 |
13.02.13
Наследие. Служитель муз
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Анатолий Манушин
10 февраля в России – День памяти А.С.Пушкина. В этот день во многих городах России почитатели поэта собираются у его памятников, чтобы поклониться великому поэту. И в Воронеже традиционно к памятнику Пушкину в 2 часа 45 минут приходят пушкинолюбы, поэты, члены литературного кружка «Встречи с Пушкиным». В нашем городе Александра Сергеевича помнят и любят. В Воронеже имя Пушкина присвоено школе, библиотеке, улице. Поэт уже при жизни стал знаменем русской культуры, как Данте - итальянской, Шекспир - английской, Сервантес - испанской, Гете - немецкой. Пушкин в выразительной форме воплотил достижения мировой поэзии. Достаточно вспомнить стихотворения: "К Овидию", "Подражание Корану", "Из Гафиза", "Из Анакреона", "Подражание арабскому", "Песни западных славян"; гениальные по проникновению в самую суть художественных произведений - "Сцены из Фауста", "Каменный гость" - это же символы наивысших вершин мировой литературы! Он создавал поэзию высокого духа. Александр Сергеевич воспел идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви - возвышенный женский идеал ("Я помню чудное мгновенье...", "Мадонна".). Всего тремя словами "...печаль моя светла" - создал возвышенный идеал самой печали. Для меня, человека изучающего творчество и жизнь любимого поэта, Пушкин прежде всего лирик. В его творчестве соотношение лирической поэзии и эпических жанров менялось, но именно лирика, на мой взгляд, наиболее яркое и глубокое выражение пушкинского гения. Шедевры пушкинской лирики - глубокий и сложный сплав - в нем все значимо: ритм, интонация, каждый образ, слово. Во многих стихотворениях есть ключевые слова: свобода, дружба, любовь, жизнь и смерть, покой и буря, поэт и толпа, зима, осень - в каждом слове, в их звучании и смысле поэт находил тончайшие оттенки и краски. Эти слова - эхо его идей и настроений. Александр Пушкин открыл возвышенное значение памяти и воспоминаний. Его поэзия наполнена высокими воспоминаниями детства, молодости. Воспоминания поэта сливаются с памятью русской истории. У Пушкина много произведений, посвященных русскому прошлому - драматических, эпических, лирических - в стихах и в прозе. Поэт создал в своих произведениях живые человеческие образы русской истории: Бориса Годунова, Петра Великого, Степана Разина, Пугачева... Именно Пушкин дал основное направление русскому роману XIX века - "усадебному роману", которое с блеском продолжили последователи поэта. Пушкин не имеет двух биографий - обычной, житейской и писательской. Его жизнь и творчество сливались в одно целое и часто факты жизни становились у поэта фактами творчества, а поэзия в свою очередь определяла его судьбу. Современники Александра Сергеевича по-разному относились к поэту. Большинство людей, окружавших его, считали Пушкина позером, выскочкой, честолюбцем, и лишь немногие, понимающие мотивы его поступков, смену настроения поэта, понимали и оправдывали поэта в его действиях. Это извечное несоответствие представления о поэтической личности и самой личности (не только по отношению к Пушкину) ее сущности и природе проявлений - несоответствие, ведущее к непониманию, к противоречию, к противостоянию: поэта и времени, поэта и власти, поэта и общества. Сам Пушкин понимал свое значение и место в русской литературе, в общественной жизни. Свою избранность поэт понимал как дар, оплачиваемый только одним долгом - служением красоте и отечеству. Иногда задают вопрос, как величие Пушкина согласуется с тем, что порой он сам был "ничтожен" среди ничтожных. Александр Сергеевич сам это признавал в стихотворении "Поэт": "...и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он". Но это не значит, что поэт "такой же, как все". Известно, что в собственной жизни поэт не всегда был возвышен, но на этом не следует зацикливаться - на чистом мраморе не растут цветы. Александр Сергеевич был на редкость терпим и демократичен. Поэт в какой-то мере и должен быть "ничтожен" в жизни, чтобы его поэзия приобрела подлинное обаяние возвышенности самой жизни. А "обыкновенность" Пушкина - человека среди обыденности других людей - другое, таинственное и прекрасное. Поэзия Пушкина для многих - это родник с чистой живой водой, который никогда не иссякнет и кто зачерпнет полной чашей, утолив жажду, быстро оживет, пополнится силой и благодатью. Читатель испытает радость, преображение, возвышение: чудо музы Пушкина в тончайшем и легчайшем узоре чувств - в "звуках сладких и молитвах". И какое же у чуткого читателя томительное блаженство возникает после стихов поэта, какое торжество души! ...Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит. И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит
Источник: газета "Воронежская неделя" N 7 (2096), 13.02.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|