Страницы истории
Многие годы этюдник Михаила Юрьевича Лермонтова хранился в Коротоякском уезде Воронежской губернии
Художественное наследие Михаила Юрьевича Лермонтова по своему объему не особенно велико. Однако и то, что дошло до нас, дает возможность составить достаточно полное представление об этой стороне его деятельности: 11 картин, исполненных маслом, 51 акварель, 50 рисунков на отдельных листах, два альбома — один, относящийся ко времени пребывания поэта в юнкерской школе, содержащий 200 рисунков, и другой, относящийся к 1840-1841 годам, в котором имеется среди вписанных в него стихотворений около 20 рисунков и набросков, отображающих его боевую жизнь 1840-1841 годов, и, наконец, около 70 зарисовок, находящихся в рукописях поэта.
Евгений Куликов, краевед
Уже первый биограф поэта Павел Александрович Висковатов отмечал, что Лермонтов на Кавказе "по большей части ездил верхом, но случалось (ему) и пешком подниматься на высоты, или бродить с карандашом и даже мольбертом, снимая виды". Был ли этюдник у Лермонтова? Был! Сведения о нем появились впервые в печати в 1914 году в связи со столетием со дня рождения поэта. Тогда о лермонтовском этюднике было сказано, что имелся у него ящик с красками, палитрой и кисточками. На ящичке сохранились инициалы поэта. Находился этот этюдник в 1904 году в Елисаветграде (Днепропетровске) у Алексея Алексеевича Шан-Гирея. Семья Шан-Гиреев относилась к Лермонтову с любовью и бережно хранила все, что напоминало им о дорогом для них человеке. После 1906 года А.А. Шан -Гирея "перевели не то исправником, не то земским начальником куда-то в глушь, в посад Репьевку Воронежской губернии". И след лермонтовского этюдника терялся. В 1914 году выяснилось, что он по-прежнему находится у Алексея ШанГирея. Но с той поры ни об этюднике, ни о его владельце никаких сведений не было. И только потом удалось узнать, что А.А. Шан-Гирей работал с 1908 года земским начальником Коротоякского уезда. Уже в 1911 году он был в должности инспектора для надзора за типографиями, литографиями и за книжной торговлей в городе Вильно (ныне Вильнюс), где жил по 1916 год. В 1916 году на имя начальника Лермонтовского музея в Ленинграде М. К. Марченко пришло письмо от Лидии Алексеевны Лизогуб, дочери Алексея Павловича Шан-Гирея. Она писала: "Милостивый государь Митрофан Константинович! Приехавши из деревни в Киев, я получила Ваши письма, на которые спешу ответить. Восковых фигур работы Лермонтова у меня никогда не было, у брата моего покойного Алексея Алексеевича Шан-Гирей также не было, а был ящик с красками, принадлежавший Лермонтову, но этот ящик куда-то исчез...". Но лермонтовский этюдник сохранился и после Октябрьской революции. Предполагается, что существовавшее в Пензе, вероятно с 1914 года, "Лермонтовское общество" получило в 1920-х годах от частного лица предложение приобрести ящичек с красками, палитрой и кисточками, принадлежавшими Лермонтову и с инициалами поэта на нем. Больше того, есть мнение, что в 20-х годах ящичек был отправлен в Пензу. Неизвестны пути лермонтовского этюдника, но сейчас он находится в московском музее поэта на Малой Молчановке, 2.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 50 (2191), 10-16 декабря 2014г.
Источник: Газета "Коммуна"