За бдительность, смелые и решительные действия, предотвратившие возможные тяжелые последствия на железной дороге, начальник ЮВЖД Анатолий Володько наградил сельского учителя Александра Бобкова и его бывшего ученика, бригадира путейцев Евгения Неумывакина именными часами
Пассажирский скорый поезд N104 летел сырой осенней ночью, набирая скорость перед подъемом на 673-м километре перегона Лиски – Пухово. На выходе состава из кривой мощный луч прожектора электровоза выхватил фигурку человека в оранжевом жилете, бегущего навстречу поезду и подающего фонарем сигнал остановки. Экстренное торможение, отчаянный визг металла: но остановка произошла менее чем за километр до беды.
Тот последний день осени для молодого путейского бригадира Евгения Неумывакина заканчивался привычно: вернулся домой с перегона, где работала его бригада, переоделся, умылся, поужинал. Раздавшийся телефонный звонок никаких тревожных предчувствий не вызвал. Но то, что Евгений услышал, заставило парня моментально одеться, схватить фонарь и броситься ко второму пикету 673-го километра.
Позвонивший, школьный учитель Евгения Александр Митрофанович Бобков, сообщил: «Женя, там что-то неладно - снопы искр от прошедшего поезда на землю сыплются».
Прибежав на место, Евгений посветил фонарем на контактные провода, но плотная тьма прятала затаившуюся опасность. Ее помог обнаружить очередной состав, проследовавший по перегону. Вслед за глухим ударом успели заметить в ослепительной вспышке неестественно провисший над вторым путем контактный провод (его напряжение - 25 тысяч вольт!). Евгений тотчас сообщил об этом по мобильному телефону главному инженеру Лискинской дистанции пути Николаю Шварову и начальнику участка Вячеславу Блинову. Пока те созванивались с постом отправления поездов и с электроснабженцами, Евгений бросился в сторону ожидаемого поезда, подавая фонарем знаки остановки.
Начальник ЮВЖД Анатолий Володько, узнав имя сельского учителя, не прошедшего равнодушно мимо опасности, своим приказом отметил его именными часами, как и бригадира Евгения Неумывакина.
Первоклассный во всех смыслах учитель Александр Бобков
и молодой бригадир Евгений Неумывакин с заслуженными наградами.
Фото Николая Кардашова
В придонское село Лиски, где Александр Бобков на ниве просвещения трудится четвертый десяток лет, мы едем к нему со специалистом районного Отдела образования Натальей Кривцовой.
- А знаете, что наш Александр Митрофанович - единственный в районе, да, наверное, и в Воронежской области, мужчина-учитель начальных классов? - спрашивает Наталья Петровна. - А дети как к нему тянутся! Со школьной линейки 1 сентября он не смог даже унести все цветы, подаренные ему первоклашками, выпускниками, родителями. И Александр Митрофанович наш за свою жизнь четыре раза людей от верной гибели спасал. Он вряд ли вам об этом расскажет, но вы попробуйте разговорить его жену - тоже нашу учительницу.
"Разговорить" Людмилу Сергеевну Бобкову удается с трудом: рассказывает - будто извиняясь за необыкновенность своей "половинки".
Так вот, оказывается, еще мальчишкой, играя на льду речки, Саша тонущего в полынье ровесника спас. Растерялась тогда ребятня, бросилась врассыпную от проруби. Не сдрейфил лишь один. Лег Саша на лед, подполз к проруби и за воротник пацана вытащил.
Потом, старшеклассником, проснулся Александр в пришкольном интернате от удушающей гари: занялись огнем валенки детворы, поставленные нянечками сушиться у раскаленной "буржуйки". Десятерых одноклассников успел тогда вывести подросток. Босиком на снег, но - живыми!
Начинающим учителем увидел Александр плачущую во дворе школы техничку: потерялся трехлетний сынишка, нигде найти не может. Учитель тоже стал искать. В одной из ям, пробуренных связистами под столбы у школьного двора, заметил торчащие детские пятки. Нырнул несмышленыш в ту яму головой вниз, да ручонки по швам - и выбраться не может. Уже и не шевелился, когда вытащил его осторожно учитель, сделал искусственное дыхание - и вернул к жизни.
И совсем уж недавний случай.
Среди тишины урока услышал Александр Митрофанович испуганный крик учительницы из соседнего класса. Метнулся на зов - и сам с остолбеневшим классом опешил: стоит у парты подросток и на глазах синевой покрывается. И в глазенках - ужас. Шарик стеклянный нечаянно проглотил, он дыхание и перекрыл.
