|
Cергей Корниенко |
Здоровье | 24 марта – Международный день борьбы с туберкулезом
В 2012 году Воронеж посетили эксперты нескольких международных организаций, в проектах которых участвует медицина Воронежской области. По их грантам в рамках проектов современного оборудования и высококачественных противотуберкулезных препаратов для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью за последние два года фтизиатрия области получила более 25 миллионов рублей.
Следует заметить, что получение таких грантов - признание того, что эта отрасль воронежского здравоохранения заняла в последние годы ведущие позиции во фтизиатрии страны. За счет чего удалось добиться успехов и какие проблемы пока не решены, журналисту «Коммуны» рассказывает главный врач областного клинического противотуберкулезного диспансера Сергей Корниенко.
- В последние пять-семь лет мы набрали хорошие темпы по борьбе с инфекцией и сейчас их поддерживаем, - говорит Сергей Васильевич. - Здесь несколько составляющих: во-первых, использование достижений науки, во-вторых, средства, которые стали выделяться на борьбу с туберкулезом, в третьих - организационные мероприятия.
Внедрены, например, новые европейские методики, в короткое время позволяющие определить - представляет ли этот больной туберкулезом опасность для окружающих, нужно его немедленно изолировать и назначать лечение или нет. Сроки такого определения по сравнению с концом прошлого века сократились с двух-трех месяцев до нескольких часов. Импортный аппарат для исследования мокроты больного дает возможность поставить диагноз в течение столь короткого времени.
Сегодня практически все методики, которые существуют в мировой практике, есть и у нас. Многие исследования проводятся теперь на молекулярно-генетическом уровне, и заключения даются по анализу крови, даже в том случае, когда возбудитель разрушен, но остатки ДНК палочки Коха еще находятся в крови. О таком прорыве в науке и таких исследованиях десять лет назад мы и мечтать не могли.
- Методики и суперсовременная аппаратура стоят, вероятно, немалых денег?
- Безусловно, поэтому без поддержки Правительства области мы были бы бессильны. По просьбе губернатора Алексея Васильевича Гордеева Минздрав выделил в 2012 году фтизиатрической службе области 20 миллионов рублей, и столько же получено из областного бюджета. Теперь у нас прекрасно оснащенный лабораторный комплекс, который является одним из лучших среди фтизиатрических служб России, и о высоком уровне его диагностики с удовлетворением говорили международные эксперты.
- Прохождение флюорографии и ее возможный отрицательный результат - один из объективных факторов здоровья человека. Сколько жителей области ежегодно проходят такое исследование?
- Если в 2005 году флюорографию прошли 1 миллион 158 тысяч человек, то в прошлом их было уже 1 миллион 736 тысяч - это 85 процентов от числа тех, кто должен ежегодно проходить исследование. Показатель - один из самых высоких в нашей стране, и добиваемся мы его за счет большой разъяснительной работы, которую проводят врачи профилактического здравоохранения.
Вся противотуберкулезная работа, особенно по раннему выявлению заболевания, носит межведомственный характер, и в ней активно участвуют органы исполнительной власти, внутренних дел, миграционной службы, УФСИН и другие ведомства.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководителей Аннинского, Бобровского, Каменского, Лискинского, Острогожского, Россошанского, Петропавловского районов - они хорошо понимают ситуацию, как правило, откликаются на наши просьбы и прилагают активные усилия, чтобы большая часть населения прошла флюорографию.
95 процентов больных туберкулезом излечиваются при своевременном обращении к врачу |
- Тем не менее, ежегодно ее не делают почти 200 тысяч жителей области. Не раз даже от адекватных людей среднего возраста приходилось слышать: зачем, мол, я пойду лишний раз облучаться, если не болею, чувствую себя нормально, а с бомжами и всякими асоциальными элементами не общаюсь? К тому же заболевание, и об этом говорят сами фтизиатры, наступает не сразу, а в первые год-два после заражения. Может быть, действительно ежегодная флюорография - это перестраховка фтизиатров?
- Абсолютно нет, и думать так крайне опасно, прежде всего - для самих сомневающихся в ежегодной флюорографии. Но сначала хочу сказать, что практически во всех учреждениях здравоохранения установлены цифровые флюоро- или рентгенаппараты. Исследования, проводимые при профилактических осмотрах, несут минимальную лучевую нагрузку, сравнимую с той, что мы получаем при работе с компьютером.
Абсолютных противопоказаний для флюорографического или рентгенологического исследования сегодня нет, ограничения существуют лишь для беременных женщин. Да, практически все мы с вами инфицированы микобактериями, но туберкулезом не болеем. Но кто даст гарантию, что палочка Коха, "дремлющая" в организме человека, вдруг не "проснется" и не начнет свою разрушительную деятельность? Так что человека, не делавшего флюорографию 2-3 года, могут ждать крайне неприятные сюрпризы.
