12.12.14
Ледовая дорога в Арктику
Моя страна
Валерий Казанов
Воронеж - Мурманск – Воронеж
(Продолжение. Начало в NN162, 163,165) - Иногда, когда стоим, команда выходит на лед играть в футбол, - рассказывает главный инженер-механик Александр Кузьмин. - Для игры надо найти место: чтобы льдина была большая и ровная, и чтобы желательно медведей на ней не было. Сейчас в футбол на льду редко играем - сложно найти такую «поляну». Мы обычно это делали в районе Диксона, потому что там есть припайный лед.
Конечной точкой экскурсии стала ходовая рубка, где нас поджидал капитан ледокола Александр Лембрик. Благодарим его за оказанную возможность лучше узнать об атомном ледокольном флоте, за интересный рассказ о судне. Он сожалеет, что мы не останемся на обед.
-Угостили бы вас макаронами по-флотски, компотом из сухофруктов. Готовят у нас отлично, - говорит Александр Юрьевич, прощаясь с нами.
Как оказалось, через пару дней он уходит в отпуск. А, вернувшись из него, он вновь поведет ледокол "Ямал" в Арктику. Уже в декабре намечен выход на ледовые трассы.
Следующий, 2015-й, год для экипажа ожидается таким же напряженным и разноплановым. Возросшая потребность в использовании ледокольного флота, прежде всего, связана с открытием новых месторождений в Сибири. Так что остаться без работы "Ямалу", которому продлен срок эксплуатации до 2018 года, не грозит.
Их ждет Сабетта
Разговор о текущем состоянии и перспективе развития атомного ледокольного флота в обеспечение дальнейшего экономического становления арктического региона России продолжился на встрече с первым заместителем генерального директора - главным инженером ФГУП "Атомфлот" Госкорпорации "Росатом" Мустафой Кашкой. Как он отметил, флот за 55 лет своего развития прошел ряд важных этапов.
-Первый я бы назвал научно-экспериментальным, и связан он с атомным ледоколом "Ленин", - начал пресс-конференцию главный инженер предприятия. - Напомню, первенец атомного флота вступил в строй 3 декабря 1959 года. Была подтверждена радиационная безопасность ядерной энергетической установки ледокола как для экипажа судна, так и для окружающей среды. Мирный атом способен был колоть полярный лед.
На втором этапе атомный ледокольный флот страны создавался фактически под нужды Норильского промышленного района. Под эту важную задачу были заложены сразу два больших арктических богатыря. В 1975 году в строй вступает "Арктика", а через три года - "Сибирь".
Подобного оказалось недостаточно, и были построены два мелкосидящих однореакторных атомных ледокола: "Таймыр" (1989 г.) и "Вайгач" (1990 г.) для работы в сибирских реках. Атомоходы подтвердили экономическую целесообразность использования ядерных энергетических установок (ЯЭУ) на судах.
Сегодня "Атомфлот" связывает перспективы своего развития с новым сырьевым блоком - углеводородным. Проект "Ямал СПГ", который осуществляет российский "НОВАТЭК", предполагает большой объем работ.
- Темпы развития проекта "Ямал СПГ" позволяют говорить о нем как о нашем основном заказчике на ближайшие сорок лет, - уточнил Мустафа Кашка.
Реализация ямальского проекта подразумевает не просто реанимацию Северного морского пути, а превращение его в популярную для отечественных и зарубежных перевозчиков трансконтинентальную магистраль - надежную, безопасную, недорогую. По сравнению с 2010 годом вдесятеро выросло количество иностранных судов, выбравших Северморпуть в качестве оптимальной транзитной дороги.
И выбор вполне понятен: в летнюю навигацию длительность плавания, к примеру, до Южной Кореи, Японии, сокращается на треть по сравнению с классическим южным маршрутом через Суэцкий канал.
Добыча углеводородов имеет стратегическое значение для российской экономики. Сейчас в рамках проекта "Ямал СПГ" на арктическом побережье России возводится крупный порт с запоминающимся названием - Сабетта. По экспертной оценке, в 2021 году объем экспорта сжиженного природного газа составит 17600 миллионов тонн. Перевозить такие объемы будет специальный флот из шестнадцати танкеров-газовозов, которые предстоит построить в ближайшее время. Прокладывать им дорогу в арктических широтах будут ледоколы ФГУП "Атомфлот", у которого с "Ямалом СПГ" подготовлен контракт до 2040 года.
-Кстати, еще в декабре прошлого года ледокол "Таймыр" открыл круглогодичную навигацию в порт Сабетта по доставке снабженческих грузов. На днях он вновь отправился в Обскую губу, где займется проводкой судов с грузами для строительства порта. Кроме того, "Таймыр" обеспечит ледокольные проводки танкеров, вывозящих нефть с Новопортовского месторождения, - отметил Мустафа Кашка.
При этом он пояснил, что развитием Новопортовского месторождения занимается компания "Газпром нефть", которая входит в число перспективных партнеров "Росатомфлота ". Этот проект предусматривает создание у мыса Каменный терминала точечной погрузки. К 2017 году заявленный объем составит 5 миллионов тонн.
Помимо этого "Росатомфлот" рассчитывает на вывоз сырой нефти ОАО "Пайях", которому принадлежат месторождения нефти Пайяхское и Северо-Пайяхское.
Они находятся на реке Енисей и начнут развиваться с 2015 года. В 2018-2028 годах ожидается добыча трех миллионов тонн ежегодно. Специально для этого на мысе Таналау планируется строительство нефтяного отгрузочного терминала.
Не исключено, что в ближайшем будущем могут появиться еще компании, занимающиеся добычей углеводородов в Арктике, но без ледокольного обеспечения атомного флота, у которого за 55 лет накоплен богатейший опыт безаварийной работы в высоких широтах, они не смогут рассчитывать на успех.
(Продолжение следует).
Первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП "Атомфлот" Мустафа Кашка.
Фото Галины Добрыниной, "Подольский рабочий"
Источник: газета "Коммуна" N166 (26382) | Пятница, 12 декабря 2014 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014