 |
Юрий Строков. Фото Ивана Ненашева |
Юрий Строков в строй защитников города встал в неполные 16 лет
«Последний бой, он трудный самый», - поется в одной из почитаемых ветеранами Великой Отечественной войны песен. А у Юрия Николаевича Строкова из памяти не выходит первый бой, который он принял в составе 10-го отдельного кавалерийского полка. Сражение, проходившее летом 1942 года в районе Коротояка, что в Острогожском районе Воронежской области, было жестоким и драматичным.
Немецко-фашистские войска превосходили в живой силе, технике, да и как это ни горько звучит, в умении воевать. Бойцы Красной Армии с лихвой перекрывали эти недостатки массовым героизмом.
- В том бою наш полк понес такие большие потери, что его расформировали. К тому же было утеряно Боевое знамя. Судьба его многие годы была неизвестна. Оно было найдено случайно. Хозяин садового участка при его расширении обнаружил останки военнослужащего, завернутого в красное полотнище. По найденному медальону установили, что это политрук 10-го кавполка. Вот так через многие годы удалось вернуть полку былую славу, которую он завоевал на подступах к Воронежу, - рассказывает Строков.
По большому счету, воронежскому мальчишке было рано видеть ужасы войны. Когда она началась, Строкову всего-то было 15 лет и 10 месяцев. Первым из семьи Строковых на фронт ушел отец, а вслед за ним в армию призвали и мать. Нина Захаровна стала работать в только что открытом военном госпитале в здании на проспекте Революции, в котором сейчас находится 2-я городская клиническая больница. Здесь она возглавила хирургическое отделение. Дома она появлялась редко. А осенью 1941 года Нину Захаровну и вовсе зачислили на один из военно-санитарных поездов, которые стали своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками, не зная отдыха, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов.
После того, как они расстались с матерью, Юрий остался, по сути, один в большом городе, к которому все ближе подходил враг. И он все настойчивее стал досаждать работников военкомата просьбой направить его на фронт. В конце концов, в ноябре 1941 года Юрия отправили в Лиски, где дислоцировался 10-й отдельный кавалерийский полк. Его зачислили воспитанником 7-го эскадрона, обмундировали, выделили боевого коня, вооружили шашкой и винтовкой.
Эскадроном командовал кадровый военный, капитан Иван Дмитриевич Коваленко. Согласие взять Юрия сыном полка сыграло решающую роль в его дальнейшей судьбе. Как считает Юрий Николаевич, Иван Дмитриевич стал не только его первым командиром, но и, по существу, заменил родного отца. Он находил время для бесед о происходивших событиях, рассказывал о своей прежней службе в армии, занимался воспитанием.
В эскадроне за юным бойцом закрепили наставника - Михаила Ивановича Китаева. Это был образованный человек, участник советско-финской кампании. Он помогал Юрию как можно быстрее освоиться в воинском коллективе.
- К великому сожалению, война рано лишила меня моего первого наставника и друга. В июле 1942 в бою под Коротояком, где я принял мой первый бой, Китаев был ранен, эвакуирован в госпиталь, и след его затерялся. Да и я получил легкое ранение и был отправлен в медсанбат.
Но война для Юрия на этом не закончилась. После расформирования полка его направили в Ульяновскую область в школу ускоренной подготовки сержантского состава. Как отличника учебы его оставили на курсах в качестве командира отделения курсантов. В сержантской школе пришлось Строкову работать не только с курсантами, но и с осужденными военным трибуналом фронтовиками, которым срок тюремного заключения был заменен пребыванием в штрафных батальонах.
В ноябре 1944 года сержанта Строкова зачислили в штат Управления контрразведки Приволжского военного округа и направили на ускоренные курсы по теоретической и практической подготовке к оперативной работе. Уже офицером военной контрразведки "СМЕРШ" он не раз оказывался в экстремальных условиях, когда приходилось применять оружие против вражеских агентов. Последний раз это произошло в августе 1947 года в Куйбышеве.
Как рассказывает Юрий Николаевич, после долгой оперативной разработки вышли на опасного резидента. На инструктаже чекистов предупредили, что он стреляет с обеих рук и сдаваться не намерен. Слишком много крови на нем. И не жить бы лейтенанту Строкову, попавшему на линию огня, не случись осечки у пистолета его визави. Той секундной оплошности контрразведчику хватило, чтобы произвести ответный выстрел, который стал роковым для врага. После этого случая запросился Строков домой, в родной Воронеж, где ждали его родители. Найти их оказалось делом непростым. Воспользовавшись своими полномочиями, Строков стал их разыскивать сразу же после победного мая. Ему повезло: родители прошли всю войну и остались живы. Отца он нашел в Минске, а мать - в Будапеште.
- Наше семейное воссоединение состоялось в 1946 году в Минске, - улыбаясь, говорит Юрий Николаевич. - Незабываемая была встреча. Ведь никто из нас все эти годы друг о друге ничего не знал. В конце 1947 года приехав в родной Воронеж, я его не узнал. Весь в руинах, нет и нашего дома на улице 25-летия Октября. Жили первое время у брата отца. Дом по улице Авиационной каким-то чудным образом не сгорел в пламени войны. Каждый из нас нашел работу по душе. Отец, окончивший войну в звании подполковника, продолжил службу в органах безопасности. А мама вновь стала врачевать. Я же поступил учиться на историко-филологический факультет ВГУ, затем окончил аспирантуру и сорок лет преподавал в лесотехнической академии.
Имя Юрия Строкова по праву вписано в летопись славных имен академии. Он – профессор, доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ. За многолетнюю работу в науке и военно-патриотическом воспитании награжден орденом Знак Почета. Он и сейчас, несмотря на почтенный возраст, вместе с представителями Воронежского областного совета ветеранов регулярно выступает перед студентами, учащимися школ, техникумов.
А еще - много пишет. У него издано более двухсот научных работ. В библиотеках Воронежа есть и книжные издания Строкова.
Желание взяться за перо возникло после просмотра в сентябре 2004 года на государственном телеканале РТР сериала "Штрафбат". В мемуарах "Правда о штрафных батальонах" он попытался объективно рассказать о деятельности штрафбатов, в формировании и сопровождении которых непосредственно участвовал с 1942 по 1944 год. После этих воспоминаний появилась другая книга - "Мои военные и мирные годы".
В декабре 2010 года Юрия Николаевича приняли в общероссийский Союз военных писателей "Воинское содружество". В том же году в издательско-полиграфическом центре "Научная книга" вышла его монография "Красная Армия - Вооруженные силы СССР". В ней содержится большой фактический материал, раскрывающий роль СССР как главной военно-политической силы, определившей победоносное окончание Второй мировой войны. Автор к тому же детально проанализировал состояние Вооруженных Сил, начиная с зарождения Красной Армии.
Прошедший год для Юрия Николаевича Строкова не менее богат на события. В сентябре ему присвоили звание "Почетный гражданин Центрального района города Воронежа". А в ноябре вместе с супругой Верой Сергеевной они отметили 60-летие совместной жизни. Поздравить бриллиантовую чету пришли друзья, сын Николай и внучка Оля, которая очень гордится своим дедом. Ведь не каждому дано в неполные 16 лет защищать свой любимый город, отмечающий в эти дни 70-ю годовщину освобождения от фашистов.
Валерий Казанов
Источник: газета "Коммуна" N7 (26029), 18.01.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013