Схватил учитель паренька, вниз головой тряхнул и - кулаком под грудь. Непедагогично вроде, зато верно: шарик злополучный по полу покатился, а ребенок, спасенный таким образом, розоветь стал.
О случае на 673-м километре вспоминает учитель тоже с интеллигентными извинительными нотками в голосе.
- Дом наш, - рассказывает, - в ста метрах от "железки" стоит. Вышел я в тот вечер старенькую свою машину запереть. А в это время электричка "Лиски-Евдаково" шла. Слышу: непривычный звук удара, будто палкой кто по пустому ведру громыхнул. Меня это насторожило. А вслед за электричкой грузовой поезд пошел, а за ним - шлейф пламени метров на сто. В свете вспышки заметил металлическую штангу, которая должна неподвижно висеть, а тут - качается на проводах.
Сначала, было, кинулся остановить подходившие поезда, да сообразил: там же кривая, успеет ли машинист на скорости заметить меня и вовремя остановиться? А звонить - кому? В МЧС? Это когда они приедут! И тут про Женю вспомнил Неумывакина - часто встречаю ученика своего в оранжевом жилете железнодорожника. Дозвонился быстро, и Женя среагировал моментально, попросил меня близко к проводу не подходить, а сам побежал пассажирский останавливать. Ну, а остальное вы знаете…
А про меня что ж писать-то: ничего я такого не сделал. Просто всем нам нужно быть внимательными - к событиям, к людям. То, что я "динозавр" среди мужиков-учителей начальных классов - это прискорбно. Мужское начало, считаю, в школе нынешней ой как нужно.
Уезжаю со встречи со своим героем с радостью, что есть он такой, учитель-мужчина, хоть один в Лискинском районе. И с грустинкой. За то, что именные часы от начальника дороги - первая награда Александра Бобкова высокой пробы. За 40 лет его нелегкого труда на ниве просвещения.
Уже готов был этот рассказ о двух спасителях - учителе Бобкове и ученике Неумывакине, как в дело, скажем так, вмешался Неумывакин-старший - отец Евгения. Тем, что сделал ранним воскресным январским утром, когда многие пассажиры поезда N328 "Харьков -Нижний Тагил" еще спали.
- До конца смены оставалось двадцать минут, - рассказывает сам Сергей Петрович, - и в последнем своем составе той ночной смены я проводил осмотр тормозного оборудования и проверку исправности его действия. Осмотрел левую сторону состава - ничего подозрительного. А справа вдруг замечаю: в предпоследнем с хвоста поезда вагоне колодка как-то неестественно, неправильно к колесу прилегает.
Присмотрелся внимательнее. Вижу: под ней - наплыв металла, а на поверхности качения колеса вагона - кольцевая выработка шириной 25 и глубиной 9 миллиметров. Немедленно доложил своему мастеру Сергею Владимировичу Дыбову, тот - по инстанции. Немедленно отцепили вагон, пассажиров переселили в резервный. Так вот закончилась моя смена...
- А тому вагону, - добавляет от себя Сергей Дыбов, - предстояло еще 600 километров до полного осмотра в Пензе идти. Но с таким дефектом колеса он мог бы на первой же стрелке или на перегоне с рельсов сойти. А в нем 43 - пассажира, да в соседнем, хвостовом, - 50 человек, да проводники. В общем, наш Сергей Петрович человек сто от беды уберег.
- Смену сдал, вроде все ничего, - продолжает бдительный осмотрщик.- А домой приехал - уснуть не могу. Поехали с женой внучку проведать, а меня всего трясет за рулем, как только представлю, что могло бы быть с пассажирами, пройди я мимо того злополучного колеса. И очень рад, что все они благополучно доехали...
Согласитесь, мало сейчас таких людей, которым даже представление о возможной чужой беде не дает покоя.
Сергей Неумывакин. Фото Николая Кардашова
Начальник ЮВЖД Анатолий Володько, ставя в пример бдительность Сергея Неумывакина, в своей телеграмме начальникам дирекций и служб подчеркнул: "Отмечаю, что это произошло за несколько минут до окончания ночной смены, когда человек, безусловно, устал, и свидетельствует о высочайшей ответственности работника, его нацеленности на обеспечение безопасности. Мною принято решение о награждении Сергея Петровича знаком "За заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой" первой степени".
Вот такая история про хороших людей и с хорошим финалом.
Николай Кардашов
город Лиски, Воронежская область
Источник: газета "Воронежская неделя" N 8 (2097), 20.02.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013