11.11.14
Педагогика и революция - вещи несовместимые
Педсовет | Учителя России предложили Владимиру Путину отложить реформы в образовании и отменить обязательность ЕГЭ
Участники форума считают: школьникам – время, отчетам - час. Фото Михаила Вязового
О прошедшем в Пензе Форуме Общероссийского народного фронта на тему «Качество образования во имя страны» будут вспоминать еще долго. Слишком острые вопросы там поднимались, слишком жаркие споры велись вокруг ситуации, сложившейся в российском образовании. Иногда градус общения поднимался настолько высоко, что диалог перерастал в словесные баталии. Говорили и о статусе школьного учителя, о профессиональных образовательных стандартах, о растущей поляризации столичных и региональных вузов, о качестве подготовки инженерных кадров.
Тамара Гашимова
Воронежских педагогов представляли сопредседатель регионального штаба ОНФ, проректор ВГУ Василий Попов, проректор по науке и инновациям государственной лесотехнической академии Михаил Драпалюк, член регионального штаба ОНФ, специалист областного института повышения квалификации работников образования Елена Лысенко и учитель физики, математики и информатики средней школы N 57 Воронежа Сергей Димитренко.
Вместо "я" - "мы"
Как водится, на таких мероприятиях вопросов было больше, чем ответов. Вновь и вновь говорили о том, что усилиями государства система образования стала восприниматься в обществе как сфера услуг.
- Если это так, то из школы выходит потребитель, которого интересует цена, - считает заведующая кафедрой философского факультета МГУ Елена Брызгалина. - В таком случае, не идет речь о системе ценностей. В ходе реформ из системы образования стало уходить воспитание. Разрушается то общее поле, которое пока у нас есть. Скоро не будет "мы", не будет общности, останутся только множество "я"...
Мнение педагогов было единым: пора уйти от обсуждения результатов ЕГЭ, всевозможных индикаторов и рейтингов - и перейти на широкое обсуждение общечеловеческих ценностей. Не откладывая дела в долгий ящик, учителя заявили присутствующему на пленарном заседании Президенту России Владимиру Путину о своей готовности организовать широкую общественную и профессиональную дискуссию о современных целях образования и воспитания, а на основе диалога - сформулировать основы государственной политики воспитания и формирования российской идентичности. А заодно предложить нормативно-правовые механизмы, которые могли бы обеспечить эти задачи.
- Мы фиксируем высокую остроту запроса в обществе на обсуждение именно этих проблем — воспитания и российской идентичности, - подчеркнула Елена Брызгалина. - Идентичность трудно осознается и формируется, но легко теряется. Необходимо разработать комплекс мер по развитию содержания гуманитарного образования в системе общего, дополнительного и высшего образования. В последние годы мы во многих вопросах отказывались от самобытности нашей образовательной системы, подстраиваясь под Запад. Стоит ли нам продолжать двигаться в этом направлении? Для того чтобы снять симптомы неблагополучия в нашей системе образования, не надо брать все новые рецепты, - достаточно отказаться от бесконечных реформ и спокойно оценить результаты нововведений за последние 20 лет.
В ответ Президент заявил о своей поддержке предстоящей дискуссии и процитировал слова академика Дмитрия Лихачева о том, что преподавание в средней школе - это прежде всего воспитание. А учителя были всегда властителями дум молодежи.
Равнение на ставку
Обсуждая вопрос достойной оплаты своего труда, педагоги вспомнили анекдот: "На одну ставку есть нечего, на две - некогда". И это при том, что, по данным Министерства образования РФ, за последние три года оплата труда учителя выросла на 30 процентов. По всеобщему же мнению, показатели по зарплате удалось достичь только за счет увеличения почасовой нагрузки.
- В ходе обсуждения мы пришли к выводу, что средняя зарплата учителя на одну ставку, то есть на 18 часов, должна соответствовать 70 процентам от зарплаты в экономике по региону, - рассказывает учитель средней школы N 57 Воронежа Сергей Димитренко. - Владимир Путин пообещал уделить этому вопросу самое пристальное внимание. А также поддержал еще одно предложение: сократить по максимуму всевозможные отчеты, которые мешают работе учителя.
- За последние годы произошло существенное увеличение времени, затрачиваемого на подготовку бумаг, как для администраций университетов, так и для рядовых сотрудников, - продолжает тему проректор ВГУ Василий Попов. - Мы внесли предложение: поручить Правительству регламентировать работу по сбору отчетов и проведению мониторингов. Пора уйти от тотального контроля за учителем, за преподавателем - и перейти к системе доверия. Педагог должен иметь время на творчество и общение с учениками.
Бизнес - в вузы
- Участников нашего "круглого стола" интересовали вопросы подушевого финансирования высших учебных заведений, при котором совсем не учитываются особенности каждого конкретного вуза, - рассказывает проректор ВГЛТА Михаил Драпалюк. - Беспокоит невозможность снижения спущенной государством фиксированной платы за обучение, в результате чего технические провинциальные вузы оказываются в проигрышном состоянии, так как надеяться на то, что в глубинке кто-то сможет выложить от 60 до 120 тысяч за год обучения, не приходится. Но есть и другие проблемы. Предприятия региона, заинтересованные в выпускниках, не имеют возможности финансировать вузы. Те, в свою очередь, могут входить в создание технопарков и иных образований с бизнесом только интеллектуальной собственностью, а не зданиями и прочим. Представители среднего профессионального образования поднимали вопрос о закупке нового оборудования: государство денег почти не выделяет, а бизнес на это не идет. Мы смогли решить эту проблему через договор ответственного хранения, о чем и рассказали коллегам.
