 |
16.01.13
Земляки. "Между светом и тенью..."
Светлана Ляшова, член Союза писателей РФ г.Лиски, Воронежская область
«С плывущих мимо лиц я считываю судьбы», - замечает Александр Аникеев, когда пролегающие "через сердце пунктиром… черно-белые лики", выходящие из-под его пера и карандаша, обретают самостоятельную жизнь. Опоэтизированные, они живо предстают в многообразии тем лискинского художника-графика и поэта. В их числе – "Притчи", "Мифы и легенды", "Игры моего детства", "По апогею", "Песни Гражданской войны", "Много лет тому", "Чертовщина", "Она", "Мой пантеон"... - В "Моем пантеоне" - более двадцати лиц, - поясняет Александр Владимирович. - Это те великие, кто сформировал меня: Шукшин, Высоцкий, Андерсен, мои дед с бабкой-молельницей, Иисус Христос, Кампанелла, Достоевский, Блок, Есенин, Платонов...
Александр Аникеев.
Дело всей жизни нашего собеседника - Лискинский историко-краеведческий музей - не так давно отметил свой десятилетний юбилей. Но руководит им Александр Аникеев в общей сложности - от инициативы создания и непростого строительства - двадцать два года. Это сейчас здесь 20 тысяч экспонатов и десять человек персонала. Но начиналось-то с одного в поле воина. - До четвертого-пятого колена знаю свою родословную, до начала XVIII века и "до предка Тимошки", - рассказывает директор. - Первыми в музей снес свои семейные раритеты. Здесь много предметов из коллекции моих родителей. Отец любил собирать фарфор, красивые рамочки, старинную мебель. Он был рабочим-железнодорожником, но читающим Мопассана, других писателей, человеком, имевшим представление о прекрасном. Поэтому первым памятным мне его подарком были томик Пушкина и книга с названием "Юному художнику". Это ли не "глоток из родниковой сути", как скажет позже Аникеев-поэт. А еще он станет размышлять о прошлом, об истории страны и семьи: Мы были мечтатели, даже романтики, Песочных часов добровольные винтики. Сменили девчонки прекрасные бантики Под взрывы и крики на красные бинтики. Ну что же: исполнена нового качества, Гуляет похмельная дурь молодечества. Что храмы и церкви? - разрушены начисто Воздушные замки больного Отечества... Будущий художник - единственный ребенок в семье, но рос вовсе не в баловстве и праздности. Кролики, рыбки в двух больших аквариумах, голубятня частенько были на нем. И лишь когда садился рисовать, отец умерял свою строгость. А еще - футбол, волейбол. Охота и рыбалка вместе с отцом! Это оттуда: Прозрачные тени весеннего леса навечно врастают в мое существо. И позднее: Свалюсь под кустарник В багровых накрапах, Где летняя пыль Превращается в запах, Здесь воздух пропитан Библейским елеем. О вечном сегодня я Мысли имею... Но пока "протоптали глаза аж до неба дорогу", прошли годы учебы на историческом факультете ВГУ, подарившие Александру удивительные знакомства с выдающимися личностями: художниками, писателями, краеведами - В.П.Криворучко, Г.Я.Велласом, Е.Г.Новичихиным, А.С.Чаплыгиным, В.П.Загоровским. С легкой руки последнего к Аникееву надолго приклеилось прозвище "Блок" - по портретному тогдашнему сходству. Через много лет и зим в предисловии к единственному пока экземпляру книги А.Аникеева "Черным по белому. Стихографика" Е.Г.Новичихин отметит, что "графика его стихотворений дополняет графику его картин". И вот новое десятилетие, и этот факт не может Аникеева-философа и человека не располагать к размышлениям. К примеру, о первых опытах преподавания в селе Трясоруково и знакомстве здесь с директором школы и поэтом И.С.Сафоновым. О том, как его, инициативного, перспективного и уже семейного преподавателя, переманили-таки в совхоз "Лискинский" - шансом получить квартиру. Как в перестроечное и "интересное" время пригласили работать в Лискинский горком партии. Вспоминается Александру Владимировичу и последняя его большая персональная выставка еще в Ленинграде девяносто первого, в доме графини Паниной. Сто двадцать работ подготовил тогда! Первой книгой, в которую вошло двенадцать иллюстраций лискинца Аникеева, стала выпущенная в 1986 году Воронежским издательством книга В.Высоцкого "Не вышел из боя". С тех пор в активе художника-иллюстратора Аникеева уже около тридцати книг. С ним работают не только воронежские, но и московские, питерские издательства. Кто-то назвал картины А.Аникеева философским разговором со зрителем. А стихи? Не философ ли восклицает: "...все пустое. Махни на золото рукой, а медь и этого не стоит". Или же: Зиме ль дожди скликать По санному пути?! Природе лучше знать, Когда чему идти. Будучи юным, Александр написал цикл шуточных подражаний Маяковскому, Блоку, Ахматовой. В достаточно зрелом возрасте, реализуя способности этого плана, придумал одну поэтическую интригу. А вынудило к тому следующее обстоятельство: ну не печатали его в районной газете, и все тут! Поэтому решил изобрести женский псевдоним, зашифровав в нем большую часть своей фамилии наоборот - С.Викина. Придумал легенду: беженка, с двумя детьми. Отправлял стихи, которые теперь писал от женского имени, в конвертах без обратного адреса. И в течение четырех лет публиковался. "Процесс" стал увлекательным еще и потому, что "интересно было смотреть на мир под иным углом, глазами растерянной женщины": Можно ль жить, никого не любя? Без иконы и без пьедестала? Я устала не видеть тебя, Ненавидеть еще не устала. Ходит вишня уже на сносях, А цветы на рубахе поблекли. Две планеты на разных осях Угасают в седеющем пепле. Зря ты трогаешь память мою, Белый май недотрога - дотрога. Я другая, нагая стою У другого чужого порога. А потом пришел в редакцию, поблагодарил за публикации, раскрыл розыгрыш. Потом, в "хорошие времена", в "районке" даже вел рубрику "Старый русский", где размышлял о том, что мы потеряли на новом пути, как сегодня высветить и поставить под охрану души самое ценное: Кругом бездорожье Да клоуны рыжие, Мы ранены ложью. И, стало быть, выживем. - Сколько творческой радости вокруг разлито даже в обыденном! - восклицает А.Аникеев.- Это и повседневный труд, и дети - у меня их двое и трое внуков-мальчишек! И грядки, и природа. Я родился у реки, у Дона, вдохновлявшего чувствительные души во все времена... А вот стихи свои, кроме пародий, на публику никогда не читаю. Почему? Не хочется "нырять под планку", которую отлично вижу и различаю... И кто из творящих не произнес бы, как свое, Аникеевское выстраданное: Пусть травит сердце жуть ползучая, Лишь одного хочу - созвучия.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 3 (2092), 16.01.2013г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|