В Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского развернуты выставки, знакомящие с творчеством воронежских художников Бориса Каткова и Александра Курзанова
Первая из названных оказалась наиболее представительной. На двух этажах музейного выставочного зала собрано более двухсот произведений живописи, графики и скульптуры умершего в 2012 году Бориса Каткова.
Родился он в Сибири, часть детства провел на оккупированной гитлеровцами Украине. В дальнейшем судьба заносила художника то в Алма-Ату, то в Ригу, то в Сызрань, то в Ашхабад. Катков заинтересованно изучал чужие миры, всюду находя что-то свое. В рамках традиционного живописного искусства ему было, судя по всему, тесновато: потому не один год посвятил Борис Алексеевич изучению необычных форм оздоровления в Таджикистане, Грузии, Киргизии, на Дальнем Востоке, а его получивший патент метод лечения заболеваний цветом в течение трех лет даже проходил апробацию в московских клиниках.
Борис Катков. «Иван да Марья». Фото Михаила Квасова
Среди экспонатов – немало портретов коллег и друзей. Например, поэтов Льва Коськова и Галины Умывакиной, композитора Михаила Носырева. Есть и скульптурные портреты: вот всемирно известный ученый Леонид Семаго сидит на скамейке в окружении домашних зверей.
Художник и сам, видимо, очень любил животных, изображая с неизменно добрым, теплым юмором домашних питомцев - собак и кошек.
Он и себя подчас рисовал не без легкой самоиронии. Причем, судя по его выставке, это вовсе не обязательно был "автопортрет" в строгом смысле слова. Лицо Бориса Каткова можно различить, например, на одном из его эскизов к "Мастеру и Маргарите" Михаила Булгакова. Себя живописец изобразил и в образе незадачливого Дон Кихота.
Поводом для открытия спустя несколько дней еще одной музейной выставки стало 75-летие воронежца Александра Курзанова. Конечно, стоит обратить внимание на контекст, в который оказались помещены его работы. В эти февральские дни их можно увидеть в одном из залов основной экспозиции, по соседству с творениями таких художников двадцатого века, как Ф.Семенов-Амурский, П.Нилус, С.Романович, А.Бучкури. Все курзановские картины - также из музейных фондов.
Александр Курзанов принимает поздравления. Фото Михаила Квасова
Эта выставка оказалась гораздо более скромной, более камерной, чем катковская: представлено в зале чуть более двадцати живописных и графических работ, плюс несколько подготовленных художником альбомов.
Как известно, одна из постоянных его тем - история родного края. Впрочем, на вернисаже все-таки больше оказалось картин, посвященных не далекому прошлому, а той реальности, которую Александр Курзанов не вообразил, изучая, например, старые документы или мемуары, а видел своими глазами. Представлены здесь и работы "урывского цикла", посвященные жизни обитателей современной ему деревни 1980-х. "Просто фиксируя" реальность, художник создал картины, и поныне актуальные и трогательные, в отличие от большинства образчиков официозной советской живописи.
Виталий Черников
Источник: газета "Воронежская неделя" N 5 (2095), 06.02.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013