- Даже того, кто не общается с асоциальными элементами, не пьет с кем ни попадя и не дымит табаком?
- Даже того, потому что личный здоровый образ жизни - вовсе не гарантия от заражения. Туберкулез передается от больного здоровому воздушно-капельным путем при кашле, чихании, сплевывании и даже обычном разговоре. Откуда вы знаете, что чихнувший пассажир автобуса, стоящий рядом с вами, не болен открытой формой туберкулеза легких?
При чихании сотни тысяч микобактерий вылетают в воздух, и окружающие вдыхают их - вот вам и возможность заражения. Крепкого, здорового человека болезнь, конечно, может миновать. Однако для людей, у которых имеются иммунные нарушения, связанные со стрессами, наличием хронических заболеваний, даже одна случайная встреча с больным может закончиться печально.
- Тогда еще раз напомните первые признаки болезни.
- Общая слабость, недомогание, потеря аппетита, потливость по ночам, кашель более двух-трех недель, повышение температуры. При наличии кашля в сочетании хотя бы с одним из этих признаков следует срочно обратиться к врачу, пройти флюорографическое обследование и исследовать мокроту на микобактерии туберкулеза. Пользуясь случаем, хочу призвать всех воронежцев - где бы они ни жили и какого бы возраста ни были, не играть со своим здоровьем, не думать, что только медики должны постоянно о нем заботиться. К сожалению, элементы иждивенчества проглядывают сегодня у многих.
- Упрек справедлив для горожан, им до районной поликлиники 15-20 минут ходьбы. А что делать сельчанам, которым до ЦРБ надо 15-20 километров попутным транспортом добираться?
- В определенных ситуациях надо добираться, не откладывая, а лучше всего не пропускать приезда в село или хутор наших передвижных флюорографических установок, которые раз в год бывают в каждом населенном пункте. Следить за тем, чтобы все жители прошли обследование - обязанность местных органов здравоохранения и муниципальной власти. Замечу, что в этом плане практически со всеми руководителями сельских поселений нам удается найти взаимопонимание.
В 2012 году в Воронежской области зарегистрирована самая низкая заболеваемость туберкулезом за последние 40 лет |
- Ваши призывы заботиться о своем здоровье дойдут до более-менее здравомыслящих людей. А что делать с социально дезадаптированными лицами, ведь в нашей жизни число их не уменьшается. Сколько их болеет туберкулезом, и как их можно лечить?
- По ориентировочным данным, в этой категории граждан болеет каждый второй, и с ними работать труднее всего, потому что они не только категорически отказываются обследоваться и лечиться, но порой даже угрожают медработникам. Приходится прилагать максимум усилий, чтобы уговорить их начать хоть какое-то обследование и лечение.
Иного выхода у нас нет, поскольку Федеральный закон о борьбе с туберкулезом от 18 июня 2001 года N 77 требует от нас в обязательном порядке выявлять всех больных и лечить их. При этом на социальный статус иных граждан никакой скидки не делается, подразумевается, что все обладают одинаковыми правами.
- Вот еще одна новация безудержного демократизма нашей жизни. Опустившиеся люди чихают на все законы, сеют опасную заразу в обществе, а медработники должны ходить и уговаривать их лечиться. Почему бы не выделить им особые места для принудительного исцеления?
- Два года назад вместе с главными врачами других областных тубдиспансеров мне довелось принимать участие в заседании "круглого стола", организованного комитетом Госдумы по здравоохранению. Мы говорили о назревшей необходимости введения принудительного обследования и принудительного лечения тех, кто сознательно уклоняется от этого, назывались конкретные предложения.
Депутаты Госдумы обещали включить их в Программу развития здравоохранения Российской Федерации на 2013-2020 годы, однако до сегодняшнего дня этот вопрос так и не решен.
- Известно, что некоторые туберкулезные больные могут лечиться годами. Все лечение они получают бесплатно. Во сколько оно обходится государству?
- На лечение своевременно выявленного больного без осложнений тратится в среднем 15-20 тысяч рублей. А вот когда речь идет о социально дезадаптированных гражданах с запущенными формами инфекции, тогда траты увеличиваются в десятки раз. Дело в том, что в этих случаях на палочку Коха могут не действовать даже комбинации из 6-7 разных антибиотиков, поскольку такие больные могут начать лечение и, не доведя его до конца, бросить. Поэтому в дальнейшем микобактерии становятся устойчивыми к любым сочетаниям и концентрациям лекарств. Лечение может тянуться долгие месяцы, а то и годы, и тогда только стоимость противотуберкулезных препаратов для одного хронического больного может доходить до 600-900 тысяч рублей.
