 |
05.03.13
К 60-летию смерти И.Сталина. О культах и личностях - снова и снова
Историко-философское обозрение
Пятого марта исполняется 60 лет со дня смерти И.В.Сталина, с именем которого в общественном сознании тесно связано словосочетание «культ личности». Оно стало широко использоваться после прошедшего 25 февраля 1956 года XX Съезда КПСС, на котором Н.С.Хрущев произнес свой знаменитый "закрытый" доклад. В то же время культ личности не является порождением советской системы. Он проявлялся у всех народов на определенных этапах развития и потому требует более глубокого осмысления. "Мы в долгу перед своим прошлым, из которого не извлекли надлежащих уроков", – заметил как-то доктор исторических наук А.Ф.Смирнов. Круглая дата - хороший повод еще раз обратиться к данному явлению и попытаться проанализировать его с различных точек зрения.
Алексей РАЗИНКОВ, заместитель руководителя КУВО "Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области"
Много веков истории человечества. Все было на нашей многострадальной планете: и горе, и радость, и взлеты, и падения. "Река времен, - писал Г.Р. Державин, - в своем течении уносит все дела людей и топит в пропасти забвения народы, царства и царей". Однако же не всех, оставляя одинаково глубокую память как о великих созидателях, так и о страшных разрушителях.
Из глубины веков
Словосочетание "культ личности" - порождение XX столетия, но как явление оно тянется из глубины веков. Еще при переходе из первобытного общества к более цивилизованному стали проявляться первые его признаки. Люди стали поклоняться каменным и деревянным идолам, животным, явлениям природы, придумывать богов и давать им имена. У наших предков - восточных славян - возникли культы поклонения Перуну (бог грома и молнии), Ярилу (бог солнца) и многим другим. Греки поклонялись Зевсу, Венере, Аполлону… Параллельно формируется культ вождей - живых и умерших, - который играл роль связующего единства, способствовавшего сплочению возраставшего и усложняющегося социального организма. Вождя, а позже - правителя, рассматривали как сакральную фигуру, наделенную высшей святостью, небесной благодатью. Одной из модификаций культа бога-царя стали культы, в которых личность правителя являлась своеобразным стержнем для управления природными явлениями. Считалось, что властитель магическим образом взаимосвязан со своим народом и природой. Для этих культов было характерно жесткое регламентирование жизни правителя, дабы ни один из его поступков не вызвал природные или социальные катаклизмы. Такими правителями были, например, хазарский каган и японский микадо. Здоровье и мощь вождя символизировали процветание всего большого коллектива, поэтому состарившихся правителей нередко убивали. Наибольшего апогея культ правителя достиг в Древней Египте. Здесь фараон считался сыном Амона - бога Солнца - и почитался как символ благосостояния и процветания страны, а также являлся носителем высшей божественной силы. Обожествляли китайского императора и правителей Индии. В Греции был распространен культ героя, для которого было более характерно обожествление человека, не связанного с властью. Культовые представления складывались вокруг философов, ученых: Гомера, Платона, Аристотеля и других. В конце первого века до нашей эры у римлян возникает культ императора. Он включал в себя, с одной стороны, обожествление личности правителя и его выдающихся деяний, а с другой - обожествление самой императорской власти, независимо от того, кто является ее обладателем. Римская империя по своей территории была громадным государством, которое включало в себя фактически все Средиземноморье, его границы в Западной Европе проходили по Рейну и Дунаю. Римские легионы стояли в Британии. Все области, находившиеся вне Италии, были провинциями, управляемыми наместниками. Наместники и сборщики податей грабили жителей покоренных стран. В провинциях постоянно поднимались восстания народов, оказавшихся под властью Рима. Внутри самого римского общества также шла непрерывная ожесточенная борьба. Восстания, волнения, военные конфликты, драки на площадях Рима... По дошедшим до нас сведениям, во время выборов кандидаты прямо на площади ставили столики и раздавали деньги просящим, агитируя их голосовать соответствующим образом. Выборы нередко сопровождались кровавыми столкновениями между противоборствующими сторонами. В первом веке до нашей эры в Риме наступил настоящий политический хаос. А как говорит старая китайская пословица, большой хаос создает большой порядок. И действительно, из разрухи часто рождается жесткий, а то и тоталитарный режим. Так и получилось у римлян. Начались гражданские войны, во время которых происходили настоящие сражения между полководцами, стремившимися захватить единоличную власть. Цезарь одержал победу и на несколько лет стал единоличным правителем. Однако его правление было недолгим: в 44 году до нашей эжры он был убит на заседании Сената заговорщиками, которые стремились восстановить республику. Во время похорон на небе появилась комета, которую восприняли как вознесшегося на небо Цезаря. Тогда же толпа бросилась громить дома заговорщиков. Вначале против сторонников республики вели борьбу, объединившись, соратник Цезаря Марк Антоний и внучатый племянник убитого диктатора Гай Юлий Цезарь Октавиан. Они составляли списки людей, поставленных ими же вне закона, осуждая тем самым на смерть без суда, безжалостно уничтожали своих противников, личных недругов, просто показавшихся им подозрительными, присваивали себе их имущество. "Так, обуянные гневом и лютой злобой, - писал о них Плутарх, - они забыли обо всем человеческом или, говоря вернее, доказали, что нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть". Сторонники республики были сломлены. В ходе борьбы между бывшими союзниками победу одержал Октавиан. Сенат преподносил ему одно за одним почетные звания - Августа (священный), "Отца отечества", императора... Август был не человеком и не богом. Он стал символом созданной Римом сверхдержавы, олицетворяющим военное и властное начало римского государства, римской системы ценностей. В императорском культе сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти. Он был превращен Августом в культ римского государства, став воплощением имперской идеи. Придя к власти, Август причислил своего покойного приемного отца к богам, став тем самым сыном божественного Юлия. Тогда же был установлен культ Гения (духа-покровителя) Августа, который был объявлен равным божеству. С победой Августа установился долгожданный мир, поэтому он воспринимался не просто как очередной правитель, но как божество, наделенное особой силой, способное влиять на все происходящее. Его называли богом, повелителем земли и моря, "спасителем всего рода человеческого", а день его рождения - началом "благовестий" для мира. Решение любого дела заканчивалось прославлением императора. В дальнейшем божествами объявлялись не только сами императоры, но и их жены. Им ставились золотые и серебряные статуи. Порой доходило до смешного. Когда императоры часто сменяли один другого в целях экономии к торса статуй предшественников приделывались головы более поздних правителей. Культ императора играл ярко выраженную политическую роль. Поклонение изображениям правящих правителей становилось своего рода проверкой лояльности к власти Рима. Император Константин именовал себя "богом и господином и одновременно с этим признал христианство как одно из культов в империи и стал активно ему покровительствовать. С распространением христианства на территории бывшей Римской империи началась новая эпоха, когда не отдельный правитель становился богом, а именно сама императорская, королевская или царская власть трактовалась как полученные от Бога. В средневековой Европе возник идейно-политический симбиоз христианской церкви и светской власти, достигший своего наивысшего расцвета в эпоху абсолютизма, в обожествлении личности короля (царя). Такими правителями были, например, французский король Людовик XIV (1638-1715), королева Англии Елизавета Тюдор (1558-1603).
Российский опыт
Веками длившаяся мужественная борьба русичей с захватчиками породила мощную военно-бюрократическую систему, во главе которой стоял великий князь, царь, император. Почти постоянное напряжение сил создавало атмосферу осадной крепости, чрезвычайного положения, наделявшего военного вождя диктаторскими полномочиями. Князь-государь постепенно становится олицетворением родной земли, "отца" народа. При Иване Грозном (1530-1584), как и позднее, при Петре Первом (1682-1725), церковь и государство были объединены под эгидой государства. Иван Грозный считал себя не просто руководителем государства, а главой религиозного сообщества. Оттого все его действия обставлялись как религиозные обряды. Яркий пример тому - поход на Казань, который был своего рода религиозной процессией на сюжет взятия Иерихона.
