18.12.14
Ледовая дорога в Арктику
Моя страна
Валерий Казанов
Воронеж - Мурманск - Воронеж
(Окончание. Начало в NN162-163,165-167)
Закладка атомного ледокола состоялась в Ленинграде в 1956 году, на заводе имени А.Марти, ныне - Адмиралтейские верфи. Строительство шло рекордно быстро и продолжалось всего три с половиной года. Уже в конце 1957 года судно спустили на воду. Ледокол «Ленин» вошел в строй действующего флота 3 декабря 1959 года. В тот день на его борту был поднят Государственный флаг СССР. Этот день и считается днем рождения гражданского атомного флота.
Такая торопливость была вызвана тем, что в 1958 году американцы тоже приступили к постройке грузопассажирского атомохода "Саванна", который по своей внешности больше походил на элегантную яхту. Коммерческая эксплуатация "Саванны" бесславно закончилась через десять лет. Судно списали, и сейчас о нем уже мало кто помнит. Зато о первенце советского атомного ледокольного флота знают и помнят многие. "Ленин" отработал три десятка лет в арктических морях, и только в 1989 году его вывели из эксплуатации.
По словам нашего экскурсовода, гостями кают-компании в разные годы были первый космонавт планеты Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, вице-президент США Ричард Никсон, на рояле играла Александра Пахмутова. В 1962 году она впервые исполнила для команды свою песню "Когда усталая подлодка из глубины идет домой", которая была написана под впечатлением от посещения Северного флота.
- Так, что это рояль еще с той поры? - с недоверием спросили журналисты.
- Совершенно верно. Рояль никогда не покидал судно.
Его отреставрировали, и инструмент еще послужит как минимум лет пятьдесят, - ответил Владимир Блинов.
- А что надо было Никсону? - спросил я.
-Его интересовали технические данные ледокола. Правильнее сказать, это больше надо было адмиралу Хайману Риковеру - создателю американских атомных подводных лодок, авианосцев, крейсеров и единственного ледокола. В ту пору шла негласная состязательная гонка между СССР и США за первенство в развитии гражданских атомных транспортных технологий. Вот они и приезжали в июле 1959 года в Ленинград на Адмиралтейский завод, - пояснил Владимир Михайлович.- Чтобы не разболтать американцам лишнее к Риковеру, который, кстати, был увезен еще до революции родителями-эмигрантами из-под Житомира, приставили человека, который был несведущ в технических тонкостях. Когда адмирал спросил: "Сколько времени потребуется для замены парогенератов?" Тот, не задумываясь, ответил: "Трое суток". Риковер понял, что русские подогнали ему "пустышку", и он вернулся в кают-компанию, где отдыхал Никсон.
- И чем эта вся история закончилась?
- Адмирал доложил в сенате, что русским потребуется пара лет, чтобы спустить "Ленин" на воду. "У нас есть все шансы обогнать русских", - заверил он сенаторов.
При этом тут же добавил: "Дадите денег, мы "Саванну" выпустим раньше".
Ледокол "Ленин" вышел в море через два месяца после того, как его борт покинул Риковер. "Саванну" строили еще три года, но из затеи так ничего путного и не вышло - только демонстрационные рейсы. А Риковер заработал выговор от сената.
Смогли мы также побывать в рубке – огромном помещении, начиненном по последнему слову советской техники, машинном отделении, взглянули через узкие окошки в атомный отсек атомохода, поднялись на ходовой мостик, откуда хорошо была видна территория привокзальной площади. Как нам рассказали, специально под ледокол в Мурманске была построена набережная, проведены дноуглубительные работы, из трех понтонов смонтирован плавпричал. Многомиллионные затраты и огромные усилия людей не могли свестись лишь к созданию музея.
На борту ледокола работает Информационный центр по атомной энергии. Когда мы заглянули туда, то мальчишки и девчонки в 3D формате старательно прокладывали маршруты через арктические льды к Северному полюсу.
-Будущие капитаны "Атомфлота", - улыбаясь, произнес Владимир Блинов. - Центр пользуется большой популярностью, и мы стараемся "подогреть" интерес ребят к изучению Арктики, к ее истории, организуем различные встречи: с капитанами ледоколов, полярниками и просто интересными людьми.
На борту ледокола успешно действует выставочный центр, под который переоборудовали жилую палубу, а смещение вертолетной площадки позволило оборудовать кинозал. Теперь посещение "Ленина" не ограничивается только знакомством с первенцем атомного флота. Экскурсионные группы имеют возможность узнать о работе предприятий атомной отрасли Мурманской области, о перспективах развития Арктического региона. Для юных посетителей реализуются программы, позволяющие сделать первые шаги в изучении ядерной физики, астрономии и географии.
- Ледокол стал брендом Мурманской области, - отметил Владимир Блинов. - Интерес к "Ленину" не ослабевает. За пять с половиной лет атомоход посетили более ста пятидесяти тысяч человек. И мы стараемся применять современные технологии, чтобы появился интерес молодежи к истории гражданского атомного флота, и естественно, чтобы они захотели прийти работать в Арктику, на "Атомфлот".
В ближайших планах, уже в декабре нынешнего года, на борту ледокола будет реализован проект, финансируемый по программе приграничного сотрудничества Еврокомиссии "КолАрктик МП". Его итогом станет создание выставок на ледоколе "Ленин", в музее Тромсе "Полария" (Норвегия) и в "Арктикум-центре" Лапландского университета (Финляндия). Основной частью выставки станет атомоход.
В новом выставочном центре не понадобятся экскурсоводы. Современное программное обеспечение и оборудование позволят посетителям самостоятельно открывать для себя атомный флот и Арктику. Вновь, как и в былые годы, ледокол "Ленин" - пионер и на новом для себя поприще.
Источник: газета "Коммуна" N168 (26384) | Четверг, 18 декабря 2014 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014