- И такие деньги государство вынуждено тратить на тех людей, которые всячески уклоняются от своевременного лечения и в прямом смысле слова плюют на окружающих. Кстати, Сергей Васильевич, в область ежегодно прибывают сотни мигрантов из разных стран мира. Они доставляют вам лишние заботы?
- Еще какие. В прошлом году нам удалось осмотреть около 14 тысяч мигрантов. Говорю удалось, потому что огромное их число под всякими предлогами и уловками избегает встреч с воронежскими медиками, в том числе и с фтизиатрами. Так вот, если у коренного населения области показатель выявляемости на 1000 осмотренных составляет 0,34, то среди мигрантов - 2,6, то есть в 7 раз больше.
При подтверждении диагноза мы можем лишь предложить депортировать таких граждан из страны на лечение по месту их постоянного жительства. Фактически вряд ли кто из них лечится, потому что, прибыв на свою родину, они тут же устремляются обратно в Россию, но уже в другой регион.
- Это одна из проблем, решение которой от вас не зависит. Хочу назвать еще одну, которая очень волнует жителей воронежских улиц Шишкова, Фридриха Энгельса, Ленинградской. Вы уже поняли, почему именно их?
- Понял. И вполне разделяю тревогу горожан, живущих возле наших туберкулезных диспансеров, которые со всех сторон вплотную окружены жилыми домами. Самый оптимальный вариант - выстроить рядом с нашим корпусом в Тенистом еще один, то есть сосредоточить обследование и лечение больных в одном месте.
Разговоры об этом идут давно. Недавно губернатор дал поручение департаментам здравоохранения, имущественных и земельных отношений, экономического развития, финансово-бюджетной политики рассмотреть возможность модернизации противотуберкулезной службы, используя принципы государственно-частного партнерства.
При этом был бы возможен вывод противотуберкулезных корпусов с городских улиц в загородную зону возле поселка Тенистый.
- Программы и планы у нас, как правило, хороши, но все может, как всегда, упереться в отсутствие средств?
- Именно так. В программу модернизации, которая проходила в здравоохранении страны, туберкулез включен не был, и денег на реконструкцию зданий или новое строительство мы не получили. В нашей области самый знаменитый противотуберкулезный санаторий страны - Хреновской. Условия для реабилитации больных в нем идеальны.
Лет 7-8 назад появился здесь прекрасный новый корпус со столовой, и дальше все заглохло, второй лечебный корпус так и остался на уровне фундамента. А ведь в нем можно было применять не только новые методики реабилитации и лечения, но и расширить уникальную кумысолечебницу.
До полутора лет длится стационарное лечение больных с множественной лекарственной устойчивостью |
- В последние годы вы сократили во всех стационарах более пятисот коек. С чем это связано?
- Да, сегодня из 1590 коек осталось 1020. Но это не выполнение некой директивы на экономию средств, а результат самоотверженной работы всего коллектива противотуберкулезной службы области. Результат внедрения методов оперативной диагностики, своевременного и качественного лечения, проведения операций с использованием мировых достижений.
Не хвалясь скажу, что результаты нашей работы позволили обуздать опасную инфекцию и держать ее под контролем. Но беда в том, что через четыре-пять лет положение может резко измениться в худшую сторону.
- Что может случиться?
- В воронежской фтизиатрии просто не останется кадров, потому что средний возраст врачей приближается к пенсионным отметкам. У нас работает 80 процентов женщин, и средний возраст их 54 года. В последние годы в отрасль не пришел из медакадемии ни один молодой врач: выпускники не хотят связывать свою профессиональную судьбу с фтизиатрией.
Причина проста. Зарплата врачей-фтизиатров, несмотря на 25-процентную добавку за вредность (ранее было 50 процентов), практически сравнялась с зарплатой врачей общей лечебной сети. И это, когда работа в постоянном очаге биологической опасности приводит к тому, что ежегодно у нас заболевают туберкулезом до пяти врачей и медсестер. Увеличение заработной платы за опасные и вредные условия труда находится в компетенции федеральных органов власти. Поэтому логику министерств, не признающих опасности туберкулезной инфекции, понять просто невозможно.
Не хотелось бы мне заканчивать наше интервью на столь болезненной для нас теме, но такова жизнь. Во фтизиатрии Воронежской области работают сегодня 237 врачей, из них - 124 фтизиатра, а также около двух тысяч медсестер и другого обслуживающего персонала. Большинство достойно трудятся на своих местах и защищают жителей области от этой страшной болезни, поставив на ее пути надежный барьер. Спасибо им.
Интервью вел Борис Ваулин
Источник: газета "Коммуна" N 40 (26062), 23.03.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013