Утверждению идеи о божественном происхождении русских царей от римских императоров и святых чудотворцев была посвящена составленная монахами-советниками царя "Степная книга". Венцом идеологической активности Грозного стал Стоглавый собор - церковный собор с участием светских представителей, который регламентировал все стороны жизни, от стиля иконописи до бритья и пития "по правилам святых отец, которые следовало во святых книгах обыскати и утвердити". В своих политических оценках царь следовал несложным правилам: только те начинания считались хорошими, которые укрепляли его единодержавную власть. Грозный считал, что как царь он вне понятия греха. "Как человек я грешник, - писал он в одном из своих писем, - но как царь - праведен". В обстановке массового террора, всеобщего страха и доносов аппарат насилия, созданный в опричнине, приобрел совершенно непомерное влияние на политическую структуру руководства. И "бысть в людях ненависть на царя от всех людей". Грозный, как выразился Н.М. Карамзин, "с каким-то хладнокровным размером истребляя знаменитые роды, будто бы опасные для царской власти, возводя на их степень роды новые, подлые и губительною рукою касаясь самых будущих времен: ибо туча доносителей, клеветников, кромешников, им образованных, как туча гладоносных насекомых, исчезнув, оставила злое семя в народе". И это семя, как мы знаем, уже не раз давало пышные всходы и урожаи и до сих пор хранится в глубинах души народа российского. В глазах одних первый русский царь был едва ли не самым мудрым правителем средневековой России, в глазах других - подозрительным и жестоким тираном, почти сумасшедшим, проливавшим кровь ни в чем неповинных людей. Доктор исторических наук А.Ф.Смирнов пишет, что "великая крестьянская поруха", учиненная опричниной, всей системой дикого самовластья, все "злодейства Ивашки" не только затормозили развитие страны, но и повернули ход ее развития на путь поместно-крепостнического хозяйствования... Произошло "огосударствление" производства, закрепощение труда". Ученый резюмирует: "к морю нельзя прорваться, громоздя по дороге трупы (так и не прорвался Иоанн), а единство державы палачи не созидают (рухнула ведь держава в эпоху Смуты)". Н.М.Карамзин же призывая "отдавать справедливость и тирану", заключал, что "добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских; доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул, или забыл название мучителя, данное ему современниками...". Петр Первый, памятник коему стоит и у нас в Воронеже в одноименном сквере, также не отличался особой кротостью по отношению к своим подданным. Особенно жестоко он расправился с участниками стрелецких бунтов 1682 и 1698 годов. Самодержцу принадлежат слова: "А смерти они достойны и за одну противность, что забунтовали..."
В 1718 году, в ходе процесса над сыном царевичем Алексеем, царь самолично присутствовал на его допросах, которые сопровождались пытками. Методы проведения реформ сверху были классически насильственными (самыми безобидными действиями были, когда Петр самолично обрезал бороды, укорачивал рукава). Кажется, Петр был одержим стремлением поучать, настаивать, наказывать, угрожать. А.С. Пушкин заметил, что Петр в одних случаях проявлял обширный ум, исполненный доброжелательства и мудрости, а в других - жестокость и своенравие. Поэт отмечал, что часть указов царя, "кажется, писаны кнутом". Заметим, что количество правонарушений, наказываемых смертной казнью, при Петре Первом значительно возросло. Перу М.М. Щербатова принадлежит сочинение "О повреждении нравов в России". Автор обвинял царя в подрыве вековых устоев нравственности и быта, в том, что европеизация страны породила появление множества пороков. М.М. Карамзин упрекал Петра за его самовластие, суровый нрав и кровавые расправы, в том, что столицу Петербург построил он "на слезах и на трупах". Вместе с тем, и Щербатов, и Карамзин отмечали, что без Петра на продвижение России, достигнутое при нем, потребовалось от двух до шести столетий. В.В Шульгин писал: "Интересно знать, если бы Петр Великий не "вздернул Россию" на дыбы, то, сколько столетий еще бы раскачивалось население, прежде чем соблаговолило бы что-нибудь делать в смысле движения вперед... если бы русская власть стала ждать, что из русского народа сами собой выползут университеты, то "роса бы очи выела".... Русская культура - культура заимствованная. По тысяче и одной причине мы отставали от столетия. Что было делать государственной власти. Когда она осознала, что так дальше идти не может? А поняла это власть, когда убедилась, что военная слабость России происходит от ее культурной отсталости. Государственной власти представлялось два пути: первое - ждать, пока подвластный ей народ создаст собственными усилиями собственную культуру такой высоты, которая могла бы противостоять просвещенным соседям, второе - заимствовать и вооружать себя, пусть чужой, но готовой культурой". Власть "предпочла заимствовать, чтобы защищаться, заимствовать второстепенное (внешнюю культуру), чтобы спасти главное (государственное бытие)". При Петре абсолютная власть правителя в России достигает своего апогея. "Его величество есть самовластный монарх, - читаем мы в Уставе воинском 1716 г., - есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять". В Духовном регламенте эта мысль выражена еще короче: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает". Даже церковь теперь была подчинена государству. Вместо избираемого патриарха создавался коллективный орган управления духовными делами - Синод, который с подачи императора отменил тайну исповеди. Теперь, если священнику каявшийся прихожанин сообщал о своем намерении совершить "воровство, наипаче же измену, или бунт на государя или на государство", тот обязан был сообщить об этом в Преображенский приказ "без всякого покрывательства". "Но таков был век, - восклицает крупнейший советский историк Н.И. Павленко. - Новое пробивало себе дорогу так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. ... При всей жестокости черт характера Петр был удивительно цельной натурой. Идея служения государству, в которую глубоко уверовал царь и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни. Она пронизывала все его начинания. Если иметь это в виду то, кажущаяся несогласованность и противоречивость его мероприятий подчас приобретают определенное единство и законченность". 10 марта 1725 года, на похоронах Петра, Феофан Прокопович, как бы подводя итоги его правления, сказал: "Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимою, любима и будет; сделал врагам страшною, страшная и будет; сделал на весь мир славную, славная и быти не перестанет".
"Красный царь"
Личность правителя во все века и у всех народов отождествлялась с образами защитника, покровителя, отца. В царской России, как мы уже указали выше, таким символом был царь-батюшка. При сломе старого режима потребность в отце-основателе реализовалась в В.И Ленине, которого Н. Бухарин называл "великим инструментом для сбережения общепартийной энергии". Эмигрант русский монархист В.В. Шульгин заметил в середине 1920-х, что "социализм и монархизм ничуть друг друга не исключают... руководить должно просвещенное меньшинство. ... С России будет достаточно для управления ею, одного хорошего работника". И таким "хорошим работником", который "ни будучи, ни рабочим, ни крестьянином управлял Россией единолично", - по его мнению, был Ленин, - И притом так самодержавно, как редкий автократ..." Но Ленин умер. А вождей было так много: Троцкий, Зиновьев, Каменев, Рыков... Каждый из них имел заслуги перед революцией, свой авторитет, своих сторонников и противников. Шло время, постепенно с политического Олимпа один за другим ниспровергаются все эти руководители, и остается только один - "человек с усами". Мог ли он в тех условиях поступить по-другому? Наверное, мог, и, скорее всего, погиб бы в борьбе за власть от рук более удачливого соперника, именем которого называли бы мы теперь и политические репрессии, и культ личности. "Еврей Бронштейн под видом Льва Троцкого, - писал В.В. Шульгин, - и грузин Джугашвили в обличье Иосифа Виссарионовича Сталина боролись за наследие Ленина. Победил Чингисхан, т.е. Сталин. Он воскресил самодержавие, и притом с такой силой, какой оно никогда не знало. Трудно найти в летописи всех времен и народов царя настолько самодержавного, каким был в течение четверти века некоронованный владыка, диктатор грузин Джугашвили". Известный политолог С. Кара-Мурза считает, что "его (Сталина) мышление, его слова и образ действий входили в резонанс с задачами и условиями его времени, с культурно-историческим типом человека, который тогда держал Россию. Кончилось то время и Сталин ушел вместе с ним". В 1932 году в Париже вышла из печати книга нашего земляка выдающегося русского мыслителя Г.П. Федотова "И есть, и будет. Размышления о России и революции". Автор писал: "Как правитель России, Сталин является преемником царей московских и императоров всероссийских, с их капиталом восточной покорности 150 миллионов подданных, не раз испытанным в былых революциях с высоты престола. Новая революция Сталина (автор имеет здесь ввиду "индустриальную реконструкцию России", коллективизацию сельского хозяйства и раскулачивание. - прим. А.Р.) есть классическая форма русской революции сверху, имеющая формальную аналогию с революцией Петра и материальную - с революцией Грозного..." Тем временем внутри Советской России с начала 30-х годов начинается неожиданный и резкий поворот в идеологии. Такой поворот уже давно назревал, особенно с того момента, когда Сталин в конце 1924 года провозгласил тезис о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране. Появляется понятие пролетарской, социалистической родины, имеющей славное прошлое. Российское государство начинает трактоваться как продукт длительного исторического развития. Все имевшие место в первое послереволюционное десятилетие выпады против самой идеи российской государственности стали жестко пресекаться. Эмигрантский журнал "Новый Град", объединивший вокруг себя религиозных философов русского зарубежья Г. Федотова, Ф.Степуна, Н.Бердяева и других, писал по случаю 20-й годовщины Октябрьской революции: "Начавшись некогда с ограничения революционных задач "построением социализма в одной стране", за последние годы национализация революции сделала огромные успехи. Реабилитация родины, патриотизма, русской истории, русской культуры - вот положительные итоги духовной контрреволюции Сталина... Оправдывая подвиг св. Владимира, Дмитрия Донского, Петра Великого, Сталин чувствует себя продолжателем их исторического дела. Кажется, что он предпочел бы быть русским царем, чем вождем мирового пролетариата".
