 |
06.03.13
Памяти Алексея Германа. Душа там, где детство
| Алексей Герман | Каждая его картина погружала нас в прошлое, при этом заново высвечивая настоящее, – в 40-е и 50-е годы, на которые пришлось детство самого режиссера. Для всей страны это были великие, созидательные и одновременно страшные времена. Именно на них выпали ужасная война и Победа, довоенные репрессии и начало так называемой оттепели... Возвращение в детство режиссера представляется не только попыткой воссоздать и заново осознать время, проникнуть в некую суть очень важных для всех нас вещей, но и данью памяти дорогим и близким людям, поколению отца и деда. Внук капитана царской армии, сын известного советского писателя, наш неравнодушный современник Алексей Герман, настойчиво погружая зрителя в свои воспоминания, переживания и размышления, всякий раз обращал и нас к нашему детству, нашим истокам, нашей душе. Делал он это талантливо и проникновенно, искренне и беспощадно. Часто - положив в основу сценария историю своей собственной жизни. Историю дорогую, волнующую, во многом показательную. Дед Алексея Германа, Павел Николаевич, в 1914 году мобилизованный на фронт, стал артиллерийским офицером. Жена его, Надежда Константиновна, учительница русского языка, вместе с четырехлетним сыном Юрием последовала за мужем на передовую - как сестра милосердия. Будущему писателю и отцу кинорежиссера довелось провести свое детство то на артбатарее, то в военном госпитале. Надо сказать, Павел Николаевич пользовался огромным авторитетом среди сослуживцев, и в годы Гражданской войны солдаты избрали его командиром дивизиона. После окончания войны семья продолжала кочевать по стране из Курска в Обоянь, из Обояни - в Льгов, из Льгова - в Дмитриев-Льговский... С 14 лет Юрий Павлович Герман работал: сначала суфлером, а потом актером в театре. В газете «Курская правда» он напечатал в 1926 году свой первый рассказ. В конце 20-х - начале 30-х годов появились его романы "Рафаэль из парикмахерской" и "Вступление". Похвала и поддержка Максима Горького открыли молодому писателю путь в большую литературу и кинематограф. По сценариям и романам Юрия Германа были сняты известнейшие фильмы: "Семеро смелых", "Дело Румянцева ", "Дорогой мой человек", "День счастья", "Доктор Калюжный", "Верьте мне, люди", "Наши знакомые ", "Дай лапу, Друг", "Пирогов", "Белинский", "Россия молодая"... С кино связал свою жизнь и Алексей Герман. Закончив в 1960 году режиссерский факультет ЛГИТМИКа (курс Г.М.Козинцева), он какое-то время работал в театре и даже был помощником Г.Товстоногова в БДТ. Однако в 1964 году Алексей Юрьевич ушел на киностудию "Ленфильм", где и появились (хоть и с большими перерывами) его знаменитые фильмы: "Проверка на дорогах" (1971), "Двадцать дней без войны" (1977), "Мой друг Иван Лапшин" (1984), "Хрусталев, машину!" (1997). Сценарии почти всех его работ, кроме "Двадцати дней...", были написаны по произведениям отца и собственным воспоминаниям. Пробивались они к зрителю непросто. Принципиальность и некоторая жесткость режиссера, его стилистическая непохожесть на других и дотошная натуралистичность картин раздражали чиновников от кино и некоторых коллег. Снимал режиссер Герман медленно, часто выбиваясь из студийного графика, что вызывало нарекания начальства и постоянные проблемы с завершением съемок его фильмов и продвижением их в прокат. С другой стороны, у строптивого и необычайно талантливого режиссера всегда находились защитники - сначала друзья отца, а потом и его собственные почитатели. Время показало, что Алексей Герман от своей творческой манеры и принципов не отказался, выстоял, продолжал работать, снискав завидное положение в отечественном кинематографе, уважение широкой зрительской аудитории. Картины режиссера оказались снятыми не для коммерческих западных кинофестивалей, а для тонких ценителей высокого искусства. В последние годы Герман долго и мучительно снимал "Трудно быть Богом". Некоторые СМИ упрекали его в затянутости съемочного и монтажного периодов. Друзья же говорили, что он снимает неторопливо и основательно, потому что вкладывает в работу душу и сердце, всего себя, выросшего из трудного, но незабываемого детства - его страны впечатлений и открытий, фантазий и памяти - благодарной и уникальной. Говорили о том, что выдающийся Мастер иначе не может, и что только так и надо снимать настоящее Кино… Хорошо помню, как в одном из последних интервью Алексей Герман, отвечая на вопросы о губительных нелепостях сегодняшних лет, о себе, о родителях и целом поколении наших отцов, читал стихи своего современника поэта Геннадия Шпаликова: ...Путешествие в обратно Я бы запретил, И прошу тебя, как брата, Душу не мути. А не то рвану по следу, Кто меня вернет? И на валенках уеду В сорок пятый год. В сорок пятом угадаю, Там, где - Боже мой! - Будет мама молодая И отец живой. Режиссер ушел от нас 21 февраля, не дожив нескольких месяцев до своего 75-летия. Ушел в свои фильмы - там, где живет его детство и его Душа. Большая Душа большого Художника.
Владимир Межевитин
Источник: газета "Воронежская неделя" N 10 (2099), 06.03.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|