02.12.14
Ледовая дорога в Арктику
Моя страна
Ровно 55 лет назад, 3 декабря 1959 года, вступил в строй первенец атомного флота – ледокол «Ленин»
В рамках празднования юбилея отрасли Госкорпорация "Росатом" организовала ознакомительный пресс-тур для региональных журналистов. В ноябре десант из представителей средств массовой информации из разных городов страны, в том числе из Воронежа, высадился в городе-герое Мурманске, где уже вовсю царствовала зимушка-зима. В Мурманской области, пожалуй, как ни в каком другом регионе, сконцентрированы самые разные объекты атомной отрасли.
Валерий Казанов
Воронеж - Мурманск - Воронеж
Это и Кольская атомная электростанция, и объекты входящего в структуру "Росатом" ФГУП "СевРАО", созданного для решения проблемы накопленных в свое время военными моряками радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, и переданный госкорпорации шесть лет назад атомный ледокольный флот. С августа 2008 года он находится в хозяйственном ведении ФГУП "Атомфлот".
Предприятие это режимное, но для нас сделали исключение и разрешили побывать на промышленной площадке, подняться на борт атомного ледокола "Ямал".
Улыбка "Ямала" Кстати, "Ямалом" он стал не сразу. Ледокол был заложен в 1986 году на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде под названием "Октябрьская Революция". И лишь в 1992 году переименован в "Ямал" и спущен на воду. Несмотря на то, что ему уже двадцать два года, арктический богатырь по сей день осуществляет ледовые проводки. "Ямал", принадлежащий к классу "Арктика", поистине легендарное судно. Среди других ледоколов он чаще всех добирался до географической вершины планеты - почти полсотни раз.
Капитан ледокола "Ямал" Александр Лембрик больше всех из капитанов атомоходов ходил
на Северный полюс. Фото Галины Добрыниной ("Подольский рабочий")
Не менее знаменит капитан ледокола Александр Лембрик, на счету которого двадцать три похода на Северный полюс. В основном с туристами на борту. На "Ямале" он работает вот уже двадцать три года. К многочисленным наградам в прошлом году Александр Лембрик добавил почетное звание "Заслуженный работник морского транспорта".
- А как так получается: ледоколу двадцать два, а вы на нем уже двадцать три года? - спросили Александра Юрьевича дотошные журналисты.
- Так я же со стапелей строил судно, а до него одиннадцать лет отдал первенцу атомного флота - атомоходу "Ленин", - с улыбкой ответил капитан.
Попытка узнать как можно больше об полярных круизах, о каких-то неординарных случаях, вызвала у него недоумение: "Это для туристов Северный полюс экзотика, а для нас дополнительная нагрузка - в плане их безопасности", - заметил Александр Лембрик.
При этом он пояснил, что заняться туристическими походами пришлось не от хорошей жизни. В 90-х годах, когда атомный ледокольный флот остался без крупных государственных заказов, экспедиционные круизы на "макушку" планеты стали той спасительной соломинкой, за которую ухватились. И дело пошло. Совершались они, главным образом, на атомоходах "Советский Союз" и "Ямал". А последние несколько лет для этого используют атомный ледокол "50 лет Победы", который, как отметил Александр Юрьевич, поновее и больше приспособлен для туристов.
Путешествие это не из дешевых: туроператор предлагает путевки по средней цене 25 тысяч долларов за место. Но желающих все равно много. И интерес к экзотическим турам не ослабевает. В отличие от обычных круизов, они не развлекательные, а больше даже познавательные. С пассажирами работают профессиональные гиды и ученые, которые рассказывают о природе Арктики и истории покорения Северного полюса.
А еще туристы любят "подтаскивать" на канате атомоход к полюсу.
Фото Льва Федосеева ("Мурманский вестник")
Туристы высаживаются на льдины и арктические острова, осматривают живописную акваторию с борта вертолета и наблюдают за представителями северной фауны - белыми медведями, моржами и китами. Кульминация круиза - Северный полюс, вершина Земли.
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна" N 162 (26378), 2 декабря 2014 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014