| Сталин восстановил в новом обличье многие старые традиции: прославление величия и мощи державы, единство власти и народа, преследование инакомыслия. Отличие было только в том, что православные традиции заменялись идеями государственного социализма. Говоря о репрессиях, отметим, что для любой диктатуры, действующей в переломный момент истории, характерны периодические истребления прежних соратников (Калигула и Нерон, Иван Грозный, Людовик XI, Петр Великий, якобинцы, Гитлер, Мао и т.д. и т.п.), что, впрочем, ничуть не оправдывает их действия. "Изверги - вне законов, вне правил и вероятностей рассудка, - писал Н.М.Карамзин в своей знаменитой "Истории Государства Российского". - Сии ужасные метеоры, сии блудящие огни страстей необузданных озаряют для нас, в пространстве веков, бездну возможного человеческого разврата, да видя, содрогнемся! Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его история всегда полезна для государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели - и слава времени, когда вооруженный истиною дееписатель может, в правлении самодержавном, выставить на позор такого властителя, да не будет же впредь ему подобных! Могилы бесчувственны; но живые страшатся вечного проклятия в истории, которая, не исправляя злодеев, предупреждает иногда злодейства, всегда возможные, ибо страсти дикие свирепствуют и в веки гражданского образования, веля уму безмолвствовать, или рабским гласом оправдывать свои исступления". Сколько погибло в те годы? Различные авторы называют разные цифры. А.Ф.Смирнов предполагает, что "в попытках остановить молох "преобразований" полегло от 40-до 60 миллионов человек. В то же время нужно иметь в виду, что революция лишила власти, собственности, благополучия громадное количество людей. У миллионов красный и белый террор уничтожил близких. В 1920 году в Красной Армии было порядка пяти миллионов человек. У белых, вероятно, было не меньше. После Гражданской войны враждебные миллионы, в большинстве своем, остались в стране. Эмиграция была, относительно, малочисленна. Все эти люди были молоды, полны сил и ненависти (в той же мере, в коей были полны энтузиазма и также ненависти сторонники нового строя). Из этого следует, что были и диверсии, и шпионаж, и бандитизм. И этих людей судили отнюдь не "по политическим мотивам", а по уголовным статьям. Следовательно, не все репрессированные были невинными людьми, оттого сегодня не все из них и реабилитированы. В период Великой Отечественной войны было немало перешедших на сторону гитлеровцев. Потом, насильственные методы преобразований, самой яркой из которых явились коллективизация, неизменно добавляли массу недовольных. Тема репрессий еще требует многостороннего исследования, беспристрастного анализа. В связи с этим хочется привести слова писателя В.Чивилихина, написанные им о политически репрессированных другой эпохи, дворянских революционерах XIX века. "Когда следственные дела декабристов будут тщательно, - писал он, - комплексно изучены соединенными усилиями историков, юристов и психологов мы еще узнаем немало нового и поучительного о том времени, о первых дворянских революционерах. О тех людях вообще. Допросные листы полны явных и скрытых страстей, ложных показаний под видом "чистосердечных" признаний, которые дезориентировали следствие, полны покаянных слов, длинных списков сотоварищей, протоколов очных ставок и мучительных перекрестных допросов, тысяч назойливых повторов и уточнений. ...Тех, кто их предал, вели низкие страсти, подлые мотивы..." Не самоволие одного, а воли многих, сталкиваясь, сливаясь, взаимодействуя и противодействуя друг с другом, идеи и быт, любовь и ненависть, зависть и страх, месть и жажда вполне земных благ и выгод вызвали Молоха, пожирающего человеческие жизни. Известный политолог С. Кара-Мурза считает, что "его (Сталина) мышление, его слова и образ действий входили в резонанс с задачами и условиями его времени, с культурно-историческим типом человека, который тогда держал Россию. Кончилось то время и Сталин ушел вместе с ним".
В 1936 году в журнале "Современные записки" вышла интереснейшая статья Г.П. Федотова "Сталинократия", в которой он попытался охарактеризовать сложившийся строй в Советской России: "Слияние абсолютной власти с индустриализацией означает государственное хозяйство. Чем выше хозяйственная мощь государства, тем больше в стране социализма. Так смотрят на дело в России". Рассуждая о роли Сталина, философ писал: "... Сталин может сказать совершенно спокойно: социализм - это я. Пока я у власти, страна идет к социализму.... Сталин не ведет, а властвует. Он - единственное воплощение политической воли в стране. Его отношение к народу более напоминает самодержавного деспота, играющего в патриархальность, чем политического вождя. Иные жесты его кажутся прямо скопированными с Николая I... колхозницы, плачущие от восторга после посещения самого Сталина в Кремле, повторяют мотив крестьянского обожания царя. Сталин и есть "красный царь", каким не был Ленин. Его режим вполне заслуживает название монархии". Дочь Сталина, Светлана Аллилуева, пишет, что "когда мне приходится теперь, в наши дни, читать и слышать, что мой отец при жизни сам себя считал, чуть ли не богом, - мне кажется очень странным, что это могут утверждать люди, близко не знавшие его... Отец, правда, особым демократизмом в жизни никогда не отличался, но богом он себя не воображал..." Помимо центрального культа фигуры "вождя всех времен и народов" сложились культы его соратников - В.Молотова, Л. Кагановича, К.Ворошилова. В Воронеже, например, в конце 20—30-х годов особо почитались первые секретари местного обкома партии И.Варейкис и Е.Рябинин. Изготовлялись их портреты, бюсты, их именами назывались колхозы и совхозы, больницы и предприятия. Старожилы утверждают, что была даже идея переименовать Воронеж в Варейкисовск, и лишь арест Иосифа Михайловича помешал воплощению этой идеи в жизнь. А вот еще любопытный факт проявления "культов": в начале 30-х годов на Украине рекомендовалось у подножия новогодних елок выкладывать из ваты три буквы "П" - инициалы Павла Петровича Постышева, секретаря ЦК КП(б) Украины. По городам и весям распространились культики более мелких начальников, вокруг которых поддерживался ореол непререкаемого среди подчиненных авторитета. Впрочем, принцип началиелюбия был для России традиционным. Еще в одном из рескриптов Петра Первого подчиненным рекомендовалось "перед лицом начальствующим" иметь "вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство". Вышеупомянутый нами Г.П.Федотов, указывая на особенности сталинской России, однако не отрицал ее успехи. В публикации "Завтрашний день" он отмечал: "Но довольно каркать. Не оказались ли мы во власти контрреволюционного настроения, рисуя эти мрачные картины. Сегодняшний застенок Сталина не должен парализовать у нас зрения и слуха, обращенных к созидательным процессам революционной России. Достижения есть, глупо отрицать или недооценивать их. Индустриализация России. Ее поголовная (или приближающаяся к таковой) грамотность. Рабочие и крестьяне, обучающиеся в университетах. Новая интеллигенция, не оторванная от народа: плоть от плоти и кость от кости его. В результате - огромное расширение культурного базиса..." Русское зарубежье по-разному относилось к сталинской политике.
Как отмечал философ-правовед Н.Н. Алексеев, "заметно пробуждение в эмигрантских кругах, с одной стороны, особого национализма, склонного видеть в делах Сталина осуществление русских исторических и имперских традиций; с другой стороны, родятся противоположные всякому национальному чувству настроения - жестокое и резкое осуждение всего русского, хуление России как страны варварской, рабской, насильнической и презренной. Если для представителей первого мнения Сталин является собирателем России вроде Ивана Калиты или национальным вождем в стиле Петра I, то у вторых вся та ненависть, которая нависла над русским коммунизмом, распространяется на весь русский народ, отождествляемый с коммунистической партией и превращенный в некоторою великую шайку экспроприаторов и насильников..." "...И Великую Отечественную войну мы могли выиграть только благодаря коммунистической системе. Я ведь войну с первого дня видел, всю ее прошел, я знаю, что и как было. Если бы не Сталин, не сталинское руководство, разгромили бы нас уже в 1941 году..." - писал Александр Зиновьев, ученый с мировым именем, диссидент, высланный на Запад. Во время своего визита в Польшу в 2002 году, отвечая на вопросы журналистов, Владимир Путин назвал Сталина диктатором, отметив, что "под его руководством страна победила во Второй мировой войне, и эта победа в значительной степени связана с его именем". "Мы не будем сравнивать, ставить на одну доску проблемы, связанные с немецким нацизмом, - сказал тогда Путин, - и сталинскими репрессиями, но не хотим закрывать глаза на негативные стороны сталинского режима". И сравнил Сталина с Тамерланом - исторической фигурой давно минувших дней. Свои мысли лидер "Единой России" развил в рамках Программы "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение" (03.12.2009 г.). Путин сказал: "Нельзя давать оценку деятельности Сталина в целом. Очевидно, что в первый период правления Сталина страна изменилась, став из аграрной индустриальной. Под руководством Сталина страна выиграла Великую отечественную войну. Но весь тот позитив, который был при Сталине, достигнут неприемлемой ценой. Репрессии были, и это неприемлемо. Был культ личности, и преступления против собственного народа, и это факт", - заявил Премьер-министр. И еще цитата из интервью Владимира Путина журналу "Бильд": "Диктатура, подавление свобод - это тупиковый путь для государства, для общества. Бесконтрольность, режим личной власти неизбежно развязывают руки для преступлений". Дмитрий Медведев в видеобращении в День памяти жертв политических репрессий 30 октября 2009 г. сказал, что " никакое развитие страны, никакие ее успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь... И репрессиям нет оправдания", поэтому "важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ..."
