|
Фото Михаила Квасова |
Кино
- Я надеюсь, вы видели мои фильмы, поэтому мы не будем их смотреть. Задавайте вопросы! - такими словами начал свой мастер-класс в воронежском книжном клубе «Петровский» известный мультипликатор Иван Максимов. В итоге, правда, несколько фильмов по просьбам зрителей все-таки показал.
Эта встреча состоялась в рамках Большого фестиваля мультфильмов, который уже в третий раз прошел в Воронеже при поддержке Фонда Михаила Прохорова. В кинотеатре "Спартак" можно было на протяжении нескольких дней увидеть лучшие отечественные и зарубежные мультфильмы, по большей части созданные за последние два-три года. Религиозная притча соседствовала здесь с рекламным роликом, комические похождения проказливого кота – с мрачной историей умирающей собаки, компьютерная или традиционная рисованная анимация - с мультиками, для создания которых материалом стал чай или кофейный порошок.
Общение с Иваном Максимовым в "Петровском" продолжалось около четырех часов. Некоторые из ответов гостя на вопросы воронежцев мы предлагаем вашему вниманию.
- Я занимаюсь короткометражной авторской анимацией. Почему я не делаю полнометражных фильмов? Живописец, как правило, не рисует картин сто на сто метров. Хотя, в принципе, это реально. Есть оптимальный размер живописного полотна. Так же и мультфильмы: оптимальный их размер - от одной минуты до десяти. Все, что меньше, - незаметно (тем более что и титры еще нужно вставить). Все, что больше десяти минут, - начинает утомлять.
В полнометражном мультфильме это компенсируется сюжетом. Есть история, поэтому зрителю не скучно. Искусство анимации тут совсем ни при чем - это искусство рассказывания историй. Что касается искусства анимации, в ней больше, чем рассказывание истории, важно сочетание изображения и звука. Если возникают какие-то гармоничные сочетания того, что движется, с тем, что слышится, получается произведение искусства. Искусство - это поиск гармонии. В данном случае - гармонии изображения и звука. А поскольку мне именно поиск гармонии интересен, я в таком формате работаю.
Теоретически, были фильмы, которые я бы назвал произведениями искусства. Yellow Submarine, "Иллюзионист", некоторые работы Миядзаки. Может быть, некоторые фильмы Диснея. Они смотрятся, как большая конфета. Но как бы ни была она вкусна, съесть ее всю сразу сложно.
Когда я смотрел "Иллюзиониста", мне было трудно. Хотелось выйти, проголодаться, а потом вернуться доедать. Кроме того, я как автор не могу дать гарантии, что вторые десять минут моего фильма будут настолько же качественны, как первые. Это так же, как с сериалами: первые пять серий можно сделать на раз, а что дальше делать - уже вопрос.
… У меня была студентка Соня Кендель. Из ее задания получился сюжет одного из моих последних фильмов "Вне игры". Главному герою, Хохотуну, нужно было придумать смех. Я залез в Интернет и искал аудиозапись по ключевым словам "хохот", "ржачка", "смех"... И нашел несколько очень забавных фонограмм радиопередач, где ведущий не мог удержаться от смеха. Например, он рассказывает английский анекдот, не может этого сделать и хохочет.
А еще была запись, где кто-то читает спортивные новости про японских борцов сумо. И у них такие смешные имена и звания, что спортивный обозреватель тоже оказался не в силах новость дочитать. Именно этот смех я и взял. Начал менять его звучание. В процессе работы понял, что для кота нужно более низкое. Мне хотелось, чтобы смех был менее человеческий, чем в оригинале.
... "Длинный мост в нужную сторону" отличается от многих моих мультфильмов. По моему ощущению, это просто случайность. Просто у меня был в наличии единственный проект, когда надо было подавать в Министерство культуры заявку. Это притча на тему "пожертвуй своей мечтой, чтобы спасти жизнь незнакомому человеку". Но мог быть и другой проект. Это вторая ярко выраженная притча у меня. Следующий фильм - обычная сюжетная сказка. А дальше я решил сделать перерыв и придумать что-нибудь ближе к "Пяти четвертям". Что-то более холодное и странное.
