|
Фото Михаила Вязового |
Память | За что сражаются сегодня ветераны-интернационалисты
Полковник в отставке Владимир Михайленко вот уже семнадцать лет бессменно руководит Воронежским региональным отделением общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» (РСВА). Среди "афганцев" он уважаемый человек. Во многом потому, что Михайленко свой среди тех, кто выполнял интернациональный долг в ДРА.
С июня 1984 по август 1986 года он служил советником начальника политотдела гарнизона Шиндант. При этом летал на штурмовиках Су-7УМК, Су-7БМК, Су-7БКЛ из состава 322-го смешанного авиаполка афганских ВВС. Награжден орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, "За храбрость" (афганский), Дружбы народов. Одним словом – это боевой офицер, который после окончания службы смело вступил в борьбу за права "афганцев". Вот только теперь - на общественном фронте.
- С чиновниками воевать оказалось куда труднее, - грустно говорит Владимир Михайленко, с которым встретился наш корреспондент в преддверии Дня памяти россиян, исполнявших свой военный долг за пределами Отечества. - Ни один порог обобьешь, пока докажешь, что человек выполнял интернациональный долг и заслуживает льгот.
- Владимир Григорьевич, почему так происходит? Ведь прошло уже 24 года, как советские войска выведены из Афганистана, а вы, общественники, продолжаете вести незримый бой за достойную жизнь.
- Государство, мягко говоря, обошлось слишком жестоко с вернувшимися с той войны ребятами. Дома "афганцев" чаще всего встречали словами: "Я вас туда не посылал". В один миг крикливые злопыхатели превратили их в неудачников, проигравших войну в Афганистане. А они считали, что честно выполнили свой воинский и интернациональный долг, и ждали хотя бы уважения, внимания к себе.
К сожалению, в силу многих причин большинство функций по социальной и юридической защите прав и интересов инвалидов, участников боевых действий в Афганистане, а также членов их семей пришлось взять общественным организациям. Впрочем, не только тех, кто служил в Афганистане. На сегодняшний день организация объединяет, помимо "афганцев" и "чеченцев," и других участников локальных конфликтов. Будь это Камбоджа, Вьетнам или Ангола, мы не проводим между ними различия. Все они выполняли интернациональный долг и достойны внимания со стороны государства.
- Но общественники не всесильны. Как ни крути, но вы работаете на добровольных началах.
- Все это так. Мы можем сколько угодно тормошить общественность, ходить по судам, ставить острые вопросы перед исполнительной и законодательной властью, но многое зависит от позиции государства, которое не сочло нужным социально защитить людей, их семьи.
С той войны десятки тысяч вернулись домой инвалидами, а сколько умерло потом от ран и увечий уже на "гражданке", так и не получив положенных льгот. К 20-летию вывода войск из Афганистана мы переиздали книгу памяти "Прощай, шурави". Кстати, ее автор и составитель Виктор Руденко - ваш главный редактор. В ДРА Виктор служил сапером.
Так вот, тогда мы столкнулись с такой страшной статистикой: из 5200 воронежцев, проходивших службу в Афганистане, к 2008 году умерло более 500 человек. Получается, что за 20 лет после вывода войск из Афганистана, ушел из жизни каждый десятый! И виной тому уже, по большому счету, не Афган.
Причины такой высокой смертности лежат на поверхности: вернувшиеся с войны ребята не прошли в свое время психологической реабилитации; не получили тогда и не получают сейчас квалифицированной медицинской помощи. Льготы, которые были предусмотрены еще в советские времена, после монетизации утеряли смысл. Люди остались один на один со своими проблемами. 24 года прошло, но до сих пор не решена одна из застаревших проблем - это обеспечение жильем ветеранов и семей погибших военнослужащих. У нас есть люди, которые стоят в очереди на получение жилья с 1983 года.
Председатель правления Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич в прошлом году встречался с Владимиром Путиным и ставил этот вопрос перед ним, но государство не спешит отдавать долги участникам боевых действий в местах локальных конфликтов, а также членам их семей.
Эта тема для нас тоже номер один. Стараемся решить ее хотя бы на местном уровне, коль нет государственной программы.
В преддверии 23-й годовщины вывода войск из Афганистана члены правления встречались с губернатором Алексеем Гордеевым. Просили оказать помощь не только с жильем, но и с лекарственным обеспечением, а также с введением в строй специализированного центра для тех, кто прошел "горячие точки", локальные конфликты.
Губернатор взял на контроль все обозначенные нами вопросы и пообещал оказать поддержку в их решении.
- Как сегодня обстоит дело с созданием Воронежского реабилитационного центра?
- Нам выделили помещение около 700 квадратных метров по улице Хользунова, 118. Средства на создание Центра приходили из самых разных источников - и из областного бюджета по линии департамента труда и социального развития, от головной организации инвалидов войны в Афганистане, из местного бюджета, от депутатов, спонсоров. Сделан капитальный ремонт, закуплена мебель, оборудование. Полностью не решены еще вопросы по медицинской части. Не хватает специалистов. Центр необходим.
Его работа не столько медицинская, сколько психологическая. У многих ветеранов контузии, ранения, следовательно, стрессы. Поэтому им нужны физиотерапевтические процедуры.
Наш Центр создается для всех категорий - и ветеранов, и инвалидов, и семей погибших. Надеемся, что к лету мы его все же откроем.
- Владимир Григорьевич, проясните ситуацию вокруг памятника "афганцам"?
- К великому стыду, после того как утвердили проект памятника, вновь все застопорилось. Напомню, что идея строительства мемориала для увековечения памяти солдат и офицеров, погибших в Афганистане и других "горячих точках", возникла почти двадцать лет назад. В 2010 году Управлением культуры Администрации города Воронежа совместно с ветеранскими организациями был объявлен конкурс на лучший проект памятника, посвященного доблести и славе воинов, погибших в локальных конфликтах. В нем приняли участие пять авторских коллективов. Лучшим был назван проект, подготовленный скульптором Алексеем Дикуновым и архитектором Романом Пупавцевым. За него проголосовали члены комиссии, с ними согласились члены семей погибших.
В качестве прототипа для памятника был взят образ 26-летнего капитана Юрия Васильевича Лукьянчикова, начальника разведки 191-го отдельного мотострелкового полка. Лукьянчиков был награжден тремя орденами Красной Звезды (одним посмертно), медалью "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа", похоронен в Воронеже на Юго-Западном кладбище.
Членами комиссии было определено место установки монумента - в сквере у Коминтерновского кладбища, где находится храм в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших", обратились к воронежцам с просьбой принять посильное участие в сборе средств на строительство мемориала.
Прошел 2012 год - и мы в том же перманентном состоянии. Но мы продолжаем действовать. Подготовлено письмо на имя губернатора Алексея Гордеева с просьбой помочь к 25-й годовщине вывода войск из Афганистана все же установить памятник. У нас почти в каждом районе есть мемориалы, закладные камни, а в Воронеже - никак. Стыдно перед "афганцами", матерями, чьи сыновья не вернулись с той войны, на которой советский народ потерял 16 тысяч человек.
Беседовал Валерий Казанов
Источник: газета "Коммуна" N 22 (26044), 15.02.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013