"Мы вам, так верили, товарищ Сталин!.."
В мартовские дни 1953-го история поставила вопрос: Сталин умер, но, сколько еще будет жить "дело Сталина"? И на него тогда не было ответа. А в те дни по всем городам и весям нашей необъятной страны проводились траурные мероприятия. Читаем в документах Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области: "6 и 7 марта 53-го года на всех предприятиях и во всех учреждениях и учебных заведениях города Воронежа прошли траурные митинги, посвященные памяти Председателя Совета Министров СССР и Секретаря ЦК КПСС Иосифа Виссарионовича Сталина. На митингах присутствовало более 181 тысячи трудящихся и выступило 3325 человек. Митинги прошли под знаком сплочения советского народа вокруг Центрального Комитета партии и Советского правительства, под знаком мобилизации всех сил и творческой энергии трудящихся на построение коммунизма в нашей стране, под знаком повышения бдительности. На Воронежском экскаваторном заводе имени Коминтерна в 12 часов дня состоялся многолюдный общезаводской митинг, на котором присутствовало более 1500 рабочих, инженерно-технических работников и служащих... На митинге Воронежского машиностроительного завода имени Калинина 6 марта в 11 часов присутствовало 1300 человек. После оглашения обращения ЦК партии, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР ко всем членам партии и трудящимся Советского Союза выступили старший технолог завода т. Тимошенко, слесарь сборочного цеха N 1 т. Гузеев и другие. Они говорили о своей скорби в связи со смертью вождя, учителя и друга, знаменосца мира, великого Сталина. Повсюду были приняты письма ЦК партии, Совету Министров СССР, в которых выражаются чувства скорби в связи со смертью... И.В.Сталина. В эти дни траура среди молодежи города наблюдается небывалая политическая активность. В Кагановическом районе заявления подали 800 юношей и девушек с просьбой принять их в комсомол, в Сталинском - 600, в Центральном - 250 и так далее. Из этого числа комсомольские организации и райкомы ВЛКСМ уже оформили прием 950 человек... 9 марта, в день похорон товарища Сталина, воронежцы вместе с трудящимися столицы и всей страны прощались с родным и любимым отцом, вождем, учителем и другом. В этот день на площади имени 20-летия Октября (ныне - площадь имени Ленина. - прим. авт.) и прилегающим к ней улицам собрались более 85 тысяч трудящихся Воронежа. С глубочайшим вниманием слушали они передаваемые по радио речи верных соратников великого Сталина... На митинге выступило пять человек: секретарь обкома партии товарищ Хитров, стахановец завода "Воронежсельмаш", делегат XIX съезда партии товарищ Копейкин, председатель колхоза "Заря социализма" Семилукского района товарищ Числов, профессор, доктор медицинских наук товарищ Радушкевич и от воинов Советской Армии товарищ Яшечкин. На всех предприятиях и стройках, во всех учреждениях и учебных заведениях города было организовано коллективное слушание радиопередач о похоронах Сталина, после чего на многих из них состоялись траурные митинги. Таким образом, было проведено траурных митингов: на предприятиях и в учреждениях - 359, у памятников и скульптур И.В.Сталина - 27, на них присутствовало около 90 тысяч трудящихся и выступило - 838 человек. У 46 памятников и скульптур Сталина возложено более 1100 венков от коллективов трудящихся города".
| Но отгремела траурная музыка, отлились слезы, прекратились аресты. Никому уже не казалось странным, что люди без него ходят, работают, одним словом - живут. Его тело покоилось в мавзолее, куда его поместили по предложению Н.С. Хрущева, рядом с Лениным. На страницах газет и журналов как бы продолжалась прежняя жизнь. Имя вождя пока не сходило с них. Однако практически сразу же соратниками Сталина начали работу по "демонтажу" его культа. "Замораживание" атрибутов культа первого лица в партии и государстве означало только, что такого лица в руководстве страны на тот момент, попросту, не было. В июне 1953 года, в условиях ожесточенной борьбы в верхних эшелонах власти, словосочетание "культ личности" стало достоянием общества. Один из самых ранних примеров употребления словосочетания "культ личности" встречается в редакционной статье "Коммунистическая партия-направляющая и руководящая сила советского народа" ("Правда", 10 июня 1953 г.). В статье доминировал характерный для 1953 -1955 гг. прием описания понятия без его формального соотнесения с именем Сталина. В ней, в частности, говорилось: "Великие вожди рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин, подчеркивая определяющую роль народных масс в истории, решительно выступали против вредного культа личности... Однако пережитки давно осужденных партией антимарксистских взглядов на роль масс, классов, партии, элементы культа личности до самого последнего времени имели место в пропагандистской работе, проникали на страницы отдельных книг, журналов и газет". Сталин изображался противником "культа личности". Приводились слова из его письма в Детское издательство при ЦК ВЛКСМ. Вождь писал в феврале 1938 года: "Я решительно против издания "Рассказов о детстве Сталина". Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, "добросовестные" брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом. Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория "героев" и "толпы" есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ - говорят эсеры. Народ делает героев - отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу. Советую сжечь книжку". Цитировались фрагменты из письма К. Маркса В.Блосу: "...Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами..." На пленуме ЦК КПСС в июле 1953 года член Президиума Верховного Совета СССР А.А.Андреев обвинил арестованного Л.П.Берию в изобретении и манипуляции понятием "культ личности": "Появился откуда-то вопрос о культе личности. Почему встал этот вопрос? Ведь он решен давным-давно в марксистской литературе, он решен в жизни, миллионы людей знают, какое значение имеет гениальная личность, стоящая во главе движения, знают, какое значение имели и имеют Ленин и Сталин, а тут откуда-то появился вопрос о культе личности. Это проделки Берия". Уже к началу 1954-го, через год после смерти Сталина, по инициативе Н.Хрущева Генеральный прокурор СССР Р.Руденко, министр внутренних дел С.Круглов и министр юстиции К.Горшенин подготовили докладную записку, в которой говорилось, что "за период с 1921 г. по настоящее время за контрреволюционные преступления было осуждено 3777380 человек, в том числе к ВМН - 642980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок 25 лет и ниже - 2369220, в ссылке и высылке - 765180 человек". В Москве с 14 по 25 февраля 1956 года проходил ХХ Съезд КПСС. На нем с закрытым докладом "О культе личности и его последствиях" выступил Н.С.Хрущев. В Воронеже 10 марта 1956 года было проведено собрание областного партийного актива, посвященное итогам партийного форума. С докладом выступил первый секретарь Воронежского обкома партии А.М.Школьников. В стенограмме совещания его доклад занимает 70 страниц, 19 из которых посвящены культу. "Некоторые товарищи, - говорил в своем докладе товарищ Хрущев, - могут задать вопрос: куда же смотрели члены Политбюро ЦК? Почему они своевременно не выступили против культа личности и делают это лишь в последнее время? Прежде всего, надо иметь ввиду, - говорил товарищ Хрущев, - что члены Политбюро смотрели на эти вопросы по-разному в разные периоды. В первое время многие из них поддерживали Сталина, потому что Сталин являлся одним из сильнейших марксистов.... Сталин после смерти Ленина, особенно - в первые годы, активно боролся за ленинизм, против извратителей и врагов ленинского учения..." Первый секретарь поведал собравшимся, что "Берия "подбрасывал" Сталину состряпанные им и его подручными материалы". Он призвал местный партактив "восстановить принципы советской социалистической демократии, вести непримиримую борьбу против произвола лиц, злоупотребляющих властью". Впрочем, ни Школьников, ни сам Хрущев не рассказали о том, какую роль в складывании культа, в развертывании политических репрессий в стране сыграли другие соратники вождя. Тот же Хрущев, выступая в августе 1936 года на собрании партактива по поводу проходившего в Доме союзов очередного политического процесса призывал: "Каждый, кто радуется успехам нашей страны, победам нашей партии, руководимый великим Сталиным, тот найдет только одно слово для продажных фашистских псов из троцкистско-зиновьевской шайки, это слово - расстрел". Недосказанность, половинчатость действий, стремление объяснить все перегибы и перекосы действиями прошлого руководства были характерной чертой политики тех лет. В конце марта по указанию Хрущева для знакомства с содержанием его доклада повсеместно были проведены собрания, в том числе и в школах, для учеников старше 14 