Виктор Шкловский - писатель, литературовед, критик - был личностью неординарной. Участник Первой мировой войны, старший унтер-офицер, в 1917 году получил Георгиевский крест 4-й степени из рук самого генерала Л.Г.Корнилова. Тогда же стал помощником комиссара Временного правительства и был направлен на Юго-Западный фронт в Отдельный Кавказский кавалерийский корпус в Персию, где организовывал эвакуацию русских войск и вернулся с ними в Петроград в начале 1918 года.
Через два года он - профессор Российского института истории искусств. Когда начались аресты эсеров, Виктор Шкловский эмигрировал в Финляндию. Жил в Берлине с апреля 1922 года до июня 1923-го. Вернулся в Россию в сентябре 1923 года. За рубежом и в России издал в те годы ряд книг. Был близок к футуристам: В. Хлебникову, А. Крученых, В. Маяковскому.
...У прибывших в Воронеж авиаторов возникла проблема - отсутствие аэродромов в уездах.
Самолет "Юнкерс" несколько раз поднимался в воздух с пассажирами из Воронежа, а затем было принято смелое решение поставить самолет на "поплавки". Шкловский в течение нескольких дней ожидания и работы механика решил посмотреть уезды Воронежской губернии. Как он сам вспоминал: "Почти случайно я попал к мелиораторам".
Начиная с 1922 года воронежским губернским мелиоратором работал Андрей Платонович Климентов, в литературном сообществе известный как Андрей Платонов.
Именно здесь, у мелиораторов, как рассказывают путевые блокноты Виктора Шкловского, и произошло их личное знакомство. В одной из статей Шкловский писал: "Пока разыскивали козлы для подъема самолета, я на автомобиле с губернским мелиоратором ездил по уездам". В письме своей жене Виктор Шкловский сообщал: "Город здесь полуюжный (о Воронеже.
– Е.Р.).Нищих - как в Москве. А вообще, я очень изменился. Мне не хочется смеяться. Познакомился с очень интересным коммунистом ... Большая умница. У него жена и сын трех лет".
Поездка на автомобиле Виктора Шкловского и Андрея Платонова продолжалась несколько дней. Воронеж - Рогачевка - Бобров ... В путевом блокноте Виктора Шкловского читаем:
"За городом дороги в дождь размокают. Лужи выше колен. Идти нельзя. Стоим в поле четыре часа. Шофер снимает блок и картер. Крестьянин, увидевший устройство. Он в розовой рубашке и маленького роста. На обратном пути от него привет". В Рогачевке Виктор Шкловский осмотрел механическое поливное устройство, сделанное по проекту Андрея Платонова. "Качать воду должен был двигатель. Но доставали ее из другого колодца пружинным насосом. Пружина вбегала в воду и бежала обратно, а вода за нее цеплялась. Крутили колесо пружины две девки. "При аграрном перенаселении деревни, при воронежском голоде, - сказал Платонов, - нет двигателя дешевле деревенской девки. Она не требует амортизации".
В блокноте Шкловского упоминается и другой географический пункт их движения, и попутчик: "Город Бобров с пустыми площадями, театр через день. Живут ничем. Травкин, гора сусликов, лошадь 22 лет. Маслотрест как центр жизни. Платонов. Розанов. Стесняется". Еще бы не стесняться. Виктор Шкловский - писатель с опытом, а Андрей Платонов - еще только начинающий. При этом в этот период Платонов занят активно инженерной работой и мало пишет.
Описывая увиденное по пути из Воронежа в Бобров, Виктор Шкловский сообщает:
"Все эти реки, о которых мы учили в учебнике географии: Воронеж, Битюг, Хопер, Тихая Сосна ... их нет. Они заросли камышом. Если раздвинуть камыш, то внизу между камышами мокро. Платонов прочищает реки. ... Степи широки. На дорогах сидят суслики. Не боятся автомобиля ... Платонов мелиоратор. Он рабочий лет двадцати шести. Белокур. .... Пруды стоят в степи. Черт нас подери, как хороши. Есть пруды длиною в несколько верст. Их обсаживают ветлами. Потом строят избы. Живут".
В своей книге "Третья фабрика" о транспорте, на котором они передвигались, Шкловский говорит скептически: "Платонов ездит на мужественном корыте, называемом автомобиль". Андрей же Платонов в том же неоконченном рассказе "Умственный хутор" замечает с любовью: "Мы ехали на старой машине заслуженной итальянской (фир) марки "Лянчия". В действительности машина была под номером Lancia 18-24 НР и имела имя Lancia Alfa. Четырехцилиндровый двигатель мощностью 28 лошадиных сил развивал скорость свыше 80 километров в час.
Упоминаний о дальнейшем движении Шкловского и Платонова из Боброва нет. Но осмелюсь предположить, что они проехали до села Петропавловка. Основание для этого - тот же неоконченный рассказ "Умственный хутор".
"Вдруг в моторе что-то резко и часто забилось, словно (так очутился посторонний) в камере цилиндров попалось металлическое трепещущееся существо. ... Прохожий человек стоял и судил нас: - Вы маломочны и беретесь не так. Лучше ступайте на Самодельные хутора - отсюда версты две будет, и того нет. Возьмите оттуда Гришку - он вам один машину зарядит. А вы замучаетесь, вы люди не те". У Виктора Шкловского об этом же так написано: "Крестьянин, увидевший устройство. Он в розовой рубашке и маленького роста".
Главный герой "Умственного рассказа" - народный умелец Григорий Паку(ркин) "выбрал начинку из (одного) двух цилиндров в виде рассыпавшихся вкладышей и запустил мотор на двух цилиндрах. ... В Спартаке мы заночевали, потому что Григорий обещал (сделал) поделать вкладыши из металла, которые никогда не лопнут и не раскрошатся. ... Мы с товарищем Гущевым легли (близ) на ночлег близ сарая, где хранился (хранилось антрацитное) кузнечный уголь и брак продукции".
После поломки автомобиля, о которой пишут в путевом блокноте Виктор Шкловский и Андрей Платонов в "Умственном хуторе", они направились в хутор. "Хутор назывался Спартак и находился он в бывшем Богучарском уезде Воронежской губернии. Опустелые поля окружали эту индустрию - видно, что хуторяне не пахали и не сеяли, а занимались железным делом какого-то машинного мастерства", - пишет в "Умственном хуторе" Платонов.
Мне удалось установить, что хутор Спартак действительно существовал в бывшем Богучарском уезде (нынешнего Кантемировского района) и располагался (сейчас его уже нет) недалеко от села Смаглиевка.
К сожалению, платоновский рассказ остался неоконченным, а писатели благополучно вернулись в город Воронеж. Им предстоял знаменитый перелет на самолете "Юнкерс" по маршруту Воронеж - Лиски - Коротояк - Богучар. Теперь уже с приводнением на реку Дон.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 53 (2194), 30 декабря 2014 г. - 5 января 2015 г.