17.12.14
Писатель из рода хлеборобов
Земляки
Когда 85 лет назад в последний день первой недели декабря 1929 года крестьянская семья Грибановых на богучарском хуторе Попасный пополнилась третьим ребенком, родители увидели в нем хлебороба. Но судьба сына, названного Михаилом, распорядилась иначе: в семье Грибановых вырос общественный и государственный деятель союзного масштаба.
Илья Бегенев,
почетный профессор ВГПУ
Оценивая жизненный путь Михаила Алексеевича Грибанова, не скажешь, что он был усыпан лепестками роз, а его самого не назовешь баловнем судьбы, ведь он из представителей большого поколения детей войны.
Михаил Грибанов
Его детские мечты не шли дальше желания досыта поесть. Но после изгнания с богучарской земли фашистов вернулась возможность продолжить прерванную войной учебу в сельской школе-семилетке, которая открывала дорогу в Богучарское педагогическое училище. Получив через четыре года диплом учителя начальной школы и проработав в сельской школе до августа 1948 года, Грибанов решает продолжить свое образование и поступает на филологический факультет Воронежского госпединститута.
Здесь, в стенах одного из ведущих гуманитарных вузов Черноземья, Михаил с головой окунается в богатую студенческую жизнь. И что главное: делает первые небезуспешные шаги в журналистике. Уже на первых курсах Грибанов единодушно избирается комсоргом группы, секретарем бюро курса и факультета, а на четвертом курсе товарищи доверяют ему возглавить многотысячную армию комсомольской организации пединститута.
Будучи преемником Грибанова на посту секретаря комитета ВЛКСМ ВГПИ, я стал свидетелем того, как в нем ярко проявлялся талант лидера. Комсомольская организация пединститута в ту пору слыла одной из лучших среди воронежских вузов, а ее лидер Грибанов неизменно был представителем молодежи в составе всевозможных делегаций нашей области, включая и областную делегацию на XIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Кстати, за участие в подготовке фестиваля Грибанов получил свою первую награду – Золотую медаль.
Признанием организаторских способностей и авторитета комсомольского вожака стало нетипичное по тому времени кадровое решение: лидера первичной организации ВЛКСМ пригласили на ответственную работу в руководящий орган областной парторганизации - обком КПСС. И хотя в аппарат обкома комсомольский выдвиженец пришел не с пустыми руками - это и красный диплом института, и учеба в аспирантуре, и кое-какой опыт организаторской работы - партийная работа потребовала от него и новых знаний, и новых подходов, и нового отношения к самому себе. Тем более что круг его служебных обязанностей приходился на такую специфическую сферу жизни, как работа с творческой интеллигенцией.
Реализовать же идеи на партийной стезе ему помогало то обстоятельство, что начинать работу в обкоме КПСС ему довелось под руководством таких мудрых и авторитетных партийных руководителей, как секретари обкома КПСС Алексей Михайлович Школьников и Вячеслав Павлович Усачев.
Грибанов прекрасно понимал, что успешно работать с писателями, журналистами, издателями нельзя, выпуская из своих рук «золотое перо». По его собственному признанию, к этому утверждению его подвигнул старший товарищ по журналистике тогдашний редактор "Коммуны" прозаик Владимир Яковлевич Евтушенко, который и стал "крестным отцом" многочисленных публикаций Грибанова.
Творческий, во многом новаторский подход Михаила Грибанова к работе в должности инструктора, а потом и заместителем завотделом обкома КПСС нашел свое отражение во многих оригинальных акциях того времени.
Достаточно вспомнить хотя бы о таком детище Грибанова, как агитпоезд "Великий Октябрь", посвященный 50-летию Октябрьской революции. Специально сформированный железнодорожный состав с командой лучших лекторов, ученых, писателей, художников, артистов, ведущих специалистов и передовиков производства, юристов и партработников в течение осени 1967 года посетил все районы Воронежской области, участники поезда побывали в самых отдаленных селах. Их встречи с сотнями тысяч тружеников оказались куда более эффективной формой связи партии с народом, чем практикуемые до того времени дежурные приемы граждан партийными чиновниками.
А в 1968 году Грибанова пригласили в Отдел культуры ЦК КПСС, где ему поручили тот же сегмент партийной работы, что и в Воронеже: работа с писательскими организациями, театрами и издательствами.
Здесь, в столице, он на протяжении ряда лет курировал редакцию журнала "Новый мир", главным редактором которого в то время был Александр Трифонович Твардовский. Много сил и усердия Грибанов уделил театральному делу. Для поддержания высокого международного престижа советского театра в разгар "холодной войны" необходимо было, с одной стороны, расширить рамки творческой свободы театральной деятельности, а с другой, добиться высокой ответственности за качество работы. Этому во многом мешал возникший в то время драматургический и сценарный голод. Маститые писатели неохотно шли на сотрудничество с театрами. И Грибанов добивается принятия специального решения, по которому работа театра и драматурга была поставлена на договорную основу.
С 1978 по 1984 годы Грибанов на ответственной работе в Аппарате Министерства культуры РСФСР (первый заместитель министра), а затем в Министерстве культуры СССР в должности первого заместителя министра, которым был в то время известный партийно-государственный деятель страны, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС П.Н. Демичев.
Все это не только расширило круг его прежних служебных обязанностей, но и выдвинуло новые. Среди них - задачи организации международных культурных связей СССР. В течение ряда лет с этой целью он входил в состав Коллегии МИД СССР по культуре, являлся председателем ряда обществ дружбы СССР со странами Западной Европы и Латинской Америки, работал в составе редколлегий ряда журналов и издательств.
Несмотря на большую загруженность, Грибанов никогда не оставлял занятий литературным трудом. В свободное от основной работы время он публикует много литературоведческих и критических статей в "Литературной газете", журналах "Театр", "Театральная жизнь", "Москва", "Крокодил", "Подъем", обращается к созданию и крупных форм литературного творчества - к написанию пьес, повестей, рассказов.
За последние три года Михаил Алексеевич издал книгу своих воспоминаний "Комсомольская юность моя…", опубликовал в журнале "Подъем" автобиографическую повесть "Отцовские рассказы о войне", воспоминания "Педагогический в моей судьбе". И сегодня на письменном столе М.А.Грибанова лежит рукопись новой книги.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 51 (2192), 17-23 декабря 2014 г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014