лет. Только в марте 1956 года и только в одном Коминтерновском районе Воронежа было проведено 124 партийных и 100 комсомольских собраний. На собраниях было много резких высказываний. Рабочий завода имени Коминтерна Серышев возмущенно констатировал, что на заводе "тоже появляются культы личности". "Преступления Сталина, - резюмировал выступающий, - перекрывают все хорошее, что он раньше делал для народа". Другой рабочий этого завода, по фамилии Гаршин, говорил, что он сам был очевидцем "гибели тысяч граждан на границе благодаря "мудрому руководству Сталина". Заслуги его в прошлом не заглаживают вину гибели ни в чем не повинных руководителей Компартии - Косиора, Орджоникидзе, Эйхе и других. Надо немедленно убрать все бюсты и портреты. Партия дает нам возможность вынести приговор Сталину, чтобы впредь не допускать таких грубых ошибок". Слухи о том, что на съезде Хрущев сделал доклад о преступлениях и ошибках Сталина, быстро разнеслась по всей стране. Это вызвало возбуждение в Грузии. Не без влияния определенных кругов, старшеклассники и часть студентов решили отметить третью годовщину со дня Смерти Сталина. У памятника Сталину собрался огромный митинг, по городу начались массовые демонстрации, большие толпы молодых грузин собрались на центральной площади города. Демонстрации стали перерастать в беспорядки. Тогда в город были введены войска, которые разогнали манифестантов силой оружия. Намеченный на 1957 год визит Хрущева в Грузию был отменен, а все попытались объяснить "грузинским национализмом". Размышляя о причинах мартовских событий в Тбилиси в 1956-м, писатель Тенгиз Буачидзе пишет: "Возможно ли, полностью исключить национальные чувства в мартовских событиях? Разумеется, нет. Наш народ тогда и вправду гордился Сталиным, его ролью в судьбах мира, его личностью, его делами. Его победами - и тем, что Сталин по происхождению был все-таки грузин, хотя он не принес нашей нации никакого добра и не выделил ее ничем, кроме цепи жесточайших репрессий 1921, 1924, 1929-1932 гг., 1936-1938 гг., 1948 г., 1951-1953 - и не знаю, каких еще!.. Вспомните хотя бы переполненную площадь Ленина, когда с трибуны прозвучал призыв: члены партии, дадим клятву верности Сталину, - как заалела вся площадь взметнувшимися над головой партбилетами....Вспомните, как посылались телеграммы Молотову с просьбой защитить имя Сталина и советский строй, связанный с этим именем и встать во главе государства. Разве это национализм? Разумеется, нет. Это был результат того, что именно те люди, по приказу которых в Тбилиси была открыта стрельба и пролилась кровь невинных ни в чем юношей и девушек, вдалбливали нам в голову, что Сталин был "вдохновителем и организатором всех наших побед", "гением всех времен и народов", "отцом и учителем народов, что без Сталина погибнет мир. Так кто же создал "культ личности": мы, простые люди, или они, тогдашние руководители, которые... навязали нам и внушили самому Сталину, ползая перед ним на коленях и блея о бессмертности его величия..., что без него советская власть погибнет и исчезнет?!" Уж не про них ли говорил вождь, беседуя 8 января 1937 года с известным немецким писателем Лионом Фейхтвангером, "бюрократах из различных учреждений", которые "боятся, что если не будет бюста Сталина, то их либо начальник, либо газета обругает. Это область карьеризма... Ко всякой партии, которая побеждает, примазываются чужие элементы, карьеристы". Касаясь элементов культа вокруг своей личности, Сталин сказал тогда: "Я хотел бы не оправдать, - оправдать нельзя, - а по человечески объяснить, откуда такой безудержный, доходящий до приторности, восторг вокруг моей персоны... Очень большое дело - освобождение масс от эксплуатации... Нам удалось это сделать. Все это приписывают мне. Это, конечно, неверно, - что может сделать один человек? Во мне они видят собирательное понятие Это - проявление известной некультурности. Со временем это надоест. Народ у нас пока отстает по части общей культурности, потому выражение восторга получается такое, и разводят вокруг меня костер "восторгов телячьих". Конечно, в этих словах Сталина, адресованных иностранному писателю, были и определенное позирование, и игра в демократизм, но, с другой стороны, этот факт показывает, что Генсек вполне реально смотрел на вещи. Однако, как мы это увидим дальше, культ личности Сталина, о котором так много говорилось после ХХ Съезда, - явление не уникальное, но, скорее, свойственное любому тоталитарному режиму. И даже не только тоталитарному.
"Верховный правитель должен быть справедлив к себе и при этом оставаться человеком. Это труднейшая из всех задач. Более того, эта задача неразрешима: человек выструган из столь кривого полена, что никакому плотнику не дано его выпрямить. Природа возложила на нас лишь задачу приближения к этому идеалу", - писал Иммануил Кант. Но человек слаб, а льстецов, стремящихся использовать руководителя в своих корыстных целях, всегда встречается предостаточно. Однако время шло. Росла грамотность. Росла культура общества. Нужно было менять приемы пропаганды? Но этого не происходило. И культ вождя стал приобретать уродливые черты, стал для наиболее грамотных и развитых людей смешным, а значит, тормозом дальнейшего движения вперед. "Мы так Вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе", - скажет Михаил Исаковский в стихотворении "Слово к товарищу Сталину". И вот, подорвав веру в И.В. Сталина как символ построенного общества, Хрущев, сам того не желая, подорвал веру в партию и в коммунизм. "Шестидесятник" В. Буковский пишет: "Конечно, после того шока, который дало нам всем разоблачение Сталина, ни один коммунистический вождь никогда уже любим народом не будет и ничего, кроме насмешек и анекдотов не заслужит. Но никто, видимо, и не вызовет столь единодушной и лютой ненависти, как Хрущев. Все раздражало в нем людей. И его неумение говорить, неграмотность, и его толстая ухмыляющаяся рожа - кругом недород, нехватка продуктов, а он ухмыляется, нашел время веселиться! До него тоже бывал голод, была безысходность, но была вера в усатого бога, которая заслоняла все. Он отнял эту веру... и вся горечь, вся ненависть, вызванная смертью бога, обрушилась на Хрущева. Лишив людей иллюзий... он тотчас же оказался для всех виновен". Всего лишь за несколько лет "бессмертное имя" Сталина оказалось навсегда зашифрованным в понятии "марксизм-ленинизм". И ни один из его раболепцев даже не обмолвился, что Сталин был. Его имя не называлось, не произносилось. Было велено: забыть Сталина. Кто это мог? Только его наследник - Сталин номер два. Известный в начале XX века русский политический деятель и публицист В.В.Шульгин (1878-1976), человек, присутствовавший при отречении от престола Николая II и проведший много лет в сталинских лагерях и приглашенный Н.С.Хрущевым на Съезд КПСС, вспоминал: "Хрущев ... действительно пришел на смену Сталина. Хотя и не разделял его кровожадной политики. А, отвергнув культ личности в отношении Сталина, Хрущев, против своей воли и убеждения, возобновил культ личности в отношении самого себя. Ни одного публичного выступления не могло быть, если не повторить титул "несгибаемый ленинец", присвоенный Никите Сергеевичу. И когда он входил в зал, то все вставали со своих мест и рукоплескали. Я смотрел на это... И я думал и повторял про себя: "Судьба играет человеком..." И все же, когда в 1964 году Н.С. Хрущева сняли со всех постов, его не лишили жизни и не бросили в тюрьму, как это произошло бы, не проведи он десталинизации политических нравов. Восхваление Н.С. Хрущева сменили славословия в адрес "дорогого Леонида Ильича". Его культ, поддерживаемый в основном партийной номенклатурой, включал в себя вручение Брежневу непомерного количества правительственных наград. В их числе - орден Победы и пять золотых звезд Героя. Развешивались портреты-транспаранты с его изображениями и крылатыми выражениями из его речей ("Ленинским курсом - к коммунизму", "Экономика должна быть экономной" и т. д.). Во время демонстраций трудящиеся несли портреты Брежнева и других членов Политбюро. В последние годы жизни им был опубликован ряд произведений: "Малая Земля", "Возрождение" и "Целина", которые были отмечены вручением автору Ленинской премии. Вместе с тем настоящим авторами были на самом деле группа писателей. После смерти Брежнева его имя решено было увековечить в географических названиях. Однако его преемники поспешили стереть имя Леонида Ильича с карты страны. "Суд истории строг, - пишет дочь Сталина С. Аллилуева. - Он еще разберется, кто был герой во имя Добра, а кто - во имя тщеславия и суеты.... Пусть судят те, кто вырастет позже, кто не знал тех лет, и тех людей, которых мы знали. Пусть придут молодые, задорные, которым все эти годы будут вроде царствования Иоанна Грозного - так же далеки, и так же непонятны, и так же странны и страшны..."