... Сюжеты рождаются очень разными способами. Когда мы начали этим заниматься с моими товарищами по режиссерским курсам, никто из нас не знал, как это делать. И наши педагоги тоже не знали. Единственное, что они могли предложить, - "Возьмите книжку и напишите по ней сценарий". Никто не мог ничего придумать. Только Саша Петров уже начал рисовать свою "Корову" по Андрею Платонову, и ничего придумывать ему было не надо. У него первая курсовая была - кусочек "Коровы", вторая - другой кусочек... А потом и диплом защитил.
Но поскольку он гений, ему было можно. А мы полгода вымучивали тему для первой курсовой. У всех получились в результате хорошие работы. У меня получилось "Болеро". Это абсолютно бессюжетное действо, и как оно возникло, это отдельная тема. Но это не правило, а случайная находка. Такие вещи можно найти только случайно.
... Как я развиваю воображение своих студентов? Каждое занятие вместе разрабатываем тему. Одну или две, сколько успеем. Когда я иду от метро на занятия, сам подбираю к придуманной теме персонажей, обстоятельства... Если мне пришел в голову какой-то сюжет на эту тему, значит, сойдет! Как минимум один сюжет уже можно придумать.
... После того как мне удалось придумать "Болеро", в котором ничего не происходит, я хотел сделать еще много всякого разного, продолжая учебу. Надо было организовать этот процесс. Способы стимулирования воображения существуют самые разные. Можно, например, слушать музыку и представлять, что происходит. Обычно какие-то ассоциации начинают возникать. Еще один вариант - придумать персонаж. Такой, чтобы хотелось увидеть, как он живет. Помещаем его в некую реальность и любуемся. Так же, как многие покупают себе хомячка и наблюдают, как он в клетке бегает.
Или, наоборот, придумать сначала не персонаж, а фон. Берется некая картинка, в которой можно жить, туда помещаются персонажи - и теперь можно фантазировать, что они там будут делать. В процессе придумывания, как один вышел из двери, а другой выпрыгнул из окна, может случайно получиться какой-то сюжет. Чем дальше будешь придумывать, кто чем занимается, - тем больше вероятность, что возникнет какая-то интересная история. А там, глядишь, и "месседж" появится. Можно придумать некие трудности и как они преодолеваются. У меня уже были в фильмах ветер, дождь...
Еще один способ я называю "бусы" - это когда в голову не приходит ничего цельного, а лезет только всякая ерунда. Ее можно экранизировать, а потом собрать из ерунды бусы, которые объединены только нитями. Это слегка напоминает сборный концерт в честь Дня милиции. Кайф этого способа, что любой номер можно выкинуть - или поменять их местами.
... На мой взгляд, русская авторская анимация - одна из лучших в мире. И наши молодые режиссеры не хуже, а может быть, и лучше, чем их учителя.
... В Питер к своим ученикам я езжу на три дня в месяц. Но сейчас их уже нечему учить, они дипломы делают. А новый курс я буду набирать в конце апреля. Возникли эти курсы по нескольким причинам.
Во-первых, я люблю Питер, но мне негде там жить. Поэтому нужно было придумать что-то. Я рассчитывал, правда, на бесплатное помещение. Однажды где-то в Интернете разместил воззвание, что ищу место для мастерской бесплатно, имея в виду центр Москвы.
Призыв, конечно, абсолютно безнадежный. Но один человек откликнулся и написал, что у него есть в центре помещение. Я с ним списался, и выяснилось, что это помещение - в Питере. Спустя полгода я подумал: а почему бы и не в Питере? Но потерял уже контакты того человека.
Решил повторить эксперимент и снова разместил объявление. Мне нужен был хотя бы гараж, хотя бы подвал или чердак. Помещения мне так и не предложили, а студенты тут же образовались. В результате одна из моих студенток нашла помещение. Десять тысяч за него она платила сама, потому что там жила, остальную сумму собирали другие студенты. Со временем их ряды поредели. Из тринадцати осталось семь. Мне приятно с ними общаться. Они делают интересные вещи.
... Ученики обогащают меня собой. Тем, что они есть. Больше мне ничего не нужно.
Записал Виталий Черников
Источник: газета "Воронежская неделя" N 14 (2103), 03.04.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013