26.11.14
Страницы истории. Наперекор обстоятельствам
Александр Коробанов
(Окончание. Начало в N47)
Практически весь 1933 год ушел у Дайбога на то, чтобы выстроить и замкнуть на сборочный цех производственную цепочку, свести к минимуму брак. В стапели заложили пять первых самолетов ТБ-3. Их сборка давалась трудно. И все же каждый день заложенные в стапеля конструкции обретали облик будущих крылатых машин. Будучи сам человеком увлеченным, Семен Ефимович увлекал своим примером и рабочих, и инженеров. Ему до всего было дело, он всюду успевал, и помимо производства, которым был занят едва ли не круглые сутки, успевал руководить дипломной практикой начинающих авиастроителей, писать корреспонденции в газету «За ударные темпы», заниматься спортом.
Сборка первого серийного ТБ-3 на заводе N18
В начале 1934 года сборка ТБ-3 вступила в решающую фазу. Коллектив завода рапортовал партийной конференции ВКП(б) Сталинского района Воронежа: "В основном изготовление самолетов нами освоено. Первый самолет выпущен и сдан 20 февраля. Приказом по главному управлению качество отмечено как вполне удовлетворительное. Сегодня выпускается вторая машина. Срок выпуска третьей машины – Первое мая".
Увидеть подъем в воронежское небо первого собранного ТБ-3 Семену Ефимовичу не довелось. Постановлением коллегии ОГПУ от 28 июня 1934 года место административной высылки ему сменили. Путь его лежал в Казань.
А начатое Дайбогом дело в Воронеже продолжалось. После его отъезда, 5 июля 1934 года, начальник ОТК завода N18 Лопатин рассказал читателям газеты "За ударные темпы" о том, что за два дня до окончания первого полугодия основная программа по выпуску машин выполнена, что "эффект освоения дает себя чувствовать и в области качественных показателей. Наша последняя машина первого полугодия 1934 года качественно выглядит совершенно иначе, чем первая, не говоря уже о ее эксплуатационных данных, полученных при испытании. Если взять выполнение графика работ по машинам, то на первых, как правило, выполнение запаздывало на месяц и больше, в то время как последняя выпущена по графику точно в срок без какой-либо штурмовщины. Качество и темпы строек несравнимы с 33-м годом…"
Окончательная сборка первого серийного ТБ-3 проходила непосредственно на заводском аэродроме. Задача организации стыковки частей крылатой машины легла на плечи первого начальника сборочного цеха В. В.Швеца, который впоследствии станет доктором технических наук, профессором, возглавит в Национальном институте авиационных технологий (НИАТ) лабораторию комплексных и технических проблем. Но это будет позже, а в 1934-м ему подчас приходилось за неимением необходимого инструмента соглашаться на применение рабочими обыкновенных ломов в качестве рычагов.
Для организации первого испытательного полета крылатую машину из-за отсутствия тягача пришлось вручную катить до взлетной полосы.
Первый серийный ТБ-3 подняли в воронежское небо в сентябре 1934 года. Более точную дату и имя летчика-испытателя найти в источниках не удалось. В путь машину провожали работники завода. Как принято, состоялся митинг. Эта крылатая машина открыла длинный список серийных самолетов, производство которых продолжается восемь десятилетий.
Большой опыт Дайбога оказался весьма кстати на авиационном заводе N124 в Казани. Впоследствии начальник планового отдела завода Д.П.Фастовец вспоминал: "...На нашем заводе работало не больше десятка человек, строивших тяжелые машины, и самым компетентным из них, безусловно, являлся Дайбог..."
Вскоре из столицы Татарии его перевели в Горький на должность технического директора завода N21. Но злоключения Семена Ефимовича не прекратились. В 1937 году следует новый арест по надуманному обвинению в организации "вредительской" деятельности теперь на заводе N124.
И вновь следует освобождение в 1940 году. Казалось, все самое страшное позади. Дайбог уехал в Сочи в санаторий поправить расстроенное в застенках здоровье. Взяли его прямо в санатории и этапировали в Казань. Обвинение предъявили стандартное, все по той же 58-й статье УК, и осудили на... восемь лет исправительно-трудовых лагерей. 8 марта 1947 года срок заключения истек. И тут последовал новый удар. Постановлением особого совещания при МГБ СССР С.Е.Дайбог был сослан в Красноярский край как "социально-опасный элемент" сроком на пять лет и лишен возможности работать по специальности. Дважды он подавал жалобы, просил отменить ссылку. Но так и не прощенный, скончался от паралича сердца 18 сентября 1947 года.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 47 (2188), 19.11.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014