За пределами СССР
Как раз в те годы, когда в СССР славили И. Сталина, в Германии толпы безумствовали, восторженно приветствуя А.Гитлера. Адольф Гитлер (1889 -1945) являлся фюрером (вождем) и имперским канцлером Германии. Интересны воспоминания о нем сталинского переводчика Валентина Бережкова: "Работая в нацистской Германии в 1940 году, я наблюдал поразившую меня картину. То же обожествление "вождя", такие же массовые сборища и парады, на которых участники несли портреты фюрера, а детишки подносили ему букеты цветов. Очень схожая помпезная архитектура, героическая тема в живописи, подобная нашему социалистическому реализму. Упрятав в концлагеря и уничтожив всех инакомыслящих..., с помощью интенсивной идеологической обработки добился того, что его стала боготворить толпа. Я наблюдал "парад Победы" в Берлине, на Зигесалле, после возвращения из Франции победоносных дивизий вермахта. Стоя рядом с трибуной, видел, как люди тянулись к Гитлеру, когда он проезжал мимо них в открытом "мерседесе". Женщины поднимали вверх младенцев, чтобы он прикоснулся к ним. Ненавидя народ, он умел ему польстить, величая "расой господ"..." По мнению Л.Троцкого, высказанному еще в 1939 году, "режим Гитлера вырос из страха имущих классов Германии перед социалистической революцией. Гитлер получил мандат от собственников, какою угодно ценою спасти их собственность от угрозы большевизма и открыть им выход на мировую арену. Тоталитарный режим Сталина вырос из страха новой касты революционных выскочек перед задушенным ею революционным народом". Сыграв на чувствительных струнах немецкой души, оскорбленной поражением в Первой мировой и удрученной последующими тяжелыми годами, Гитлер приобрел преданность подданных, какая и не снилась подобным ему тиранам. Активно использовалась немецкая традиция начинать с общей молитвы учебный день в школах. По школам рассылался текст: Фюрер, мой Фюрер, данный мне Богом, Оберегай моей жизни дорогу! Родину спасший от лютой нужды, Хлеб мой насущный даруешь мне ты. Не покидай, будь со мной много лет, Фюрер, мой вождь, моя вера, мой свет! Славься, мой Фюрер! Все школьные учебники, газеты, книги пестрели именем Гитлера. В конце 1934-го профессор богословия Эрнст Бергман опубликовал 25 тезисов отношения национал-социализма к религии, среди которых самым интересным для нас будет следующий: "Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, призванным спасти мир от еврейского влияния. Адольф Гитлер - новый мессия, посланный на землю, чтобы спасти мир от евреев". Адольф Гитлер отредактировал Библию, включив туда 12 нацистских заповедей. Новые заповеди призывали "почитать своего фюрера" и "блюсти кровь чистой, а честь - праведной". Переписанный Ветхий Завет должен был воспеть нацистские идеи и распространить их в массы. Были переписаны 10 заповедей и добавлены еще две новых. Заповеди "не убий" и "не укради" вообще были вычеркнуты за ненадобностью.
| Муссолини и Гитлер | Европа знала и другого диктатора. Это Бенито Муссолини (1883-1945 гг.) - основоположник итальянского фашизма. В 1920 - 1930-е годы имя сына деревенского кузнеца Муссолини знала вся Италия от мала до велика. В его руках была сосредоточена огромная власть: глава фашистской партии, председатель Совета министров, начальник внутренних полицейских отрядов. Его профиль, с бритой головой и выпяченной нижней челюстью, печатался на монетах. Его многочисленные портреты, бюсты, фотографии красовались во всех государственных учреждениях и жилых домах. Его имя набиралось крупным шрифтом на каждой странице во всех газетах, неоднократно в течение дня звучало по всем программам национального радио. Кинохроника запечатлевала его на многочисленных парадах, митингах, соревнованиях. Это был крупнейший в Европе культ личности, безраздельно господствовавший в Италии с октября 1922-го по июль 1943-го. Народу Муссолини представлялся человеком смелым, всемогущим, постоянно думающим о гражданах Италии, озабоченным ее благом. Уходя из своего кабинета, он любил оставлять зажженным свет, чтобы одинокие прохожие останавливались и под немигающими взглядами охранников дуче, думали о вожде, работающим до глубокой ночи. Он любил подчеркивать свою исключительность, избранность. Даже присвоил себе титул "пилот Италии N1", так как с удовольствием управлял самолетом. Любил он сравнивать себя и с героями Древнего Рима, особенно с Юлием Цезарем. Муссолини называл свой режим тоталитарным. В 1930-е годы была создана новая полиция. Власти стали поощрять доносы, разжигать подозрительность граждан друг к другу. Старая мораль была объявлена буржуазным пережитком, а новая заключалась в полном подчинении интересов личности фашистскому государству. Диктатор выдвинул лозунг: "Все - для государства, ничего - против государства, никого - вне государства". Вообще, рост государственного вмешательства в социальную и экономическую жизнь общества был характерной чертой развития многих стран Запада в 1930-е годы.
| Франклин Рузвельт | Соединенными штатами в это время руководил президент Франклин Рузвельт (1882-1945). Сын состоятельного землевладельца и предпринимателя, Рузвельт в 1921 году переболел полиомиелитом и, в результате врачебной ошибки, стал калекой. У него были парализованы ноги, так что передвигаться мог он только в инвалидной коляске. Но, несмотря на это, благодаря своей титанической воле стал сначала губернатором штата Нью-Йорк, а затем и Президентом страны от Демократической партии. Рузвельт стал президентом в 1933 году, во время нового кризиса, когда Великая Депрессия прервала десятилетие послевоенного процветания. Сомнения в жизнеспособности капитализма, стремление к поиску "третьего пути" вели к рузвельтовскому Новому Курсу, с его упором на централизованное планирование экономики и правительственный контроль рынков. Правительство решило взять на себя заботу о "маленьком человеке", чтобы занять тех, кто в результате промышленного спада оказался без работы. Администрация развернула невиданную ранее программу работ, которые финансировались казной: строительство дорог, плотин, военных кораблей и самолетов; писателям, художникам, историкам платили за идеологически правильные труды. Как грибы после дождя, возникали все новые и новые правительственные агентства для руководства разными сторонами экономической жизни. Около двух с половиной миллионов молодых людей были заняты в одном только Гражданском Корпусе Защиты Природы). Большей частью, это была мирная "армия лесников", занимавшаяся уходом за лесом и подобными работами. Но набирались "лесники" через систему военных вербовочных пунктов и одеты были в армейскую форму. Размещались они в военизированных лагерях и подчинялись воинской дисциплине. Все это было очень похоже на подобные "корпуса", организованные нацистами в Германии. Экономическая политика Нового Курса поставила с ног на голову все нормы рыночной экономики. Торговля сельскохозяйственными продуктами регулировалась Вашингтоном. Чтобы поддержать искусственно высокие цены, якобы в интересах фермеров, правительство платило за уничтожение зерна нового урожая. А в это время миллионы безработных голодали, потому что продукты были им не по карману. Многие предприятия были уже готовы нанять их на работу, но не могли себе позволить платить завышенные зарплаты, установленные правительством. Централизация власти в руках федерального правительства неизбежно вела к возвеличиванию роли того, кто стоял на вершине пирамиды, - Рузвельта. На эмоциональном уровне отношение масс к отцу Нового Курса иначе, как культом личности, не назовешь. Наряду с личным обаянием Рузвельта этому способствовала почти единогласная поддержка, оказанная ему интеллигенцией. В одном из своих писем в конце января 1941 года Томас Манн, немецкий писатель-гуманист, эмигрировавший из нацистской Германии, писал: "Он" (Рузвельт) снова произвел на меня сильное впечатление, или, вернее, опять вызвал у меня интерес и симпатию: трудно охарактеризовать эту смесь хитрости, солнечности, избалованности, кокетства и честной веры, но есть на нем какая-то печать благодати, и я привязался к нему как к прирожденному, на мой взгляд, противнику того, что должно пасть". А пасть должен был фашизм. Девятого февраля 1942 года Рузвельт подписывает акт, согласно которому, военные получают полномочия на объявление тех или иных районов США "военной зоной", где разрешается проведение "этнических чисток". Неблагонадежным народом были объявлены японцы — причем вне зависимости, имели они американское гражданство или нет, приехали они в США недавно или же родились и прожили в Америке всю жизнь. В течение первой половины 1942 года в США создается десять0 концлагерей, куда насильственно перемещают этнических японцев. Они содержались на 45 центов в день на человека в "бараках простой конструкции, покрытых толем, без канализации и кухонь" (из доклада военного управления по перемещению, датируемого 1943 года). Лагеря были окружены колючей проволокой. Есть документальные свидетельства об открытии огня охраной лагерей, когда интернированные пытались выйти за пределы ограждения. Со временем в США были предприняты меры по исправлению ситуации и реабилитации американских японцев. В начале 1945-го было отменено законодательство о выселении. В 1948-м пострадавшим было выплачено возмещение за потерю собственности вследствие интернирования, которое, впрочем, не компенсировало все понесенные убытки. В 1976-м Президент США Джеральд Форд публично признал, что интернирование японцев было "ошибкой". В начале 1980-х в Конгрессе была создана специальная комиссия — Commission on Wartime Relocation and Internment of Civilians ("Комиссия по перемещению и интернированию гражданских лиц в военное время"), занимавшаяся изучением событий 1942-1945 годов. В итоговом докладе комиссия пришла к выводу, что насильственное переселение японцев было "незаконным и вызванным расизмом, а не военной необходимостью". В 1988 году глава Белого дома Рональд Рейган подписал билль, в котором от имени американского Правительства были принесены извинения за интернирование, вызванное "расовыми предрассудками, военной истерией и ошибками политического руководства". Каждому содержавшемуся под стражей в концлагере для интернированных (или его наследникам) была обещана компенсация в 20 тысяч долларов. Общая сумма выплат предполагалась в объеме 1,2 млрд. долларов. В сентябре 1992-го на выплату компенсаций было дополнительно выделено 400 млн.долларов. Но вернемся к Рузвельту. Рексфорд Г. Тагуэлл, один из архитекторов рузвельтовской экономической политики, посетил СССР, встречался со Сталиным и пришел в восторг от советской системы. Он даже попытался, правда - без особого успеха, открывать в Америке что-то вроде совхозов. Впрочем, нравилась ему и другая система. "Фашизм, - писал он, - это самая чистая, эффективно работающая социальная машина". Генерал Хью Джонсон, глава Национальной Администрации по Восстановлению (NRA) - важнейшего агентства Нового Курса, так оценил программу Рузвельта: "Новый Курс - это попытка осуществить действующий социализм. Он чрезвычайно близок к политике и планам русского эксперимента". Одновременно он был и восторженным поклонником Муссолини. Многое в рузвельтовском либерализме настораживает. Никто до него не выдвигал себя в Президенты четыре раза: это шло вразрез с демократической традицией, установленной Джорджем Вашингтоном. Только благодаря американской системе разделения власти Рузвельту не удалось выйти за пределы своих законных полномочий. Верховный Суд отменял многие решения Администрации как неконституционные. Когда Рузвельт захотел расширить состав Верховного Суда за счет своих надежных сторонников, Конгресс ему это не позволил. Рузвельт, как никто до него, усилил роль Правительства в стране, но стать диктатором так и не смог. После окончания Второй мировой войны в Португалии прославляли Антониу Салазара, в Испании - Баамонде Франко.
