Молодые режиссеры за неделю подготовили с воронежскими актерами эскизы спектаклей
В России у этого начинания пока статус не «доброй традиции», а "эксперимента". На этот раз он случился в Воронеже, на большой и малой сценах Академического театра драмы имени А.В.Кольцова. В течение недели два молодых режиссера репетировали с актерами его труппы. Результатом этой работы стали эскизы двух спектаклей, которые были показаны зрителям. Фактически, те получили приглашение посетить творческую кухню театра. После каждого показа проходило обсуждение – проводил их критик Павел Руднев.
Виталий Черников
Не исключено, что работа над набросками будет продолжена. Впрочем, иногда оказывается, что эскиз был интереснее полноценного спектакля.
В пресс-релизах событие названо "читками современной драматургии", однако первый из показанных эскизов был создан по классической гоголевской пьесе "Игроки" - о том, как карточные шулеры обдурили коллегу-индивидуалиста.
После шести дней репетиций скелет будущего спектакля Глеба Черепанова, ученика Валерия Фокина, вполне различим. Не только освоены, например, подъемные механизмы оркестровой ямы, но и подготовлен видеоряд.
Сцена из "Игроков". Фото Виталия Черникова
В нынешнем виде "Игроки" получились раза в два короче ставшего в свое время у нас событием одноименного спектакля Воронежского ТЮЗа. Оценивать, насколько удачно такое ускорение, пока все-таки рано. С одной стороны, зритель не успевает заскучать, с другой - и персонажей понять не успевает.
Наверное, стоит преодолеть водевильную манеру игры кое-кого из актеров. Или она лишь призвана подчеркнуть: персонажи Гоголя играют не только в карты, а вообще по жизни, и их афера, по сути, такой же спектакль?
- Это импровизационный театр или театр, расписанный по ролям заранее? - спросил во время обсуждения главный режиссер Кольцовского театра Владимир Петров, имея в виду действия персонажей.
Вечером следующего дня зрители пришли в Малый зал театра. Пьесу "Маскарад маскарад" Михаил Угаров написал совсем недавно. Сам же и подготовил первый спектакль по ней, показанный в московском "Центре драматургии и режиссуры" буквально на днях.
Тем временем Семен Александровский репетировал пьесу с четырьмя молодыми воронежскими актерами. Текст режиссер прочел ненамного раньше, чем они. "Декорации" у него оказались крайне лаконичны: четыре стула да нарисованная мелом на стене дверь.
Угаровский текст - нечто вроде ремикса драмы Михаила Лермонтова. От "оригинала" остались удвоившееся название и некоторые фабульные детали: главный герой попадает с приятелем на бал (у Угарова - в ночной клуб), приятель знакомится с дамой в маске, та дарит ему случайно найденный браслет, который принадлежит супруге главного героя, а тот оказывается слишком ревнив. Угаровский "Арбенин", наш современник, прочел эту книжку ("Говорят, в свое время она наделала много шуму. О чем эта книга? Ни о чем, как все великие книги… О том, как я ее читал") - и немедленно влип в такую же (с учетом, конечно, бытовых особенностей 2013 года) историю.
- Перед нами текст, написанный едва ли не неделю назад, - напомнил зрителям, приглашая их к дискуссии, Павел Руднев. - Современная культура - вещь крайне сложная в восприятии. У нас нет ключей к пониманию этого текста. Он не проверен временем. Порой, пытаясь говорить о таких текстах, мы встаем перед тупиком, нам сложно формулировать.
Каждый увидел в тот вечер свой спектакль, и некоторые зрители признались, что поняли далеко не все. Отчасти это связано, кажется, с тем, что действующих лиц у Угарова (судя по найденному мной в Интернете списку) не четыре, а семь. Сознательный то был режиссерский прием или вынужденная мера, но из эскиза Александровского понять, что артист читает за двоих персонажей, непросто.
Кое-кого из маститых актеров труппы, сидевших в зале и участвовавших в дискуссии, эта (вполне поправимая) невнятность разозлила не меньше, чем два или три промелькнувших в тексте нецензурных слова.
Не обошлось, как водится, и без типовых претензий из зала к режиссеру и драматургу: как те смеют покушаться на классику и почему спектакль не учит добру, как старые советские мультфильмы!.. Главному режиссеру Владимиру Петрову пришлось выйти к микрофону с вдохновенной речью в защиту своего молодого коллеги, пьесы, над которой тот работал, да и вообще - права творца на эксперимент и творческую независимость.
Впрочем, почти полуторачасовое обсуждение прошло в атмосфере скорее доброжелательной. Современный театр оказался интересен не только молодым.
Источник: газета "Коммуна" N 41 (26063), 26.03.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013