Валентина Сумина,
член Союза художников России
А ведь если по-честному, жаль, что мы сейчас живем и строим без песен. Наверное, потому строится плохо и живется уныло. Представим далекие семидесятые. Из радио несется голос Бернеса – «Вот уж окна зажглись, я шагаю с работы усталый…» По вечерним иркутским улицам шагает действительно усталый и смышленый бригадир авиационного завода Владимир Шипунов. И вдруг, на тебе, бренчит гитара, кто-то поет особенным "нашенским" голосом задиристо и хлестко. Владимир подходит ближе - на балконе (как в Испании) он, Высоцкий, восходящая звезда России, приехал к другу-писателю Леониду Мончинскому.
Внизу, как водится, восторженные поклонники. Бригадир, не лишенный чувства прекрасного, влился в толпу поклонников.
Как оказалось - навсегда!
В 2007 году в музее Высоцкого на Таганке исключительно из-за любви (не преследуя коммерческих целей, это не в его правилах) художник Владимир Шипунов провел успешную выставку своих работ, посвященных барду, поэту, актеру. Там были представлены портреты Владимира Высоцкого и, конечно, Иркутск и Байкал.
Для Владимира Семеновича Иркутск и Байкал, которые разделяет всего 70 км, - эпизод. Для Владимира Дмитриевича - это работа, творчество, судьба, малая родина. Отец - лесник, мать воспитывала детей. Четверо старших братьев сложили головы в Великую Отечественную, живым выпала доля строить и жить. Трудились честно, на совесть. Все понимали - надо!
Владимир Шипунов. Рисунок Валентины Суминой
Владимир Шипунов, окончивший авиационный техникум, знал толк в своем деле - благодаря его работе самолеты приобретали безошибочное чутье попадать в цель. В 30 лет его наградили медалью "За трудовое отличие". Но в его лице мирно сосуществовали специалист авиазавода и художник. В 1968 году за успешное участие в региональной выставке "Молодость, творчество, современность" ему вручили диплом лауреата.
Так и хочется сказать - талантлив русский человек! Потому в 1990 году коллеги-художники приняли его в свой Союз.
Родной город Иркутск! Город ссыльных и заключенных, но и город культуры. Его изменчивое лицо многократно и успешно изображала акварельная кисть в руках художника Шипунова. Иркутск сроднился с именами декабристов. И вот перед нами музей Трубецкого. И сам дом построил ссыльный князь и герой войны 1812 года Сергей Петрович Трубецкой.
Конечно, почти о каждом художнике можно сказать привычное - творчество его неровно (не все - нетленка!). Так можно сказать и о художнике Шипунове. Его пейзажи и натюрморты смотрятся более завершенными, удачными по сравнению с портретами. Недаром же художники делились на маринистов, баталистов, анималистов и т.д.
Но разве можно его упрекнуть в том, что он полюбил творчество Высоцкого и его самого, сложного, с неправильностями и шероховатостями? Настолько, что захотел его изобразить вопреки своим возможностям.
Но вот Иркутск! Можно сказать, что художник сложил о нем много песен-картин.
И все они - звучат.
Он пишет город утром и вечером, осенью, весной, в дождях, в первом снегу. Пишет площади, окраины, храмы, домишки-старожилы. Пишет древний лик города - "Старая каланча", "Осенняя слякоть", "Окраина", "Старый маяк", церковь Богоявления, Крестовоздвиженья и то, что сработано руками его современников - "Усть-Илимская ГЭС", "Братск", "Весна на БАМе".
Его ударная серия удивительно органичная, лишенная внешних эффектов и красивостей, как настоящий воин отличается от опереточного. Это - "Окраина Иркутска", "Иркутск. Зимнее утро", "Вечер в затоне", "Закат в Иркутске", "Дождливый день". Приглушенный серебристо-серый колорит, влажный воздух (и немудрено - рядом и Байкал, и Ангара), и ощущение зыбкого времени, его пульса.
Многие из коллег художника выделят домик-портрет, в два этажа, с обязательными деревянными украшениями, так узнаваемыми и радостными русскому человеку, с неизменной бушующей сиренью под окнами ("Домик на углу").