| Мао Цзэдун | Над Китаем после десятилетий гражданской войны и отражения иностранной интервенции возвышалась исполинская фигура Мао Цзэдуна (1883 -1976), который основал Китайскую Народную Республику в 1949 году. Он также был одним из основателей Китайской Коммунистической партии в 1921 году и расценивался, наряду с Карлом Марксом и Владимиром Лениным, как "один из трех великих теоретиков марксистского коммунизма". С начала 1950-х годов Мао являлся председателем Коммунистической партии, главой государства и председателем военной комиссии. Конституция 1982 года запретила все формы культов личности. В течение 80-х годов расхождение с идеями Мао стало настолько велико, что в некоторых районах стали убирать его памятники. Сегодня среди разных поколений и социальных групп нет однозначного отношения к Мао Цзэдуну. Коммунистическая партия сохраняет его в своем пантеоне как одного из "земных богов". Пропаганда не устает повторять его слова. Место Мао в истории страны закреплено в уставе КПК. Многие представители старшего поколения, даже те, кто пострадал в "культурную революцию", продолжают почитать Мао. Соратник вождя и инициатор реформ Дэн Сяопин утверждал, что у Мао 70% хорошего, 30% - плохого. Среди бедного населения, обделенного во время реформ, начал "бродить призрак" Мао. Они отождествляют его правление с отсутствием коррупции, богачей и равенством людей. Культы личностей сохраняются и в наши дни. Еще совсем недавно в Ираке был самый настоящий культ личности Саддама Хусейна. В аэровокзале Багдада на каждой стене можно было видеть портреты Президента страны и председателя Совета революционного командования Саддама Хусейна. На бетонных колонах вокзала краской было написано "С нами Аллах и Президент. Долой Америку!". Памятники Хусейну стояли во всех госучреждениях. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама, связанные с деятельностью того или иного правительственного ведомства. Древний дворец царя Навуходоносора был перестроен: на кирпичах запечатлели имя диктатора. По улицам Багдада невозможно было пройти сто метров, не увидев на заборах, в магазинах, гостиницах, парикмахерских, медресе портрет лидера страны. По телевизору ко времени намаза появлялась картинка мечети с обязательным фото того же Хусейна в уголке. Иракские средства массовой информации представляли Саддама как отца нации, строителя школ и больниц. Несколько лет назад ярко был выражен культ личности Ким Чен Ира в КНДР. Власть он получил от своего отца Ким Ир Сена. Хотя Ким Чен Ир родился в 1941 году в Сибири, официальная пропаганда утверждает, что он родился в партизанском лагере, разбитом на самой высокой вершине Северной Кореи Пэктусан, и в этот момент на небе появились двойная радуга и яркая звезда. Существует легенда о том, что трехлетний Ким Чен Ир воодушевил великий партизанский отряд отца на решающую атаку, причем в одной руке его был пистолет, а другой он держался за гриву коня. Портреты Ким Чен Ира обязательны во всех жилых домах и служебных помещениях, газетные публикации активно цитируют его работы. Имя Ким Чен Ира должно при этом набираться специальным жирным шрифтом, а в школах обучают правильной грамматике при построении фраз, восхваляющих нынешнего и покойного вождя. Он - Герой КНДР, три раза был награжден орденом Ким Ир Сена, имеет в списке наград разнообразные ордена КНДР и зарубежных стран. Ким Чен Ир имеет звание почетного доктора наук нескольких иностранных университетов. Его труды "Об идеях чучхе", "О некоторых вопросах, возникающих при изучении философии чучхе", "О киноискусстве", "О литературе, основанной на принципе чучхе" считаются классическими. Ким Чен Ир считается замечательным композитором, причем шесть опер, авторство которых ему приписывается, были написаны за два года. Он также великий архитектор, создавший план "Башни Чучхе" в Пхеньяне. Элементы культа личности лидера в той или иной степени присутствуют во всех бывших среднеазиатских республиках СССР. Здесь культ главы государства поощряется национальными традициями, которые требуют от его личности значительной сакральности. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов (1940-2006) убедительно показал всему миру, что культ личности не уходит в прошлое. Вся страна заставлена памятниками Ниязову, многие из них сделаны из золота. Грандиозный 63-метровый монумент в Ашхабаде увенчан золотой статуей Ниязова, которая постоянно вращается таким образом, чтобы лик Ниязова был обращен к солнцу. Его именем названы город Туркменбаши (бывший Красноводск), огромное количество улиц, заводов, колхозов, школ.
Президент иногда проявлял скромность и призывал сдерживать чрезмерную страсть восторженных граждан к увековечиванию его имени. Впрочем, он не скрывал, что заслуги его перед туркменским народом велики. В частности, он издал законы, запрещающие зубные протезы из золота, запретил пение под фонограмму, радио в автомобилях, бороды и длинные волосы, ввел в обращение новый календарь, в котором дни недели и месяца получили новые названия, закрыл все сельские больницы, отменил пенсии пожилым, имеющим детей, явился автором идеи построения ледяного дворца в пустыне и многое-многое другое. Он объявил свою книгу "Рухнама" ("Духовность") священной. Утверждается, что каждый, прочитавший эту книгу три раза, попадет в рай. Многосторонние дарования Ниязова отмечены множеством наград. В каждой армейской казарме есть комната "Рухнамы". Ниязов пять раз был назван Героем Туркменистана и награждался медалью "Алтын Ай" ("Золотой полумесяц"). Ниязов - академик Туркменистана, доктор политических и экономических наук. Его заслуги не обошли вниманием и ряд зарубежных академий и университетов. Ниязов награжден золотой медалью Международной академии информатизации при ООН, золотой медалью Всемирной академии медицины имени Альберта Швейцера, премией Международной академии компьютерных наук и систем, премией Шелкового пути. Во время своего визита в США в апреле 1998 года, во время частной встречи с лидерами еврейских организаций Америки в Нью-Йорке, Ниязов вдруг сам, по своей инициативе, упреждая возможные вопросы, заговорил о "культе какой-то личности, насаждаемом в Туркмении". "Вы помните, - делился в узком кругу собеседников Ниязов, - был такой у нас Ильич в Советском Союзе и его культ в течение 70 лет. И где теперь этот Ильич и его культ?! А я всего семь лет Президент. Я же знаю, что будет после моей смерти, памятники мои разрушат, портреты на деньгах уничтожат, но поймите - сегодня моему народу нужны символы, которыми он может гордиться". Ниязов был бессменным лидером Туркмении 21 год.
 | Николае Чаушеску | Примеры культов личности можно приводить до бесконечности. Это и культ Николае Чаушеску в Румынии, и Ясира Арафата в Палестине, и Фиделя Кастро на Кубе....
