05.12.14
Ледовая дорога в Арктику
Моя страна
Валерий Казанов
Воронеж - Мурманск - Воронеж
(Продолжение. Начало в N162)
И все же журналисты «дожали» Александра Лембрика, и он поведал забавную историю про одного американского старичка, у которого ближе к полюсу появилась навязчивая идея искупаться в… полынье. И все бы ничего, но было ему ни много ни мало, а 95 лет. В таком возрасте не известно, как еще поведет организм, выдержит ли он такие экстремальные условия. Но пассажир настойчивым оказался: уперся, мол, мечта жизни. В общем, сжалились над ним, дали "добро". Но тут выяснилось, что у него кардиостимулятор стоит. Капитан сразу отказал, а старичок на своем стоит, мол, мечта жизни, и деньги собрал лишь для того, чтобы ее осуществить.
После долгих препираний все же пришлось пойти навстречу интуристу и выделить четырех моряков для страховки. Они нежно "обмакнули" в полынье охотника ледовых купаний, быстренько завернули его в тулуп и отнесли на судно, где передали в надежные руки врачей.
-Даже насморка у него не было, - отметил Александр Юрьевич. – Вот что значит - осуществленная мечта всей жизни!
С круизными рейсами связано появление акульей пасти на форштевне "Ямала". По словам Александра Лембрика, появилась она в 1994 году, когда ледокол в рамках одной из гуманитарных программ возил детей из разных стран мира на Северный полюс. Кому-то из туроператов судно показалось мрачным: черные борта, оранжевая надстройка. Чтобы как-то скрасить суровость арктического богатыря, и предложено было нарисовать на носовой части улыбающуюся акулью пасть. Позднее ее хотели закрасить, но компании, организующие экзотические круизы, воспротивились: это уже стало своеобразным брендом "Ямала".
Позже мы узнали, что первоначально все ледоколы серии "Арктика" окрашивали в желтый цвет, однако затем выяснилось, что этот цвет недостаточно заметен во льдах с воздуха. Поэтому все современные ледоколы такого класса окрашены в гораздо более заметный ярко-красный или оранжевый цвета.
Но катать туристов на Северный полюс - не главное для атомного ледокольного флота. "Ямал" прежде всего рабочий ледокол, основная задача которого состоит в проводке грузовых и научных судов во льдах акватории Северного Ледовитого океана. А работы в Арктике хватает. Как рассказал Александр Лембрик, атомоход только что недавно вернулся в Мурманск. Сорок восемь суток "Ямал" выполнял ледокольное обеспечение научно-экспедиционного судна "Академик Федоров". Экспедиция занималась сбором геофизических данных по нефтегазаносности российского континентального шельфа.
-Работы начались в районе к западу от Северной Земли и прошли по всему континентальному шельфу России. За это время экспедиция побывала и на Северном полюсе. Результаты масштабной сейсморазведки будут обобщены к концу нынешнего года, - отметил Александр Лембрик.
Площадь работ составила почти 350 тысяч квадратных километров. Результаты этой сейсморазведки станут основой российской заявки в Комиссию по границам континентального шельфа при ООН.
Довелось экипажу "Ямала" участвовать и в спасении персонала и оборудования дрейфующей научной станции "Северный полюс - 40". Льдина с полярниками раскололась. Поэтому было принято решение о срочной эвакуации станции. Экипаж атомохода подготовил судно к выходу в рейс всего за два дня. А сам переход в 2236 морских миль, от Мурманска до дрейфующей станции, занял менее восьми суток, что позволило не только вовремя эвакуировать ее персонал, но и спасти результаты научных исследований.
За всю же историю изучения высоких широт экстренно эвакуировать при помощи атомного ледокола с дрейфующей льдины целую полярную станцию приходилось два раза. Такова была учесть СП-32 и СП-36.
Решал "Атомфлот" и задачи, связанные с обеспечением обороноспособности страны.
Осенью 2013 года впервые за двадцать лет атомный ледокольный флот обеспечил переход каравана военных кораблей в арктических условиях. Возглавлял флотилию флагман Северного флота - тяжелый ракетный крейсер "Петр Великий". Отряд сопровождали атомоходы "Ямал", "50 лет Победы", "Таймыр" и "Вайгач". И в нынешнем году сотрудничество Северного флота и "Атомфлота" продолжилось. В начале октября атомный ледокол "50 лет Победы" сопровождал караван военных кораблей во время его возвращения с острова Котельный архипелага Новосибирских островов.
За тридцать четыре часа богатырь Арктики провел корабли от кромки льдов моря Лаптевых до чистой воды Карского моря. Все это говорит о том, что Россия возобновляет постоянное военное присутствие в Арктике - в регионе, который она практически покинула почти четверть века назад, после распада Советского Союза.
Здесь дом родной
Как вообще устроен ледокол, мы узнали из уст главного инженера-механика Александра Кузьмина, который и провел краткую экскурсию по судну.
- По морским меркам ,наш ледокол - относительно небольшое судно,- начал знакомство с "Ямалом" Александр Борисович. - Его водоизмещение двадцать три с половиной тысячи тонн, длина - сто пятьдесят метров, ширина - тридцать и осадка - одиннадцать метров. Обладает мощностью в семьдесят пять тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость хода на чистой воде - двадцать один узел. Борта и дно судна двойные, так что даже в случае, если внешний корпус будет поврежден, вода не попадает внутрь. Информацию о технических данных ледокола получаем на ходу. При этом главный механик успевает напомнить нам о безопасности при преодолении комингсов, трапов, которые уводят нас все глубже во чрево арктического исполина. Наконец-то добрались до самого "сердца" ледокола - атомной энергетической установки. Через толстое стекло видно два герметичных водоохлаждаемых реактора ОК-900А, в которых находятся 245 топливных стержней с обогащенным ураном.
Традиционный хоровод вокруг "земной оси". Фото Льва Феросеева, "Мурманский вестник"
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна" N163 (26379) | Пятница, 5 декабря 2014 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014