Шла речь и о необходимости возрождения связей между вузами и бизнесом. Для этого предприятиям предстоит обозначить ряд требований, которым должен соответствовать выпускник института или университета. Чтобы помочь учебному заведению решить эту задачу, производственники обязаны принять студента на практику и стажировку, представить для обучения наиболее передовую технику.
- Раньше все новинки поступали практически одновременно на производство и в вуз, - говорит Василий Попов. - Сейчас так работают в Белоруссии. Нам подобная форма доступна только через кооперацию вуза и предприятия. Растить инженера надо со школы, создавая при высших учебных заведениях профильные кружки. Но по нынешнему законодательству мы не имеем права напрямую оплачивать своему преподавателю за работу со школьниками.
ЕГЭ не для всех
Профессор педагогического университета имени Герцена математик Сергей Рукшин, воспитавший двух лауреатов медали Филдса и подготовивший десятки победителей международных олимпиад, предложил отменить ЕГЭ для тех школьников, которые не собираются поступать в вузы. Аттестаты об окончании школы они могут получить в обычном порядке, для чего им достаточно получить по итогам года положительные оценки по всем предметам.
- Это позволит оградить часть выпускников от излишней нагрузки, - считает специалист Воронежского областного института повышения квалификации работников образования Елена Лысенко. - Тем не менее, торопиться не стоит, надо провести эксперимент в нескольких регионах, а потом проанализировать результаты. Целесообразней было бы сначала снять с Единого госэкзамена все то, что на него навесили. Сейчас ЕГЭ - это способы оценки ученика, учителя, школы, руководителя образования региона. Мы предложили рассматривать результат экзамена только как уровень знаний выпускников. Но школьные педагоги боятся лишиться надбавки за успешную сдачу ЕГЭ их учениками.
Помимо этого Сергей Рукшин настаивает на том, что все учебники должны быть объединены общим фундаментальным ядром. Базовая программа во всех образовательных учреждениях страны должна максимально совпадать, а степень вариабельности не может превышать 25 процентов.
Возвращение специалиста
О том, какую стадию сейчас переживает российское образование - деградацию или развитие, участники форума спорили до хрипоты. По словам все того же Сергея Рукшина, деформацию образовательного пространства в России обусловили три существенных фактора: итоговая аттестация, закрытие специалитетов и переход на бакалавриат, отсутствие единого образовательного пространства на территории всей страны.
Благостную картину строительства школьных зданий, спортзалов, оснащения образовательных учреждений новейшим лабораторным и компьютерным оборудованием портит закрытие в течение последних трех лет более 150 коррекционных школ по всей стране. Делается это, по мнению ректора Костромского института развития образования Елены Лушиной, под "соусом" развития инклюзивного образования. Но суть его не в установке пандусов, а в создании и применении специализированных программ для работы с ребенком с особыми образовательными потребностями в обыкновенной школе.
- В ряде регионов образование находится не в лучшей форме, там, чего греха таить, есть ощущение падения и кризиса, - считает Василий Попов. - Тем не менее, первая сотня вузов страны, куда входит и ВГУ, активно начали заниматься наукой, вовлекая в процесс студентов и аспирантов. О качестве работы говорят победы ребят в международных олимпиадах, очереди из западных и отечественных компаний за некоторыми молодыми специалистами. Но должна быть общественная оценка деятельности вузов. В некоторых из них образование практически не ведется, только дипломы выдают.
- Переход на Болонскую систему образования привел к снижению уровня подготовки будущих специалистов, - уверен проректор ВГЛТА Михаил Драпалюк. - За четыре года невозможно сформировать грамотного инженера или педагога. Поэтому было принято решение обратиться к Президенту страны с просьбой уйти от бакалавриата и магистратуры и вернуть специалитет по инженерным и педагогическим специальностям.
А что в итоге?
Выслушав педагогов, Владимир Путин согласился с необходимостью восстановления единого образовательного пространства, возвращения пятилетнего специалитета в инженерных и педагогических вузах, поддержал идею разработки методических рекомендаций о деятельности управляющих советов образовательных учреждений.
Что касается отмены ЕГЭ для тех, кто не собирается поступать в вузы, то здесь, по словам Президента, окончательное слово за экспертами. Они же должны решить, насколько эффективны критерии оценки труда учителя по результатам ЕГЭ.
Глава государства заверил, что отчетный документооборот будет сокращен, а непрекращающийся поток переиздания школьных учебников - приостановлен. Кроме этого в ближайшее время начнется целенаправленная работа по подготовке школьников - участников сборных России в международных олимпиадах. Тем не менее, ждать немедленного исполнения принятых форумом решений не стоит. Сначала предстоит все тщательно проанализировать и только потом внедрять в практику.
Конечно, в любом деле, а уж тем более - в образовании, рубить сгоряча не стоит. Но как бы за постоянными разговорами, за разработкой новых концепций и программ в очередной раз не упустить самое главное, основу основ любого образования - стремящегося к познанию ученика.
Источник: газета "Коммуна" N151 (26367), 11.11.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014