Профессия человека в мантии накладывает на него самоограничения. Все ли их выдерживают?
15 февраля на совещании судей Воронежской области подводились итоги работы в 2012 году. Пришел поздравить их с успешным окончанием года и губернатор Алексей Гордеев.
В кратком выступлении губернатор сказал, что судейская система нашего региона занимает ведущие позиции в стране. У Правительства Воронежской области с руководителями судебной власти сложилось хорошее взаимопонимание, которое позволяет решать возникающие вопросы.
Алексей Васильевич отметил три проблемы, вызывающие общественный резонанс, в решении которых судебная власть должна сказать свое слово.
Первая из них – проблема обманутых дольщиков, которые доверили свои сбережения недобросовестным застройщикам. Другая острая ситуация связана с невостребованными земельными долями, из-за которых разгораются споры между несколькими заявителями. Третья проблема возникает, когда в банках по вынесенным судебным приказам обналичиваются десятки и сотни миллионов рублей.
Губернатор попросил судей быть особо внимательными при рассмотрении таких дел.
С докладом об итогах работы судов общей юрисдикции выступил председатель областного суда Виталий Богомолов. Он не стал озвучивать десятки цифр, характеризующих работу сообщества за прошедший год, а проанализировал некоторые направления деятельности, особое внимание уделив при этом соблюдению морально-нравственных требований.
В 2012 году федеральные, мировые суды и кассационная инстанция, например, рассмотрели уголовных дел меньше, чем в 2011 году, но остаток дел на 1 января 2013 года превысил уровень годовой давности. То есть, нагрузка уменьшилась, а работать стали с меньшей отдачей. «Почему?» - задал риторический вопрос докладчик.
Другой штрих. Возросло число дел, рассматриваемых более одного года.
Безусловно, преступления бывают разные, и иные многоэпизодные дела, да еще с участием присяжных, рассматриваются и по два года. Но это не может служить оправданием, поскольку сроки рассмотрения большинства дел зависят все же от усердия судей.
Кстати сказать, бывая на процессах, не можешь иной раз понять, почему следующее заседание, не называя причин, судья назначает не через 3-4 дня, а через 3-4 недели?
Два года назад на таком же годовом совещании, когда число заволокиченных дел стало достигать немалой величины, Виталий Петрович предупредил федеральных судей, что создаст комиссию, которая проверит сейфы, где хранятся дела. У кого из судей обнаружатся документы, лежащие значительно больше срока, тот рискует получить серьезное дисциплинарное взыскание. Предупреждение подействовало, и в течение года многие завалы были ликвидированы. Тем не менее, председатель облсуда продолжает держать ситуацию под контролем.
Весьма жестко отреагировал докладчик на проблему, которую затронул в выступлении губернатор.
Судьи имеют право подписать судебный приказ, допускающий обналичивание в банке платежных документов на 50 тысяч рублей. Однако многие из них дают разрешение на получение не только десятков миллионов, но даже сотен. "Кто поручится, что эти деньги не пойдут среднеазиатской наркомафии или кавказским боевикам на покупку оружия? Разве можно не учитывать это при сложностях нынешней политической и экономической обстановки?" - с возмущением спросил Виталий Богомолов.
Есть повод задуматься. В том числе и о том, почему ежегодно на имя руководителя областного суда и в квалификационную коллегию поступают сотни жалоб на действия судей: в 2011 году их было 546, в прошлом - 500.
Конечно, немало посланий приходит не по адресу: зачастую их авторы протестуют против вынесенных решений или приговоров, то есть письма должны быть вообще-то адресованы кассационным инстанциям. Но ведь многие сигналы действительно рассказывают о непозволительном поведении тех, кто облечен высокими государственными полномочиями.
Как, например, оценивать поведение судьи, который, сидя за рулем престижной иномарки, нарушает скоростной режим в городской черте, пересекает две сплошные линии, а остановившего его госавтоинспектора начинает пугать своей высокой должностью?
Как оценивать поведение другого служителя Фемиды, который после активного "злоупотребления", не может вспомнить, кто он есть и где находится?
К сожалению, некоторые судьи, особенно - в сельских районах, забывают, что каждый их шаг оценивается под микроскопом общественного мнения. В небольшом райцентре невозможно скрыть любые их пристрастия. Вот женщина-судья с большим стажем работы рассматривает дело, в котором в качестве истца выступает ее хорошая знакомая. Решение выносится в ее пользу, хотя даже у не посвященного в тайны судебного разбирательства возникают вопросы о справедливости этого вердикта. Тем более возникают они у проигравшего ответчика, который от дома к дому ходит с рассказами о крепкой дружбе судьи и истицы, и "судейском произволе". Кому такие разговоры на пользу?
Председатель суда заявляет, что коллега не доложила ему о дружеских отношениях с истицей, и поэтому он ничего не знал об этой ситуации. Плохо ведь, что не доложила.
Завершая тему, Виталий Богомолов сказал очень точные слова:
- Наша профессия накладывает на нас определенные самоограничения. Если кто не может их вынести, надо прощаться с этой работой.
Каждый из нынешних юристов изучал в вузе постулаты древних. Хорошо бы воронежским судьям не забывать один из них: "Жена Цезаря - вне подозрений". В том смысле, что символ судебной власти, Фемида, во всех случаях жизни должна быть вне подозрений.
Борис Ваулин
Источник: газета "Коммуна" N 24 (26046), 19.02.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013