Как не остановиться перед работой "Смутное время". Время Ельцинского правления, когда его необдуманные приказы-указы разрывали страну, превращали в огромную толпу обиженных, обворованных граждан. Именно они гневной рекой движутся по улицам и площадям Иркутска. И это - печальное наше! А теперь - Байкал-озеро. Самое глубокое, самое пресноводное, самое большое. О нем писали, пели, его рисовали и будут рисовать, фотографировать. (Спасибо фотомастеру Олегу Борисенко - многие воронежцы увидели и полюбили "Славное море священный Байкал").
У художника Шипунова другие задачи и другие изобразительные средства. Вот могучий великан-Байкал во власти ураганного ветра, ломающего корабли, лодки: его называют "Сарма". А вот бухта Ая, здесь корабли отсиживаются при непогоде, "Байкал при луне", "Порт "Байкал" вечером", "Перед штормом". Наверное, Байкал - феномен, каждому дарит частицу своей доисторической тайны, а всю ее никому и никогда не постигнуть. И, может быть, это справедливо.
Велика и неожиданна Сибирь. Кто-то в ней начинает, кто-то заканчивает свой земной путь.
Писал Владимир Дмитриевич и речку Ушаковку.
Наверное, много таких в России, но печально знаменита она тем, что в ней нашел свою могилу достойный сын Отечества Александр Васильевич Колчак. Из школьных учебников мы знали - такой-сякой-немазаный. Прошли годы, и теперь мы читаем и слышим: Колчак - ученый, патриот, герой Порт-Артура, океанограф, почетный член Американской и Британской академий наук. Ну что с ним делать большевикам-ленинцам? Уничтожить! Ему сначала всадили несколько пуль, а потом пустили под лед. Академики не нужны. Мы же "старый мир разрушим до основания..." Старики-старожилы утверждали, перед концом он пропел свое "завещание" - лебединую песню "Гори, гори, моя звезда", так любимую всеми нами.
Пересеклись пути-дороги у художника и с Валентином Распутиным. У мэтра литературы висит работа Владимира Дмитриевича - "Церковь Крестовоздвиженья".
По-разному рождаются работы.
Идет он однажды по улице, ежась от холода, и видит, сидит на скамейке пожилая спокойно-печальная женщина, не пряча рук от мороза. Мать она ему напомнила, и он... предложил ей свои рукавицы. Разговорились и уговорились - порисовать уже в мастерской.
Так родилась "Одинокая", а в прошлом - замглавврача противочумной станции Иркутска, останавливающая внимание посетителей.
А еще художник любит цветы. И на выставке их много. Вроде бы женская тема - лютики-цветочки. Но Шипунов смог превратить белые гладиолусы в гимн-приношение брату по духу Владимиру Семеновичу ("Цветы Высоцкому"). Красные - в ликующий пурпур "Победы", букет пионов "Нежность" источал ощутимый аромат, так возвышенно-нематериальны лепестки цветов, простодушно-доверчивый "Цикломен на окне" дарит радость и улыбку, дружное множество флоксов напоминает о радости единства и общности.
Что может быть недолговечнее цветов, но вот их сияние, аромат, цвет, изощренно-изобретательные формы запоминаются на всю жизнь. Изображая цветы, художник не копирует видимое, он ищет глубинный смысл, заложенный Творцом.
Алексей Смирнов. Рисунок Валентины Суминой
Есть высшее мужество для художника - быть тихим, не стараться понравиться любой ценой, а заботиться об одном и главном - высказать понятную правду и искать ее в своих трудах и размышлениях всю жизнь. И это... все о нем, о художнике Шипунове.
Иван Чухнов. Рисунок Валентины Суминой
Выставку Владимира Шипунова, посвященную 75-летию Владимира Высоцкого, тепло, по-родственному благословил Иван Петрович Чухнов, дружески напутствовал председатель Воронежского союза художников Алексей Смирнов, почтительно высказались Александр Золотых, Дмитрий Савинков, Александр Лавров, присутствовали и самые юные художники - учащиеся ДХШ Центрального района города Воронежа.
P.S. В детстве художник не был задирой, но очень нервно реагировал на дразнилку "Шипун". Приходилось отстаивать честь кулаками. Драки прекратились после отцовского разъяснения. Шипун - это лебедь! Вот и приплыл этот лебедь из Иркутска в Воронеж. С тех пор прошло шестнадцать лет и две персональные выставки..
Источник: газета "Воронежская неделя" N 7 (2096), 13.02.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013