16.12.14
Ледовая дорога в Арктику
Моя страна
Валерий Казанов
Воронеж - Мурманск - Воронеж
(Продолжение. Начало в NN162-163,165-166)
- Новые требования предъявляются как к железу, так и к людям, - заметил Мустафа Кашка. – Меняется и сам принцип работы. Мы сегодня не имеем возможности позволить себе простоев и отказов. Все должно быть подчинено завтрашним требованиям масштабных проектов. В настоящее время у ФГУП «Атомфлота» девять атомоходов, из которых активно эксплуатируются четыре.
Ледоколы "Арктика", "Сибирь" и "Россия" официально отправлены "на пенсию". В состав флота, кроме того, входит пять специальных судов атомного технологического обслуживания, а также плавучий кран и два плавучих дока.
Береговая инфраструктура включает в себя мощности по судоремонту, а также обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами. В 2006 году на предприятии построено первое в России долговременное хранилище отработавшего ядерного топлива, соответствующее российским стандартам и требованиям МАГАТЭ.
Учитывая ввод в действие крупных проектов в российском секторе Арктики, возрастает потребность в мощных ледоколах с ядерной энергетической установкой, которые могли бы работать как в устье сибирских рек, так и в океане. Как пояснил Мустафа Кашка, если посмотреть на график вывода из эксплуатации ледоколов в связи с исчерпанием ресурса, то в конце 2015 года закончится продленный ресурс мелкосидящих атомных ледоколов "Таймыр" и "Вайгач", а в конце 2018 года - у "Ямала". В строю останется лишь атомоход "50 лет Победы". Нехватка ледоколов может совпасть с пиком перевозок. Чтобы этого не случилось, принято решение восстановить стоявшие в эксплуатационном резерве ледокол "Советский Союз" и атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", который займется обеспечением Северного завоза, освоением шельфа и разработкой Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле.
-Надеемся, что лихтеровоз будет востребован. Сегодня судов такого класса у нас нет, и мы рассчитываем примерно на десять лет его работы. Атомоход "Советский Союз", который предполагается восстановить к 2017 году, будет работать на арктических трассах вместе с ледоколом "50 лет Победы". На них и ляжет основная нагрузка по проводке судов. К тому времени встанет в строй ледокол нового поколения, - отметил главный инженер.
На Балтийском заводе в прошлом году уже началось строительство атомного универсального турбоэлектрического ледокола типа ЛК-60Я. Он станет самым большим и мощным в мире. Из его характеристик: длина - 173 метра, ширина 34 метра, водоизмещение - 33,54 тысячи тонн. Двухосадочная конструкция позволяет использовать судно как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.< Ему под силу преодолеть сплошной ровный припайный лед толщиной 2,8 метра. Новый ледокол оснастят двухреакторной установкой РИТМ-2000 мощностью 175 МВт.
Это разработка ОКБМ имени И.И. Африкантова.
-Завершение реакторной установки - январь 2016 года, монтаж продлится до декабря. Загрузка реактора - первый квартал 2017 года, физпуск - еще через несколько месяцев, - делился планами первый замдиректора "Атомфлота" Мустафа Кашка.
Чудо-корабль уже получил название - "Арктика".
Кроме того, подписан контракт на строительство еще двух ледоколов, которые получили имена "Сибирь" и "Урал". С учетом того, что эти ледоколы шириной 32 метра, они обеспечат проводку судов дедвейтом до 100 тысяч тонн.
К приходу нового флота на предприятии активно готовятся уже сейчас. Как отметил главный инженер предприятия, требуется серьезная перестройка и увеличение мощности судоремонтного производства. Это связано с необходимостью соблюдения очень жестких стандартов по времени обслуживания. Масштабы решаемых задач, возможно, еще более укрупнятся. Сейчас в стадии решения находится вопрос о том, чтобы на базе "Атомфлота" вести перезарядку всех ядерных транспортных реакторов морского базирования, включая и военные.
- Все дело в том, что количество перезарядок судовых атомных реакторов в стране из года в год сокращается. Причин тому несколько. С одной стороны, число судов с атомными энергетическими установками неуклонно уменьшается. С другой стороны, за прошедшие годы резко возросло качество топлива, за счет чего выросли периоды между перезарядками. А потому есть прямой резон, чтобы не простаивал высококвалифицированный персонал и не происходило распыление финансов, сосредоточить эти работы в одних руках, - пояснил Мустафа Кашка, завершая разговор.
Интерес к "Ленину" не ослабевает
Заключительной точкой пресс-тура стало посещение ледокола "Ленин", который благодаря ветеранам атомного ледокольного флота, людям, влюбленным в Арктику, не сгинул в пучине бесславия. Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой 5 мая 2009 года открыло новую страницу в своей истории - атомоход стал музеем, навечно пришвартовавшись у причала Морского вокзала города-героя Мурманска.
Наш гид - Владимир Блинов уже не первый год собирает материал о пионере атомного флота, встречался с капитанами, учившими ледокол покорять арктические широты, с людьми, сделавшими первые шаги в профессии на "Ленине". Воспоминания свидетелей тех лет легли в основу его документальной повести "Ледокол "Ленин". Первый атомный", изданной в 2009 году.
Экскурсию по ледоколу мы начали с кают-компании, которая сохранила дух того времени и требование "руководящей и направляющей партии": все должно быть по высшему классу.
- Надо отдать должное: атомоход и впрямь был очень комфортабельным, - рассказывал Владимир Михайлович. - Его называли "чудом промышленного дизайна". И действительно, привыкшие к аскетичным условиям труда и отдыха советские моряки раньше такой роскоши не знали. Каюты - на одного-двух человек, полностью отделанный карельской березой и кавказским орехом интерьер, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон - все это было в новинку и очень необычно.
(Окончание следует).
Головной ледокол проекта 22220 (ЛК-60Я) - первый атомный ледокол,
заложенный после распада СССР. Заложен 5 ноября 2013 года
Источник: газета "Коммуна" N167 (26383) | Вторник, 16 декабря 2014 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014