Гость | В Воронеже побывал летчик-космонавт Герой России Геннадий Падалка
Полтора часа требуется Международной космической станции, чтобы совершить один виток вокруг голубой планеты. Встреча со студентами и гостями ВГАУ, запланированно или нет, тоже уложилась в один виток вокруг Земли .
Желающих получить автограф космонавта набралось несколько десятков человек. Фото Михаила Вязового
Геннадию Падалке было три года, когда первый человек покорил космос. Как и тысячи советских мальчишек, он загорелся мечтой стать космонавтом. Со временем это желание утихло - он увлекся авиацией, стал военным летчиком и начал свою службу в частях ВВС. Мечты о космонавтике казались далекими, пока в 1987 году случай не свел его с летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым, который возглавлял комиссию по отбору новых кандидатов в отряд космонавтов. Увидеть же звезды с орбиты Геннадию Падалке удалось лишь в 1998 году - 11 лет спустя с момента судьбоносной встречи. С того времени он побывал на орбите четыре раза и совершил девять выходов в открытый космос. Кстати, российские космонавты до сих пор стартуют с «гагаринской» площадки, где он когда-то сказал: "Поехали!"
- В космосе все по-другому. Там нет таких понятий, как "день", "ночь", "верх", "низ". Наша станция летит со скоростью 27 тысяч километров в час. За сутки мы успеваем 16 раз встретить закат и рассвет, – рассказал Геннадий Падалка.
Утро в космосе, как и на Земле, начинается с подъема. Экипаж проводит утренний туалет, завтракает и приступает к работе. Кстати, знакомство с членами экипажа происходит за два с половиной года до полета. Космонавты узнают сильные и слабые стороны друг друга, проходят большое количество тестов на психологическую совместимость в составе экипажей.
-На Земле у каждого из нас могут быть свои привычки, недостатки, но в космосе нам не выжить без партнерства. Команду подбирают так, чтобы мы все дополняли друг друга. Важно знать культурные и национальные особенности каждого члена экипажа. В 2009 году нас было шестеро: россияне, канадец, японец, американец и бельгиец, и все прекрасно ладили друг с другом. Мы же непросто так оказались в 400 километрах от Земли. Моя задача как командира - не только обеспечить безопасность, но и благоприятную психологическую атмосферу. Но можно сказать, что на станции все демократично - разрешается все, кроме хаоса, - отметил Геннадий Падалка.
Несмотря на то, что на орбите космонавты работают одной командой, после приземления они почти не общаются друг с другом.
- Мы остаемся хорошими знакомыми, но не близкими друзьями. Да и почти сразу после прибытия нас назначают в новые экипажи, - пояснил космонавт.
Если за завтраком и обедом члены экипажа почти не видят друг друга, то после трудового дня все собираются за ужином.
- Многие до сих пор думают, что мы едим пищу из тюбиков. Сейчас она сублимированная. В пакет нужно залить воды и подождать несколько минут. Есть и консервы, которые можно встретить в обычных магазинах. А вот свежие овощи и фрукты едим нечасто. Они прибывают с грузами, тогда по всей станции распространяется запах яблок или лимонов. Запах Земли, - рассказал космонавт.
Не выжить в космосе и без спорта. Ежедневно на занятия на тренажерах уходит по два с половиной часа. Но основное время космонавтов посвящено работе. На станции проводят эксперименты самого разного направления - от попыток создать искусственный разум до агрономии. За четыре месяца, которые длилась 32-я экспедиция на МКС, провели свыше 40 исследований и экспериментов в области науки, техники, медицины, биологии. А всего на станции за 12 лет ее существования осуществили тысячи подобных работ. Помимо интересной научной программы, космонавты решают и бытовые проблемы: убирают мусор, чистят станцию, производят ремонты, разгружают и загружают грузовые корабли.
- Меня можно считать первым космическим агрономом. Я выращивал редис, горох, пшеницу. Последняя при мне впервые дала зерна. Правда, это пока чисто научное исследование, мало применимое на практике, - рассказал Геннадий Падалка.
Кстати, если при фразе "космическая оранжерея" в голове возникают образы чего-то огромного, то это не совсем так. Сейчас космическая оранжерея - это небольшой ящик размером с коробку из-под обуви, где по заданному алгоритму включается свет, выполняющий роль солнца. Землю здесь имитируют фитили, пропитанные специальным раствором. Но космонавты могут выращивать растения не только ради экспериментов.
- Иногда на станции бывает скучно, - отвлекается Падалка. - Однажды мои коллеги из США привезли с собой семена подсолнечника. Посадили в компост, и он расцвел. А еще нам захотелось зеленого лука. Мы поместили луковицу в пакет и налили воды. Через некоторое время у нас был свежий зеленый лук.
В программе исследований много экологических наблюдений. Сверху, как на ладони, видны деяния человека - загрязнение рек, когда выбросы разноцветными полосами сливаются в океан, таяние ледников, исчезновение Аральского моря. Но видна и мощь природы - зарождение ураганов, песчаные бури, грозы, извержения вулканов.
Помимо хорошей подготовки, в космонавте приветствуют и хорошее чувство юмора. Несколько лет назад в одном из интервью Геннадий Падалка пошутил, рассказав, что существует инструкция по поведению при встрече с инопланетянами. Информацию тут же распространили журналисты. Потом пришлось извиняться. Правда, проявить свое земное гостеприимство, по словам космонавта, пока не удалось. Зато на борту встречали космических туристов - американского миллиардера Чарльза Симони и основателя канадской компании "Cirque du Soleil" Ги Лалиберте.
- По моему мнению, космос должен быть доступным для всех и служить каждому человеку, а не только богатым людям. Другое дело, что в связи с недофинансированием космической отрасли полеты туристов - хорошая финансовая поддержка. Но лучше летать за государственный счет, - улыбаясь, отметил Геннадий Падалка.
Правда, в России желающих слетать в космос даже бесплатно набирается не так уж много.
- Не так давно мы проводили первый открытый конкурс, в котором могли поучаствовать претенденты без инженерного образования. Главное - наличие высшего образования, опыт работы по специальности не менее пяти лет, хорошее здоровье и достаточная сумма знаний. Мы отобрали восьмерых из 460 человек, европейцы - шестерых из 12,5 тысячи, американцы - примерно такое же количество из 15 тысяч человек. Сами видите, насколько снизился у нашей молодежи интерес к космической отрасли, - отметил Геннадий Падалка. - А еще в России стать космонавтом очень трудно женщине. У нас в отряде всего две, тогда как в США представительницы прекрасного пола составляют треть отряда.
За четыре полета Геннадий Падалка провел на космической станции 710 дней. Однако вторым домом для него она так и не стала.
- Романтика космоса быстро проходит. Остается работа, тяжелая как в психологическом, так и физическом плане. Это как длительная командировка. Могу сказать, что я всегда с удовольствием прилетал, работал и с не меньшим удовольствием оттуда улетал. Как бы хорошо ни было, но хочется на Землю, домой, - заметил космонавт.
Сейчас Геннадий Падалка восстанавливается после полета. Но уже задумывается о следующем, чтобы еще раз увидеть из иллюминатора обрамленное белой полосой прибоя Тихоокеанское побережье, залитые солнцем горные хребты, извилистые реки…
Татьяна Петренко
Источник: газета "Коммуна" N 15 (26037), 02.02.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013