13.11.14
Воспитание через творчество
Фестиваль
Быть ли театральной педагогике в Воронеже?
Людмила Романова,
театровед
Программа фестиваля лучших детских спектаклей из России и Европы «Большая перемена» до того насыщенна, что при всем желании побывать везде невозможно. Помимо спектаклей, она включает мастер-классы, театральные уроки, показы анимационных фильмов, благотворительные мероприятия. Я выбрала "круглый стол" под названием "Театральный класс: сотрудничество театра и школы". И не пожалела.
Модератор Елена Ковальская (Москва) рассказала о новых формах сотрудничества театра и школы. Не секрет, что за нелегкие годы перестройки и становления нового государства воспитательная работа в школе свелась к нулю. На гуманитарные предметы отводят в новых программах столько часов, сколько отводили фашисты в организуемых ими школах на оккупированной территории.
Из-за царящей в обществе жестокости и социальной несправедливости, утраты любви к книгам и повсеместного распространения гаджетов нынешние дети почти утратили способность к сопереживанию. Проблема может стать ужасающей.
Советский театр для детей накопил немало форм воспитательной работы. Правда, в основном они были идеологическими. Хотя и в те годы находились люди, понимавшие огромное значение театра в воспитании: З.Корогодский (Ленинградский ТЮЗ), А.Бородин (Кировский ТЮЗ), Б.Наравцевич (Воронежский и Горьковский ТЮЗы).
Основными формами работы были обсуждения спектаклей, выпуски стенгазет, выставки детских рисунков к спектаклям, дежурства в театре и т.д. Конечно, драмкружки в школах и домах пионеров были всегда. Но размах детского студийного движения за последние лет 10 огромен.
В одном Воронеже сейчас примерно 35-40 детских и молодежных театральных студий, проводятся два фестиваля – "Проба" и "Синяя птица". И это здорово! Но театральная педагогика - нечто совсем другое. Здесь во главу угла ставится творчество самого ребенка.
Ему предлагают придумать рассказ, где героем стал бы он сам, объясняют, что с героем должно что-то произойти, в результате чего ситуация изменится (перипетия по Аристотелю). Смыслом такой работы являются: 1) развитие фантазии; 2) речевое развитие; 3) борьба с застенчивостью, присущей многим детям; 4) приобретение навыков общения с аудиторией. То есть решается множество задач и учебного, и психологического плана.
В театральных вузах Германии открыты факультеты театральной педагогики. Грамотно выстроенная работа театрального педагога в школе помогает решить даже остросоциальные проблемы - вражды в классе, отношения к детям мигрантов, овладения ими русским языком и многое другое. А выступления перед больными детьми? В Воронеже уже есть волонтеры, использующие эту форму.
Большинство собравшихся за "круглым столом" восприняли идею скептически. Во-первых, не было представителей органов образования, а без них проблему не решить. Во-вторых, у театров для взрослых достаточно и своих забот, чтобы еще заниматься и школьниками: для этого есть театр кукол и ТЮЗ, им и карты в руки. Системой культпоходов решается только вопрос заполняемости зала, а где качественная оценка влияния театра на умы подрастающего поколения? В общем, вопрос как-то повис в воздухе.
А жаль! Идея-то замечательная. И я имела возможность наблюдать, как она конкретно претворяется в жизнь, побывав на занятиях лаборатории по сторителлингу, которой руководит Елена Новикова. Всего за три дня она объяснила детям, как надо правильно построить рассказ (о чем я упомянула выше).
На заключительном показе дети и взрослые - участники театральных студий - продемонстрировали свои рассказы, героями которых стали животные и различные предметы. "Сказка о ежике, который на самом деле был черепахой" была разыграна детьми в стиле хип-хопа, "Пенек" затронул экологическую проблему чистоты леса, а "Сказ о рыцаре Голубке" предстал балладой. Были здесь и приключения Фена, а также Зеркала. Все это, конечно, наивно, по-детски, но ребята чувствовали себя в своей тарелке, охотно общались с залом. Конечно, это дети, имеющие опыт театральных выступлений. С другими придется возиться подольше.
Заключительное занятие по сторителлингу. Фото Михаила Квасова
Между прочим, я нашла аналог подобной практики. В далеком XVIII веке, когда по указу Петра I были открыты первые учебные заведения, в них было много сложных предметов и на церковнославянском, и на латыни, и на греческом. Чтобы детям было легче их усваивать, тексты стали разыгрывать. Так возникли школьные театры; потом ребята сами стали сочинять пьесы, а из Сухопутного шляхетного корпуса вышел первый русский драматург Сумароков. Так что все новое - это хорошо забытое старое.
Теперь вся надежда - на энтузиастов. Они уже появляются. Хочется надеяться, что их усилиями недоверие к новому методу будет сломлено, и школа получит еще одного воспитателя - театрального педагога.
Источник: газета "Коммуна" N152 (26368), 13.11.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014