17.11.14
Судьба русского народа и единство России
Общество | «Вера – справедливость - солидарность - достоинство - державность»: что предложил Русскому миру Всемирный русский народный Собор
Аркадий Минаков,
профессор, доктор исторических наук,
член Национальной палаты при губернаторе Воронежской области
11 ноября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся XVIII Всемирный русский народный собор, где мне довелось побывать делегатом. Тема его была: "Единство истории, единство народа, единство России".
Фото: vrns.ru
Впервые Собор, как орган, выражающий позицию Церкви на острые общественные проблемы, был собран в 1993 году. Главными его организаторами были митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне - действующий Патриарх) и председатель Союза писателей России Валерий Ганичев. За более чем два десятилетия Собор смог стать авторитетным органом, выражающим не только позицию Церкви, но и Русского Мира в целом. В его работе неоднократно принимали участие президенты и премьеры, представители высшей исполнительной, законодательной и судебной власти.
К примеру, приветственные поздравления XVIII Собору направили Президент РФ, Председатель Правительства страны, мэр Москвы. А в его работе приняли участие председатель Государственной Думы РФ С.Е.Нарышкин; первый заместитель председателя Совета Федерации А.П.Торшин; советник Президента РФ С.Ю.Глазьев, глава Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.Мамсуров, председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции И.А.Яровая, Г.А.Зюганов, В.В.Жириновский, С.М.Миронов и другие статусные лица.
Фото: vrns.ru
Центральным событием Собора была речь Святейшего Патриарха Кирилла, посвященная преимущественно "русскому вопросу". Она содержала ряд исключительно важных положений, которые, несомненно, должны стать основополагающими для национальной политики Российской Федерации.
В частности, Святейший Патриарх заявил, что судьба русского народа, его благополучие и целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать таковым - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия. Между тем, именно такое происходило в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой ученых и политиков постулировалось искусственное противопоставление "русского" и "российского". В то время чиновники получали неафишируемые указания не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово "русский" - как якобы ослабляющее единство нации.
Русский народ является не то что полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы должны не игнорироваться, а с максимальным вниманием учитываться для достижения гармонии с интересами других национальных общин. Очень важно, чтобы в элитах возникло понимание того, что подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и межнациональному миру в ней, а наоборот - выступает главным гарантом единства страны и дружбы между ее народами.
Вышеприведенные тезисы выступления Патриарха знаменуют полный разрыв с ультра-либеральным подходом к решению "русского вопроса", суть которого состояла не просто в его замалчивании, но и, зачастую, в активном подавлении проявлений русского национального самосознания, и даже трактовке их как мифического "русского фашизма".
В "Декларации русской идентичности", принятой Собором, была дана в целом довольно удачная формула: "Русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа".
Кроме того, в своей речи Патриарх предложил новую трактовку национальной истории, которая могла бы впредь исключить раскол нации на отдельные враждебные политические и этнические образования: "Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века двадцатого, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии "правые - левые". Синтез, который можно описать формулой "вера - справедливость - солидарность - достоинство - державность".
Стоит особо отметить, что выступления практически всех перечисленных выше высокопоставленных участников Собора в той или иной степени совпадали с основными положениями речи Патриарха, а порой являлись, по сути дела, их развитием.
И последнее немаловажное обстоятельство: Собор в очередной раз предоставил возможность неформального общения для представителей подлинной интеллектуальной элиты Русского мира. Собор - это место интенсивного обмена мнениями, информацией, место, где завязываются знакомства и возникают перспективные проекты.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014