Духовная модернизация
Можно предположить, что культ личности возникает в кризисные моменты развития различных стран, а затем со временем исчезает, как бы растворяется в прошлом. И совсем не обязательно сопровождается политическими репрессиями. Отголоски социальных культов проявляются и в современном мире в виде эффекта сакрализации власти, т. е. приписывания людям, находящимся у власти, особых мистических свойств. Данный эффект широко используется сегодня в политических технологиях для создания мифов о жизни политических деятелей. Президент Казахстанской психоаналитической ассоциации А.Кудиярова в одном из своих интервью в 2009 году охарактеризовала этот феномен следующим образом: "Видимо, человеческая психика так устроена, что без некоего авторитета - пусть это будет Бог на небе или вождь племени, которым должен поклоняться, возвеличивать, обожествлять, - он просто не может. Всем известно популярное выражение "короля играет свита", то есть само окружение государственного, религиозного или иного деятеля. Если масса, народ не захочет возвеличивать своего вождя, то самому вождю - это было бы не под силу". А разве мы не создаем постоянно разные культы личностей? Культы личности певцов, актеров, футболистов, политиков? Мы восхищаемся и почитаем тех, кто умнее, талантливее, сильнее, лучше, ярче. Дети создают культ личности из своей матери, влюбленные - из любимых. В 1998 году в столичном "Marriott Grand Hotel" прошла презентация глянцевого журнала "Культ личностей". По мнению его редакции, "у нас в стране долго создавали культы и уничтожали Личность. А мы считаем, что Личность достойна культа. Если личность достойная". Только вот, добавим от себя, не ясно, кто будет определять степень "достойности" того или иного лица, с которого следует "делать себя"? Каждый из нас или кто-то за нас? В декабре 2008 года были подведены итоги нашумевшего конкурса "Имя России". Главной "личностью-символом" России тогда оказался благоверный князь Александр Невский. Второе место занял Петр Столыпин, которого, кстати, вышеупомянутый В.В.Шульгин считал основателем "столыпинизма" - русского фашизма и "предтечей Муссолини". Третье место занял Иосиф Сталин. Даже многие из тех, кто раньше выступал против Сталина, теперь говорят о его "неоднозначности". Стало постоянным упоминание этого имени в средствах массовой информации, причем, как правило, в положительном контексте. В сознании большинства россиян стоек стереотип, что величие страны способна обеспечить лишь сильная централизованная власть, что только такая власть сможет устроить дело так, чтобы Россия как государство, как говорил И.Сталин, "стало колоссальным, сколоченным экономически и политически тесно связанным", ибо "это как раз то, что может пугать и держать в страхе врага". По данным социологических опросов (2008 г.), отношение к Сталину претерпело качественные изменения: тогда 42% россиян были уверены, что стране необходим именно такой лидер. Фигура "вождя и учителя" все более мифологизируется: Сталин нравится молодым, ему восстанавливают памятники, его именем пытаются называть улицы. Сталину симпатизируют две трети людей старше 60 лет. На вопросы социологов о роли Сталина в истории страны 36% отвечают: "Какие бы ошибки и пороки ему ни приписывались, самое важное - что под его руководством народ вышел победителем в Великой Отечественной войне". 20% заявляют: "Только жесткий правитель мог поддержать порядок в государстве в условиях острой классовой борьбы и внешней угрозы" и "Сталин - мудрый руководитель, который привел СССР к могуществу и процветанию". Наконец, 16% убеждены: "Наш народ никогда не сможет обойтись без руководителя такого типа, как Сталин, и рано или поздно он придет и наведет порядок". "Тенденция обеления Сталина есть, и эта тенденция опасна", - считает глава российского общества "Мемориал" Арсений Рогинский. Он полагает, что осмысления сталинских репрессий в российском обществе до сих пор не произошло: "Сейчас это для населения как какое-то непонятное несчастье - жили, и вдруг свалилось. У нас в стране нет единой национальной памяти, наша память раздроблена". Известный ученый, публицист и общественный деятель С.М. Кара-Мурза говорит, что в наши дни образ Сталина стал символом былого величия страны. "Пытаясь разместить портреты Сталина на автобусах, - пишет он, - граждане хотят выразить свое отрицание того пути, на который нас толкнули Горбачев с Ельциным". После смерти Шульгина в его записях нашли слова: "Рабство имеет два лица: ужасное и созидательное. Рабы создали пирамиды и грандиозное использование разливов Нила. Рабы, управляемые умными жрецами, есть явление, над которым стоит задуматься. Конечно, выросшее человечество пришло к мысли, что и Свобода способна творить великие дела. Но при одном условии: свободные должны знать силу Согласия. Несогласие разрушает все дела человеческие, в том числе и Свободу. Поэтому и при свободном строе надо сохранить нечто от Рабства. В этом случае оно называется "Дисциплина". Это слово благозвучно и потому легко приемлемо. Свобода немыслима без Дисциплины". На Мировом политическом форуме в Ярославле (сентябрь 2010 г.) Дмитрий Медведев, рассуждая о сущности демократии, отметил: "Демократия - это четкое соблюдение норм и правил. Только это делает демократию эффективной. А посему демократия - это не только свобода, но самоограничение". Д.А. Медведев в своей программной статье "Россия вперед!" отметил, что в России "гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысоки", что "общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием". Он указал на "застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь "всесильное учение", на что угодно, на кого угодно, только не на себя". "Желание "делать себя", достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой". Но как воспитать, используя выражение Дмитрия Медведева, "нового человека"? Что нужно сделать для того, чтобы "молодые люди обладили не только знаниями, но и гражданскими чувствами"? "Мы сырьевая страна, - заметил работавший в то время заместителем руководителя Президентской Администрации В.Ю Сурков, - не только по сути экономики, но и по нашей ментальности. Надо осознать, что если мы не преобразуемся, мы обречены, если не на распад и гибель, то на поражение в конкурентной борьбе и довольно унылое существование". В программном документе партии "Единая Россия" "Россия: сохраним и приумножим!" также говорится, что "судьбы России и мира решаются сегодня". То есть, как ни крути, кризис назрел, и оттого насколько быстро мы сориентируемся, перестроимся, зависит наше будущее. Однако "нашей работе будут мешать". Кто? "Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих "предпринимателей". "Мы будем действовать, - призывал несколько лет назад Дмитрий Медведев, - Действовать прямо сейчас". Но в стране нет слоя, который был бы носителем "модернизационных ценностей". Где выход? Что делать? Тем более что "одними посадками" проблему не решить. В некогда нашумевшем сочинении "Проект Россия. Выбор пути", авторы которого пожелали остаться неназванными, современное российское общество сравнивается с бегущей группой, "в которой один "лось", другой "бегемот", третий "филин", четвертый - порождение эпохи демократии, - когда все скрещивались с тем, кто рядом пробегал, и в итоге получилось нечто странное, но свободное от ориентиров". А ведь только сообщество единомышленников, у которых одна на всех цель, и которым "нужна одна победа", не нуждается в чьем-либо понукании и окрике. Человечность, интеллигентность, доброта, взаимопомощь и взаимовыручка - те "духовные скрепы", к котором в своем Послании к Федеральному собранию обратился Владимир Путин, - к сожалению нынче не в почете. Нетерпимость, жестокость, несдержанность, наплевательское отношение друг к другу стало обыденностью. А не является ли показателем, что общество больно, факт того, что современные маньяки-убийцы по результатам психологической экспертизы, как правило, признаются вменяемыми? Средства массовой информации и повседневная жизнь учат, что добиваются результатов только наглые, корыстные, двуличные наши собратья. "Взять от жизни все", схватить, урвать, обмануть, оттолкнуть другого, добиться максимума материальных благ, и при этом минимально напрягаясь, - становится всеобщей "национальной идеей". В людях остается все меньше человеческого, первичные первобытные примитивные потребности вытесняют стремления высшего порядка. А подрастающее поколение с молоком матери впитывает нравы современного общества. Выход, на наш взгляд, заключается в необходимости всесторонней модернизации человеческой личности-- духовной, душевной, интеллектуальной. Иначе ничего не получится. Благие намерения и призывы пройдут сквозь уши, не затронув ни ума, ни сердца, и утонут в песке равнодушия. Но могут ли сегодня это сделать нынешние "семья и школа"? Воспитывать человека с модернизационным сознанием могут только люди, уже имеющие таковое. Но где их взять? Ведь мы, и родители, и учителя, являемся носителями традиционного, "сырьевого", сознания? Выход: каждому начать с себя и устроить революцию своего мировоззрения, своих привычек, отказаться от вредных пристрастий и приобрести полезные навыки. Мы должны перестать быть "крысами". "Крыса, которую приучили жрать своих братьев и сестер, до конца дней останется таковой. У нее сформировалась новая природа. Мы же не крысы; мы - люди, которых попросту обманули. Но, сознавая обман, мы можем вернуться в человеческое состояние. В одиночку трудно, но вместе - очень даже возможно. Когда все вместе, когда чувствуешь плечо друга, - падать некуда" ("Проект Россия. Выбор пути"). А касаясь культа личности, скажу: я - за культ личности. За культ личности каждого человека. Если каждый из нас, молодых и не очень, богатых и нет, здоровых и болящих, в общем, таких разных и неповторимых, будет относиться к каждому другому "Я" как к наивысшему авторитету, как к главной ценности бытия, изменится и мир и мы сами. Конечно же, это утопия, недостижимая цель, к которой, однако, нужно стремиться и всегда иметь перед собой в качестве путеводной звезды, ориентира, который не даст затеряться в лабиринтах обыденности.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|