25.11.14
Музыка не из музея
Фестиваль
В этом году «Джазовая провинция» проводила свои мероприятия сразу на нескольких площадках Воронежа. И речь сейчас идет не только о концертной программе
Виталий Черников
Да, в этом году организаторы международного фестиваля пошли на эксперимент. Лишь два из четырех основных концертов состоялись, как обычно, в областной филармонии. Еще две площадки оказались для фестиваля территорией прежде неизведанной: недавно построенное новое здание Камерного театра (испытания зала, которые провели в сентябре музыканты на фестивале "Leo Records", прошли успешно) и хорошо знакомый воронежцам Концертный зал на Советской площади.
В следующем году этому международному фестивалю исполнится 20 лет. Его основатель Леонид Винцкевич признался журналистам, что очень надеется на поддержку своего детища со стороны государства. В этом году из-за политической и экономической ситуации в России было непонятно, состоится ли "Джазовая провинция" вообще. Но празднику музыки ничто не смогло помешать. По крайней мере, на этот раз.
Какой бы истошной ни была антицивилизационная пропаганда в официозных российских СМИ, жители Подольска, Белгорода, Липецка, Старого Оскола, Орла, Брянска, Калуги неизменно встречали аплодисментами, а провожали овациями прекрасных музыкантов из США, Израиля, Норвегии, Болгарии, Швейцарии, Эстонии, Италии, Греции. И никто не пытался препятствовать концертам этих разрушающих границы граждан мира, никто не вдохновился примером активизировавшихся там и тут мракобесов.
Приятно, что именно наш Воронеж стал, по сути, второй столицей (первая – Курск, где творят Винцкевичи) фестиваля, который по самой природе своей противостоят торжествующему вокруг скотству.
В рамках "Провинции" и раньше проводились какие-то акции, помимо концертов: выставки, мастер-классы… В этом году музыканты с удовольствием пообщались с воронежцами в книжном клубе "Петровский", а также немножко поиграли для них, конечно. Группа "Аuthentic Light Orchestra" дала бесплатный концерт для студентов. Ряд акций предшествовал официальному открытию фестиваля.
По словам его продюсера Александра Лукинова, напрямую связан с "Джазовой провинцией" прошедший за несколько дней до его открытия молодежный фестиваль эстрадной и джазовой музыки. Когда-нибудь в будущем ярко выступившим на нем музыкантам предоставится возможность сыграть и в рамках "Джазовой провинции"...
Ах да, надо еще упомянуть о выступлении норвежца Хокана Корнстада и болгарско-венгерско-греческого "Black Sea Quartet" на открытии культурного центра "Новая Кампанелла".
Первый собственно фестивальный концерт открывал самый настоящий биг-бэнд. "Jazz Travel Big Band" прибыл из Ростова-на-Дону - как живой пример (не будем использовать слово "укор") Воронежу, где пока нет подобного коллектива. Принято считать, что такие оркестры могут успешно существовать только в столицах.
История ростовского коллектива, продемонстрировавшего на "Провинции" игру не только слаженную, но и драйвовую, пока коротка, ему всего два года, но определенный авторитет уже завоеван.
Хокан Корнстад не только обаял, но и удивил пришедших в филармонию. Норвежский саксофонист совмещает джаз и оперу. Перед концертом он рассказал журналистам о том, как однажды услышал профессиональное оперное пение и был так потрясен, что начал брать уроки вокала, а затем и оперную академию закончил. Музыкант выступает один, с помощью новейших технологий создавая себе "оркестр" из "собственноручно" созданных музыкальных петель прямо на сцене. Где-то в середине выступления саксофонист начал петь арии. Коктейль странный, но вкусный.
На воронежские концерты фестиваля приехали в этом году сразу несколько интересных музыкантов, которые родились и начинали играть в России, а потом уехали и добились успеха за рубежом. Трубач Александр Сипягин и пианист Михаил Цыганов давно свои на нью-йоркской джазовой сцене - где конкуренция за место на сцене, вообще-то, огромная.
"Аuthentic Light Оrchestra" - возникший в Швейцарии проект Валерия Толстова, музыканта с армянскими и русскими корнями (а на концертах этого коллектива звучат этнические инструменты Индии, Армении, Словакии).
Назвавший "Джазовую провинцию" фестивалем уникальным саксофонист Анатолий Вапиров, одна из главных фигур нового джаза в СССР, живет ныне в Болгарии. Признается, впрочем, что не очень чувствует себя гражданином другой страны. Болгарские корни ощущались в его музыке и лет 30 назад, а с годами он окончательно уверился в том, что джаз в будущем будет питаться только фольклором различных народностей, населяющих нашу планету. "Остальное будет музеем", - добавляет саксофонист.
При этом Вапиров не отрекается и от звания авангардиста, но подчеркивает:
- Для меня авангард - один из языков, которым я владею.
Анатолий Вапиров. Фото Михаила Квасова
В последний день фестиваля саксофонист Николай Винцкевич представил в Концертном зале свой новый альбом - не без помощи, конечно же, отца - Леонида Винцкевича и многолетних соратников из США. Один из которых, кстати, чтобы спеть в одном из номеров, приехал в Воронеж из соседней области, где в тот день также проходила "Провинция".
Винцкевичей и компанию воронежцы любят, но главной звездой в тот вечер стал Ларри Кориелл - один из величайших мастеров гитары, "крестный отец фьюжн", игравший когда-то в трио с Пако Де Лусия и Джоном Маклафлиным. Однако и он не стремился оставаться в рамках одного стиля, когда плел свои музыкальные кружева. Скоро, кстати, случится премьера его оперы по "Войне и миру".
Джем в Воронежском концертном зале. Фото Михаила Квасова
Гитарист же Джош Смит показал воронежцам, что такое настоящий американский блюз. И вполне нас убедил. На губной гармошке ему подыграл внук основателя фестиваля Леонид Винцкевич-младший. Завершился последний фестивальный день лихим совместным джемом участников - седовласых мэтров и тех, у кого главные достижения -впереди.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 48 (2189), 26.11.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014