый раз приехала на гастроли в родной Воронеж, то вышла на арену уже в новом здании цирка.
"Жила здесь и даже представить себе не могла, что буду выступать в соседнем доме. Судьба, значит", - сказала она мужу.
Сколько с тех пор прошло лет! Целая жизнь. Анжелика давно выросла, сын у нее взрослый, Марлен. Внук Эммы и Бориса Бирюковых.
Источник: газета "Коммуна" N 46 (26068), 04.04.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013