02.12.14
Разрушая стены
Музыка | Благодаря международному фестивалю воронежцы смогли снова насладиться джазом из США, Норвегии, Болгарии – и России
Виталий Черников
- Фестивалю в следующем году исполнится 20 лет. Мы живем с надеждой, что «Джазовая провинция» получит федеральную поддержку. Иначе так и останемся чудаками, которые когда-то увлекались этой музыкой и убеждали других ее слушать, - признался на последней фестивальной пресс-конференции основатель проекта пианист Леонид Винцкевич.
Незадолго до старта очередной "Джазовой провинции" - фестиваля, концерты которого, напомню, одновременно проходят в целом ряде городов страны, его продюсер Александр Лукинов делился с воронежскими журналистами своими тревогами: из-за политической и экономической ситуации в России было непонятно, состоится ли фестиваль вообще. Но "случилось чудо". Все, что было запланировано, случилось. Концерты прошли с аншлагом. Кроме того, приехавшие музыканты с удовольствием пообщались с воронежцами в книжном клубе "Петровский" (ну, и немножко поиграли для них, конечно), провели мастер-классы; группа Аuthentic Light Orchestra дала бесплатный концерт для студентов.
Ряд акций предшествовал официальному открытию фестиваля. Так, норвежец Хокан Корнстад и болгарско-венгерско-греческий Black Sea Quartet выступали на открытии культурного центра "Новая Кампанелла".
Первый концерт воронежской "Джазовой провинции" прошел, как водится, в областной филармонии. Открыл его самый настоящий биг-бэнд.
Приехал Jazz Travel Big Band из Ростова-на-Дону - как живой пример (все-таки не будем использовать слово "укор") нашему городу, где тоже мог быть подобный коллектив, но пока, увы, нету. Принято считать, что подобные оркестры могут успешно существовать только в столицах. История ростовского коллектива, продемонстрировавшего на "Провинции" игру не только слаженную, но и драйвовую, пока коротка, ему всего два года. Но определенный авторитет уже завоеван.
Программа, подготовленная для воронежских слушателей, представляла собой комфортное музыкальное путешествие в мир джазовой классики.
Вышедший вслед за ними Хокан Корнстад не только обаял, но и удивил. Норвежский саксофонист в своем творчестве совмещает джаз и оперу. Перед концертом он рассказал журналистам о том, как однажды услышал профессиональное оперное пение и был так потрясен, что начал брать уроки вокала, а затем и оперную академию закончил. Музыкант выступает один, с помощью новейших технологий создавая себе "оркестр" из "собственноручно" созданных звуков прямо на сцене. Где-то в середине выступления саксофонист начал петь. Можно представить, каким сюрпризом это стало для тех, кто пришел на концерт, не зная о музыканте ничего!
За годы своего существования фестиваль познакомил воронежцев с джазом японским, польским, эстонским. В этом году звучала, среди прочего, и музыка с итальянским акцентом. А еще, так вышло, в наш город приехали несколько музыкантов, которые родились и начинали играть в России, а потом уехали, но и с Родиной связей не рвут. Среди них - трубач Алекс Сипягин, пианист Миша Цыганов, кое-кто из участников швейцарского этнического Аuthentic Light Оrchestra...
Саксофонист Анатолий Вапиров - настоящий классик еще того джаза, который назывался "советским". Его знакомство и сотрудничество с молодым пианистом Сергеем Курехиным - важная веха не только в судьбе обоих, но и в истории российской импровизационной музыки. Уже тогда Вапиров небезуспешно пытался найти синтез между фри-джазом и народной музыкой. Ныне саксофонист живет в Болгарии, даже организовал там большой джазовый фестиваль. Но журналистам признается:
- Я не совсем чувствую себя представителем другой страны. Все-таки я - наполовину болгарин, наполовину русский. Публика везде одинаковая. Она искренне воспринимает всегда ту искренность, которая идет со сцены. Лишь бы музыка была талантлива, а энергия доходила до публики.
Вапиров, приехавший к нам как участник Black Sea Quartet, убежден: в будущем джаз будет питаться только фольклором различных народностей, населяющих нашу планету.
- Остальное будет музеем. Джазовым музеем. Так и сейчас уже происходит.
Участники "Провинции", конечно, не хотят быть экспонатами и пытаются разрушать жанровые границы. Так ли важно, что они не выглядят при этом революционерами? Завершился фестиваль в Воронеже музыкой, на первый взгляд, "традиционной" (и порой не вполне "джазовой", строго говоря).
Саксофонист Николай Винцкевич представил публике свой новый альбом - не без помощи, конечно же, папы-пианиста и многолетних соратников из Америки. Винцкевичей и компанию воронежцы любят, но главной звездой в тот вечер стал Ларри Кориелл - один из величайших мастеров гитары, "крестный отец фьюжн", игравший когдато в трио с Пако Де Лусия и Джоном Маклафлиным. Однако и он не стремился оставаться в рамках одного стиля, когда плел свои музыкальные кружева. Скоро, кстати, случится премьера его оперы по "Войне и миру": как говорится, не джазом единым…
Гитарист же Джош Смит показал воронежцам, что такое настоящий американский блюз. И вполне нас убедил. На губной гармошке ему подыграл внук основателя фестиваля Леонид Винцкевич-младший.
Заключительный фестивальный джем. Фото Михаила Квасова
Завершился последний фестивальный день лихим совместным джемом участников.
В России сейчас не самое удачное время для хорошей музыки. Воронеж на этом фоне, при всех возможных оговорках, выглядит прямо-таки островком цивилизации. Очень важно, что участники "Джазовой провинции", для которой именно наш город стал, по сути, второй столицей (первая - Курск, где творят Винцкевичи), своим "аполитичным", как бы "космополитическим" искусством противостоят торжествующей пошлости. И вот уже жители Белгорода, Липецка, Орла, Брянска провожают овациями музыкантов из США, Израиля, Норвегии, Швейцарии, Эстонии, Италии, Греции. А те сразу после концерта отправляются покорять следующий город.
- Никто не отказался приехать! - особо отметил на пресс-конференции Леонид Винцкевич. - Важность фестиваля - в том, что все, кто приезжает в Россию, видят, кто мы, что здесь происходит...
- И уезжают домой с любовью, - добавил Александр Лукинов.
Источник: газета "Коммуна" N 162 (26378), 2 декабря 2014 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014